Продолжение. Начало в АрсВест №32, 33, 34
Вопрос о проживании
В Москве мы остановились у наших хороших знакомых. Это, конечно, отлично, но только на день – другой, не больше. В газете «Метро», которая раздается бесплатно на станциях метро, есть много привлекательных объявлений. Минимум, за который можно найти ночлег, стоит 600 рублей с человека.
Поверьте на слово, московские друзья и родственники не лучший вариант для проживания в Москве. Времена развитого социализма в прошлом, практичность на каждом шагу, а в столице она на порядок выше. Свои проблемы каждый решает самостоятельно.
Мы учли все тонкости этого вопроса, и в Санкт-Петербурге сняли комнату-студию за одну тысячу рублей в сутки. И это очень дешево в преддверии летнего туристического бума. В этом нам помогла наша очень хорошая знакомая, почти родственница. В результате наше пребывание в Санкт-Петербурге прошло очень плодотворно и комфортно.
В этом вопросе учитывайте еще один момент. В теплое время года, с мая по сентябрь, цены на съемное жилье и гостиницы в наших столицах могут подняться в два раза. Так что этот вопрос надо решать заранее. Мне кажется, что московским знакомым и родственникам, проще вас снабдить информацией о съемном жилье, чем селить у себя. Но вообще то, это личное дело каждого.
А еще нам очень крупно повезло. Едва мы покинули столицу, над ней пронесся страшный ураган. Погибло больше тридцати человек. Ветер дул такой силы, что с корнем вырывал деревья, кидал их на линии электропередач и на людей, переворачивал легковые автомобили. Движение транспорта в столице было остановлено больше, чем на двенадцать часов. МЧС и власти города это страшное стихийное бедствие, как обычно, «проспали», не предупредив вверенное население города об опасности.
1 июня
Раннее утро, первый летний день. Мы в культурной столице России. Спускаемся в метро «Московский вокзал». В кассе метро сразу же купите карту «Подорожник». Это проездной билет, как в метро, так и в наземном транспорте. Одна поездка стоит 35 рублей. Сразу платим по 350 рублей и голова не болит на десять поездок.
Добавить деньги на карту «Подорожник» можно через кассу метро, а можно через терминалы, которые стоят тут же рядом с кассами. Все просто, но маленькое «но». Добавляйте через такой терминал небольшую сумму. Больше пятисот рублей кладите через кассу метро.
Лично у меня два раза платежи не проходили. Но даже, если терминал «затупил», забрал деньги и на этом успокоился, не паникуйте и не расстраивайтесь. Идите к кассиру, объясняйте ситуацию. Та вызовет специалиста, который решит вашу проблему за десять минут.
Итак, спустились на перрон петербургского метро. Здесь имеется схема данной линии метро со стрелкой, указывающей, в какую сторону идет электропоезд со всеми станциями до конечной. Находится эта схема в стороне от потока пассажиров, и на уровне ваших глаз. Так что, пока вы разбираетесь, куда вам ехать, не мешаете более мобильным людям, не путаетесь у них под ногами. Для меня это был очень весомый плюс.
Когда доедете до нужной вам станции, не спешите нестись за выходящим потоком пассажиров, строя из себя коренного петербуржца. Обратите внимание на объявления на стенах при выходе из метро. В них указано на какую улицу вы идете, и какие номера автобусов там находятся. Это вас избавит от излишних расспросов.
Первый день в Санкт-Петербурге для нас начался удачно. Без проблем доехали до станции метро «Автово», где пересели в автобус, на котором доехали до нужного нам микрорайона «Балтийская Жемчужина».
Имейте в виду одну особенность петербургского наземного транспорта. Автобусы останавливаются в любом месте, как по просьбе пассажиров в салоне, так и от простого голосования рукой, что очень удобно. Если вы не дошли до остановки тридцать-сорок метров, не надо нестись к ней, изображая бегуна-спортсмена. Просто махните рукой водителю, и он остановит автобус для вас.
К девяти утра мы оказались на нашей съемной квартире, предоставленные сами себе. И если все так удачно сложилось, то грех расслабляться – вылеживаться. Не за этим мы пересекли всю страну с востока на запад.
Завтракаем, переодеваемся и выходим на улицу. На том же маршруте автобуса, на котором приехали сюда, едем до той же остановки метро «Автово». Наша задача простая, попасть не просто в центр города, а как можно ближе к «Русскому музею». И потому переходим на станции «Технологический институт» с красной ветки на синюю и доезжаем до остановки «Невский проспект». Мы в самом центре культурной столицы России.
Русский музей
Ориентироваться в Питере несложно. Мимо Казанского собора, в сторону от «Невского проспекта», и вот он, знаменитый музей, четыре часа в котором пролетают, как несколько минут. Экспонатов великое множество, и все за раз не ухватить. Так что сосредотачиваемся на самом лучшем, что на слуху и на виду.
