фото

Продолжение. Начало в АрсВест №32

Погуляли час по Арбату и снова вернулись на Красную Площадь, к храму Василия Блаженного в надежде, что поток туристов слегка уменьшится. Так оно и есть, вот только вход в храм за деньги, и стоит пятьсот рублей, что сразу отбивает охоту попасть внутрь. Обошли храм вокруг, помолились на купола, и все.

Лично мне кажется, что нельзя брать деньги за посещение храма. Он же в первую очередь именно храм, а во вторую исторический памятник с коммерческим уклоном.

Через площадь Васильевский спуск прошли к Москва-реке. С Большого Москворецкого моста полюбовались Кремлем, который выглядит именно с этого места очень красиво. Перешли на другой берег, где просто прошлись по улочкам старой Москвы, и в частности по улицам Большая Ордынка и Пятницкая, которые на слуху у всей России. Помните фильм Трактир на Пятницкой?

На этом второй день в столице закончился. Нам еще добираться до места проживания полтора часа и готовить ужин. Перекусить в центре столицы за разумные деньги можно только в Мак-Дональдсе.

Третий день в Москве. 21 мая.

Целенаправленно едем прямо с утра в «Третьяковскую галерею», чтобы своими глазами увидеть знакомые с детства картины: «Три богатыря», «Боярыня Морозова», «Неравный брак», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». И конечно, «Утро в сосновом бору», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына». Увидели все, кроме «Ивана Грозного», Этой картины на выставке не было.

Все отлично. Но чтобы почувствовать по настоящему прекрасное, пяти часов на осмотр очень мало. Напоминает легкую пробежку по залам на длинную дистанцию. К двум часам дня мозг отказывается воспринимать прекрасное. Рады бы посвятить «Третьяковке» еще не один день, но их в нашем распоряжении нет.

Мы направляемся в Кремль. Вторая попытка попасть в «Оружейную палату» увенчалась успехом. Очередь за билетами небольшая, основная масса туристов желает попасть в Алмазный фонд. Покупаем билеты в святая святых России, и первое легкое разочарование.

Оружейная палата ничем особенным не удивила. Много дорогой посуды из золота и серебра, царских одежд, карет, по уровню роскоши сопоставимых с нынешними мерседесами. И, к сожалению, не так много оружия, которое прославило нашу Родину. Оно представлено одним залом, и совсем не впечатляет разнообразием.

Кареты и царские одежды, которые шились по два года, лично для меня – пустая трата времени. Лучше бы в эти залы добавили оружия. И не просто оружия, а принадлежавшего, как великим полководцам, так и великим людям России. Ведь «Оружейная палата», по простой логике, должна соответствовать своему названию.

К большому сожалению, в «Алмазный фонд» мы не попали. Очень много желающих увидеть несметные богатства России.

22 мая.

фотоНа этот день у нас запланировано посещение самого Кремля, хотя погода к этому не располагает. Довольно прохладно и ветрено. Экскурсовод ведет нас в Архангельский собор, в котором погребены цари и особы, к ним приближенные. Их там покоится столько, что все это представляет собой маленькое кладбище.

Мое сознание больше волнуют и будоражат сами помещения Кремля, его полутемные палаты с низкими и мрачными сводами, маленькими окнами. Эти стены повидали очень многое за пять веков. По этим ступенькам поднимались и спускались люди, построившее Государство Российское. И эти каменные ступени, стены и палаты остались такими, какими и были при них.

Дошли до Царь-Пушки и Царь-Колокола. Первая никогда не стреляла, а второй никогда не звонил. Похоже, что и в глубокую старину были ушлые людишки, которые очень удачно осваивали государственные денежки на пустые дела. Ведь даже при беглом осмотре этой самой пушки понятно, что она такими огромными ядрами, что лежат возле нее, никогда выстрелить не сможет. Стенки ствола не пропорционально тонкие к размеру ядра.

Прикоснулся к Царь-Колоколу. И тоже непонятно, зачем нужна такая громадина из металла. Ведь в колоколе главное достоинство мелодичность звука, а не его размеры. И каким бы он большим ни был, он не зазвучит громче положенного. И в итоге этот колокол, как и пушка, никогда не использовались по назначению, никогда не радовал москвичей своим звоном, пушка никогда не защищала от врагов. Получается, что это памятники нашему вечному российскому величию, которое на самом деле оказывается понтами, выражаясь простым языком улицы.

Еще посетили два небольших музея, в одном из которых находится икона Казанской Божьей Матери 16 века. Она соткана из материи, которая от времени уже на треть истлела. Время не щадит и святыни. Здесь много достопримечательностей режимных, но туда вход простым смертным запрещен. Мы насквозь промерзли, а потому заканчиваем знакомства с историческими местами столицы.

23 мая.

Сегодня отправляемся к близким знакомым на далекую окраину Москвы, фактически в Подмосковье. Микрорайон Город Набережных расположен на ровном и широком месте. Все дома из красного кирпича, и нет супервысотных громадин. Все красиво, напоминает Венецию: микрорайон поделен на части каналами.

