Повышение НДС, акцизы и налоговые изменения вгоняют население в нищету.
Реальные доходы россиян практически беспрерывно падают уже шестой год подряд. И это притом что зарплаты в стране, если верить официальной статистике, растут, пенсии индексируются, социальные пособия увеличиваются. Но люди в подавляющем большинстве своем все равно в минусе. Почему так происходит? Четкого ответа на этот вопрос высокие чиновники не дают. И, возможно, не случайно: ведь это именно они — депутаты с подачи правительства — принимают многочисленные законы, которые лишь осложняют россиянам жизнь: повышают налоги, поднимают тарифы, вводят новые сборы. Мы собрали законодательные изменения последних лет, которые прямо или косвенно ухудшили благосостояние и качество жизни людей.
Эх, налоги...
С 1 января 2019 года вступил в силу закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Этот налог — традиционный источник существенных фискальных поступлений в федеральный бюджет, и теперь он стал еще больше. Дополнительные 2% сбора будут приносить в казну 600–630 млрд рублей ежегодно. Эти деньги должны пойти на исполнение майских указов, которые, в свою очередь, направлены на борьбу с бедностью, улучшение социально-экономической обстановки, словом, во имя народного блага. Однако пока что повышение НДС повлекло за собой лишь ускорение инфляции, рост цен на товары и услуги и, как следствие, падение доходов населения. Проще говоря, россиян вынудили самих профинансировать заботу государства о них.
Эксперты Института актуальной экономики подсчитали, что за рост НДС каждый россиянин заплатит 4200 рублей в год. Они же спрогнозировали, что покупательская способность населения снизится в результате на 2%. Иными словами, если раньше мы могли купить 100 кг мяса в год, то теперь нам хватит лишь на 98 кг.
Прогнозы сбылись. Росстат отчитался, что за I полугодие 2019 года реальные доходы населения снизились на 1,3%. Правда, свой вклад в обеднение страны внес не только НДС. Аналитики ИАЦ «Альпари» считают, что повышение налога увеличило инфляцию потребительских цен на 0,1%, и на такую же величину инфляция увеличилась за счет повышения ставки акцизов. «Каждое повышение инфляции потребительских цен на 0,1% снижает реальные доходы населения на 0,5%. Соответственно, половину из общего процента падения доходов обеспечили повышение НДС и акцизов с 1 января», — отметили в «Альпари».
В 2016 году власти решили реформировать расчет налога на имущество граждан. Нововведения не подавались как повышение налога, речь шла лишь о «более справедливой» системе его начисления, однако на деле владельцы собственности получили квитанции с увеличившимися в разы суммами. Прежде налог на имущество граждан считался исходя из инвентаризационной стоимости объектов (по БТИ). Власти посчитали, что в большинстве случаев эта стоимость занижается, и предложили начислять налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
В результате пересчета суммы налогов увеличились в 2 раза и больше. Больше всего пострадали владельцы элитной недвижимости или квартир в центре столиц: им стали приходить извещения с суммой налога в десятки тысяч рублей. При этом многие эксперты и собственники квартир сомневаются в достоверности кадастровой стоимости, оцененной Росреестром. Нередки случаи, когда рыночная оценка квартиры значительно ниже кадастровой. В комиссию при Росреестре поступают десятки тысяч обращений по пересчету кадастровой стоимости и почти две трети из них удовлетворяются. При этом кадастровая стоимость каждый год меняется: если человек один раз доказал свою правоту, это совсем не значит, что на следующий год ему не придется заниматься этим снова.
Консалтинговая компания «Финэкспертиза» сообщала, что средний чек налога за имущество с 2015 по 2017 год вырос в 1,7 раза — до 355,8 рубля. Во столько же раз увеличились и доходы российского бюджета от этого налога, составив более 52 млрд рублей.
Кстати, из-за изменений в имущественном законодательстве с начала этого года люди стали массово избавляться от дач: число предложений о продаже резко выросло. Самые частые причины — неподъемный налог или острая необходимость в деньгах. Дело в том, что в этом году закончилась «дачная амнистия», и теперь дачники должны в обязательном порядке оформить в собственность загородную недвижимость. При регистрации часто увеличивается кадастровая стоимость дома, а вместе с этим и налог.
Неподъемные акцизы
В России регулярно повышаются ставки акцизов на топливо, алкоголь и табачные изделия. Например, акцизы на табак повышались и в 2017 году, и в 2018-м, и в 2019-м. До 1 июля прошлого года ставка составляла 1562 рубля за тысячу штук, затем до конца 2018 года акциз повысили до 1718 рублей на тысячу штук, а с 2019 года — до 1890 рублей. К 2021 году акциз на сигареты поднимут трижды в общей сложности на 26%, до 2,6 тыс. рублей.
Акцизы на алкоголь повышались в последний раз в 2017 году. Тогда акциз для продукции с долей спирта выше 9% повысился с 500 до 523 рублей за литр. Ставка на алкоголь крепостью до 9% составила 418 вместо 400 рублей. Правительство объявило, что до конца 2019 года ставки расти не будут. Однако в начале июля кабмин внес законопроект о поправках в Налоговый кодекс, которые значительно повышают акциз на вино в 2020 году — с 18 до 31 рубля за литр тихого вина и с 36 до 40 рублей за литр игристого. В результате цены повысятся на 15–20%. Между тем на долю акциза приходится более 40% розничной цены бутылки алкоголя. Увеличение ставок моментально влечет за собой рост цен на продукцию.