И первое, это картины Айвазовского. Главная, из которых лично для меня, «Девятый вал». Парусник разбит штормом. Несколько моряков держатся на воде, уцепившись за мачту. Жуть от надвигающейся крутой волны, и маленькая надежда на спасение в виде первых отблесков рассвета.
Я сам моряк, и очень хорошо представляю трагедию этих людей, оказавшихся на краю гибели. Все изображено так правдоподобно, что глядя на картину, страх селится в душе.
Не оставляет равнодушным и картина «Тонущий корабль». В ней та же жуткая безнадега корабля и моряков, оказавшихся среди бушующего океана. Глядя на картину, понятно, что стихия уже не отпустит свою жертву. Жуткая правда жизни очень реально изображена художником.
Времени очень мало, чтобы рассматривать все картины тщательно и не спеша. А вот и знаменитая картина «Последний день Помпеи», которая привлекает не трагедией взорвавшейся стихии, уничтожающей город, а роскошными формами обнаженной натуры. Эта красивая женская фигура отставила лично для меня трагедию на второй план.
«Переход Суворова через Альпы», «Бурлаки на Волге», «Корабельная роща» - вот только маленькая частичка произведений великих художников, собранных в «Русском музее». Можно бы находиться в музее еще час-другой, но уже нет сил воспринимать прекрасное. Да и дорога, с ее автобусами и метро, «съедает» очень много полезного времени как в Москве, так и в Петербурге.
Так что закругляемся, выходим снова на «Невский», на котором полно рекламщиков от туристических агентств. Если вы ограничены по времени, то их услуги необходимы. Но связываясь с ними, учтите один момент. Посещая достопримечательности Санкт-Петербурга самостоятельно, вы быстрее изучите город. И это вам обойдется на порядок, а то и на два дешевле.
2 июня. Петергоф, фонтаны
Туда едет большое количество как туристических, так и рейсовых автобусов. А мы, проживая в микрорайоне «Балтийская Жемчужина», находимся как раз на пути к этому историческому месту. Билеты, что в рейсовом автобусе, что в туристическом по одной цене - 80 рублей. А вот карта «Подорожник» не действует. Этот маршрут считается уже загородной линией.
По совету петербуржцев, которые очень благожелательны к приезжим, ждем рейсовый автобус. В нем и просторней, и мест свободных больше. Дорога прямая, асфальт отличный, без внеплановых уклонов и выбоин, в отличие от дорог провинциальной части страны. Сорок минут, и мы на месте. От остановки до музейного комплекса недалеко. Покупаем билеты, как пенсионеры со скидкой, и вот мы в бывшей вотчине российского самодержавия.
В сам дворец не попадаем, он работает по определенным дням и часам, из которых большую часть времени отдают без очереди иностранным туристам. Спускаемся по широкой лестнице вдоль фонтанов в сам парк, который просто огромен. Территорию можно объехать на электромобиле, что мы и делаем.
После обзорной экскурсии направляемся в дом на берегу моря, в котором царские особы принимали водные процедуры в роскошной бане и кушали. И где были покои для знатных гостей, что-то наподобие гостиницы. Домик небольшой, но все в нем солидно и роскошно.
И снова гуляем по тенистым аллеям, где вековые дубы, красота и покой. Туристов много, но никто никому не мешает, до того огромная территория. Отсюда же можно совершить морскую прогулку. Если учесть, что по этим местам прокатилась война, а сам Петергоф и эти дворцы были захвачены фашистскими захватчиками, то восстановление прошло на отлично. Можем, если захотим. Великое изречение красного вождя.
Не буду больше вас утомлять описанием красоты и роскоши, это все надо увидеть собственными глазами. И никак иначе. Все это, по объяснению экскурсовода, создавалось Петром – 1 как русский Версаль, чтобы утереть нос иностранцам. Показать, что мы, мол, тоже не лыком шиты, не лаптем щи хлебаем.
Вечные русские понты! Столица сверкает в роскоши, а глубинка перебивается с хлеба на воду, погрязая все больше и больше в нищете, в угоду вот этому самому великолепию. Сменяются столетия, а у нас в России понты по-прежнему на первом месте. Сочинская Олимпиада тому подтверждение.
И еще одно. Не случись революции, и простому человеку, обычному россиянину не видать бы этих красот и рукотворных чудес. Хоть что то полезное от смены власти досталось нам, обычным россиянам.
3 июня. «Невский проспект» - «Зимний дворец» - «Эрмитаж»
Со взятием Зимнего дворца начался отсчет великих несчастий России, на тот момент великой мировой державы. Как и начало великого горя российского народа. Хотя, если быть объективным, то российский народ никогда российской властью не ценился. Всегда оставаясь лишь инструментом для достижения личных целей у людей облеченных властью. Что и говорить, у великой страны и несчастья великие, которые протянулись на сто лет и сегодня еще не закончились.
Виктор БОНДАРЧУК.
Продолжение следует.