Но почему не сделать улицы на три метра шире? По узким улочкам машины фактически не едут, а пробираются. Неразрешимая проблема – поставить машину возле дома на десять минут, чтобы решить свои сиюминутные дела. О парковке на ночь уже речь не идет.

Здесь чистое поле, и расширение микрорайона на сто метров погоды не делает. А если учесть, что работы для людей здесь проживающих нет, и все жители трудятся в Москве и передвигаются в основном на машинах, то отсутствие нормальных межквартальных дорог, как и скоростной трассы до Москвы, минус для них жирный.

Соединенные Штаты Америки перестраивали города под автомобили, потому что те стали неотъемлемой частью цивилизации. А вы-то, столичные чиновники, зачем на голом месте строите так неперспективно?

Разветвленная сеть дорог – основа любого города, его кровеносная, жизнеобеспечивающая система. Городские власти, давшие разрешение на это строительство, почему-то не озаботились тем, как будут жители этого микрорайона добираться до города. Короче говоря, в столице, по большому счету, все делается так же, как и во всей остальной России.

У нас во Владивостоке, к отдаленному микрорайону, строящемуся на голом месте, ведет двухрядная дорога, которая во время снегопада превращается в тропу аварий. И никто ее расширять и благоустраивать не думает. А отсутствие дорог, одного из наиглавнейших элементов города, – по моему мнению, самое настоящее и гнусное преступление. Так что нам, гражданам России, где бы мы ни жили, в комфорте не расслабиться. От Камчатки до столицы наша жизнь – борьба с рукотворными трудностями. Счастливая жизнь нам еще только снится.

24 мая.

Пятый день пребывания в Москве чуть не загубили, выбираясь из Подмосковья в столицу больше четырех часов. И чтобы совсем не потерять этот день, спустившись в метро, отправились на ВДНХ. Хочется увидеть «Рабочего с Крестьянкой», композицию скульптора Мухиной. Все кино снятое на «Мосфильме», начинались с картинки этой знаменитой парочки. Начинаем осмотр достопримечательностей с аллеи с бюстами советских и российских космонавтов. В центре которой огромная стелла с рвущейся в космос ракетой, знакомая всем тоже с детства. На музей космонавтики времени нет.

Нехватка времени – это самый главный минус короткого путешествия. Завидую москвичам, они могут наслаждаться прекрасным без спешки, регулярно, с чувством и толком.

От аллеи космонавтов совсем недалеко до главного входа на выставку достижений народного хозяйства. На этом коротком участке пути, длинной не более трехсот метров, раскинулся стихийный «блошиный» рынок. Торгуют гости столицы из ближнего зарубежья. Поддерживаю коммерцию и за пятьдесят рублей покупаю флажок России.

Монументальный вход, похожий на громадную Триумфальную арку, верх которой венчает «Рабочий с Крестьянкой», держащие в руках сноп пшеницы. Но это не та самая главная скульптура. Произведение скульптора Мухиной вынесено за территорию выставки и располагается на «Проспекте Мира». Мы его посетим на обратном пути.

А сама территория выставки поражает широтой и размахом. Здесь все красиво и в полном порядке. Территория ВДНХ ухожена просто идеально. Несмотря на вечер рабочего дня, туристов и просто гуляющих много. Из всех павильонов открыты на конец мая только два: Армении и Белоруссии.

В первом работает ресторан армянской кухни, который пользуется популярностью, свободных мест в нем нет. А в белорусском павильоне выставка-ярмарка товаров народного потребления и кулинарии. Мы купили очень вкусное печенье. Центр ВДНХ венчает огромный и красивый ансамбль фонтанов.

Восхищен идеально ровным асфальтом без трещин и колдобин, по которому молодежь легко раскатывает на роликах и самокатах. Не понимаю, почему такое невозможно в нашем далеком крае, где долговечность асфальта не превышает полугода. Говорят, зимой вся эта громадная территория будет превращена в каток для массового катания на коньках. Везет же москвичам!  

Доходим до легендарного «Бурана», который выставлен на всеобщее обозрение, как высшее достижение человеческого разума, и который оказался не нужен. Обидно, что этой сверхсложной технике место на выставке, а не в космической работе.

Рядом с «Бураном» расположился пассажирский самолет ЯК-42. За какие заслуги он удостоился такой чести – не понять. Таблички поясняющей нет. Самолет, конечно, хороший, но не на столько, чтобы стоять рядом с космическим чудом техники. В народе ходят слухи, что летчики его называют уничтожителем керосина, до того много он расходует топлива. А может, именно за это он и прославился?

Космический корабль «Восток» – слава советской космонавтики. Воистину мировое достижение советского народа. Он наглядно показывает, что наша страна была когда-то великой и могущественной. И дай Бог, чтобы это не было утрачено навсегда в дне сегодняшнем.

От этих величественных экспонатов идем в обратную сторону. А когда дошли до метро, то сил и желания идти смотреть шедевр Мухиной «Рабочий и Крестьянка» просто не осталось. Оставляем это на следующий приезд в Москву.

Виктор Бондарчук.

Продолжение следует.