Поражение России в международных соревнованиях среди рабочих профессий стало поводом для пересмотра программ профобразования
На прошедших состязаниях Россия заняла 54-е место из 54 стран.
В нынешнем году учащиеся российских ПТУ и колледжей впервые участвовали в международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI). На прошедших в июле в Лейпциге состязаниях Россия заняла 54-е место из 54 стран. После этого Минобрнауки решило пересмотреть программы отечественных учреждений среднего профессионального образования (СПО).
Соревнования проходили в начале июля, в них приняли участие 1024 ученика рабочих специальностей. Результат оценивался по двум критериям — качеству работы и скорости. Российская команда представляла 15 профессий — сварка, мехатроника, парикмахерское искусство, камнеобработка, автопокраска, укладка кирпичей, плиточная облицовка, столярное дело, кузовной ремонт и др. Российских представителей отбирали на региональных конкурсах и первых национальных соревнованиях.
В Минобрнауки не стали отрицать, что полученные результаты стали неожиданностью и они требуют серьезного рассмотрения среднего образования. «Соревнования показали, что современный уровень подготовки специалистов рабочих специальностей в Российской Федерации существенно уступает мировому.
Сейчас необходимо провести анализ выступления российской сборной и разработать новые программы обучения в средних профессиональных образовательных организациях», — пояснили в министерстве.
Выступление сборной проанализирует экспертная группа. После чего начнется разработка дополнительных модулей для профессиональных образовательных программ СПО. Эти модули предстоит апробировать в образовательных учреждениях.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подтверждает падение уровня учреждений СПО, но причины провала относит в советское время. «СПО в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания, — говорит Фрумин. — Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР».
Руководитель международного центра МГУ в Женеве Тамерлан Ибрагимов, напротив, ищет причины случившегося в постсоветском периоде. «За последние 20 лет было разрушено все, и это в том числе. В России сейчас нет системы подготовки квалифицированных и эффективных рабочих кадров, — говорит Ибрагимов. — Надо сделать так, как в Германии, — когда опыт соединяется с современными тенденциями. Нужно теснее взаимодействовать с современными компаниями, здесь должно помочь государство».
Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам. «Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне.
Да и зарплаты, если у преподавателей вузов они были низкие, то, представьте, какие там, — говорит Александров. — Система ПТУ и техникумов развалилась. Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство».
В свою очередь, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук заявил: «Меня не удивил тот факт, что представители наших профтехучилищ заняли 54 место. Та школа, которая была создана в советское время, практически исчезла. Например, раньше в угольной отрасли существовали свои ПТУ (их было порядка 143), высшие учебные заведения. Люди твердо знали, куда они пойдут работать по окончании учебы.
Сегодня федеральные власти отдали систему профтехучилищ регионам. В итоге одни субъекты РФ не в состоянии нормально финансировать ПТУ, другие проводят переориентацию специальностей в те, которые наиболее востребованы на рынке.
К сожалению, мы отказались еще от системы направлений выпускников. Собственник предприятия не видит смысла оплачивать обучение молодым людям, чтобы потом они пришли на производство. Молодые люди находят себе работу с хорошей зарплатой, берут кредит и рассчитываются за свое обучение. Поэтому собственникам предприятий выгодно нанимать трудовых мигрантов.
Но такой подход может закрыть проблему дефицита кадров на уровне разнорабочих, но нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей таким образом не решится»