Две трети (около 70%) конечной стоимости бензина занимают налоги и акцизы: тут и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и топливный акциз. С 1 января 2019 года решением правительства акциз вырос в полтора раза. Ставка на тонну бензина увеличилась на 4,1 тыс. рублей, до 12,314 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо — на 2,876 тыс. рублей, до 8,541 тыс. рублей.
Из-за повышения топливного акциза на небольших АЗС (не входящих в вертикально интегрированные компании) цены повысили на 17,5% в мае–июне этого года, сообщал Росстат. В среднем же в первом полугодии 2019-го цены на бензин выросли на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом правительство убеждало, что не допустит роста стоимости топлива выше, чем на уровень инфляции. Вслед за топливным акцизом взлетели цены на перевозки. Услуги пассажирского транспорта, по Росстату, подорожали на 7,4% с начала года, билеты в поездах — на 11,6%, авиабилеты — на 5,8%.
По данным «Яндекс.Котировки», с начала прошлого года цена литра бензина Аи-95 в среднем по России выросла на 4 рубля — с 41 до 45 рублей за литр. Если раньше полный бак среднестатистической легковушки можно было заполнить за 2500 рублей, то сейчас на это уйдет на 200 рублей больше.
«Повышение цен на бензин отразилось в инфляции, ведь его повышали и в начале 2018 года тоже. Официально инфляция в РФ по итогам прошлого года составила 4,2% после 2,5% в 2017 году. Однако эти цифры далеки от истины. В свою очередь, бензин за прошлый год подорожал на 10%. Примерно столько же и составила реальная потребительская инфляция, которую каждый ощутил на себе в виде роста цен. Акциз на сигареты вырос на 10%, а на крепкий алкоголь — на 5%. Соответственно, в рамках этой процентной разбивки подтянулись и цены на сигареты и спиртное», — оценил влияние повышенных акцизов на доходы россиян ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов.
Ловушка для предпринимателей
В 2015 году власти запустили систему взимания платы с грузовиков за проезд по трассам «Платон». Правительство решило, что тяжеловесный транспорт наносит 56% от общего ущерба федеральным трассам. Именно такие грузовики и фуры перевозят по территории России товары, начиная от продуктов и заканчивая стройматериалами, техникой, автомобилями. Кстати, на ремонт дорог и так идут доходы от уплаты топливного акциза, однако властям этого оказалось мало. От системы «Платон» в Дорожный фонд должно перечисляться около 40 млрд рублей в год. «К 2019 году это позволит привести федеральные трассы в нормативное состояние», — говорили четыре года назад в правительстве. Дороги в России по-прежнему оставляют желать лучшего, тем не менее власти решили не останавливаться на достигнутом. С апреля 2017 года тариф увеличили на 25% — до 1,91 рубля за каждый километр пути. В текущем году тариф снова повысили — на 14 копеек, до 2,04 рубля за километр. Через полгода, с февраля, плату увеличат больше — до 2,20 рубля за км, а еще через год — до 2,35 рубля. Кстати, изначально уровень, до которого планировалось довести тарифы, составлял 3,73 рубля за километр, однако после массовых протестов дальнобойщиков его снизили. Сборы с грузовиков отразились в ценах на товары, которые они перевозили. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, тарифы на перевозки товаров после запуска «Платона» выросли на 6–28%. Эти издержки заказчики логистических услуг заложили в конечную стоимость товаров.
Однако если обычные граждане испытали лишь косвенное влияние от введения «Платона», то некоторые категории населения потеряли часть привычных доходов. Например, уровень жизни дальнобойщиков (а их в России больше 1 млн человек), многие из которых возят грузы в качестве индивидуальных предпринимателей, с 2015 года, снизился на 10–15%, подсчитали эксперты Центра научной политической мысли и идеологии.
«Тарифы «Платона» внесли свою лепту в повсеместный рост цен, однако на фоне остальных проблем, которые присутствуют в экономике, она довольно незначительна. Поставщики поднимают стоимость своих заказов в основном из-за увеличения стоимости нефти, НДС и расходов на содержание парка грузовых автомобилей. Даже с учетом недавней индексации тарифов воздействие на инфляцию этого фактора будет ограниченным, тем не менее оно будет», — полагает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Отметим, оценки вклада «Платона» в инфляцию в 2016 году колебались от 1–2% до 5%. Особенно это будет видно, когда тариф вырастет, предупреждал бизнес. Например, генеральный директор «Danone» Россия» Бернар Дюкро заявил, что, когда тариф поднимется вдвое, цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов. Цены вырастут и в результате постепенной монополизации рынка, когда с рынка вынуждены будут уйти дальнобойщики-индивидуалы, которые оказывали услуги по более дешевым ставкам, чем транспортные компании.
Еще одну «ловушку» для предпринимателей власти приготовили в виде закона об обязательном оснащении точек торговли и оказания услуг онлайн-кассами. Установить оборудование предписывается в несколько этапов (по категориям предпринимателей). Эксперты отмечают, что по бизнесу с малыми оборотами новшество сильно ударило: издержки им придется покрывать за счет потребителей.
«По состоянию на июль 2019-го подавляющее большинство предпринимателей еще не успело поставить оборудование. Если учесть, что помимо самого кассового аппарата стоимостью от 6 тыс. рублей и выше придется потратить деньги на фискальные накопители — около 6000 рублей в год, услуги оператора фискальных данных — еще 3000 рублей в год, сим-карту для выхода в Интернет — минимум 200 рублей в месяц и 2400 в год, покупку и настройку программ (в некоторых случаях возможна лишь помесячная аренда), то бизнесменам не позавидуешь», — подсчитал Геннадий Николаев. Не позавидуешь и потребителям их услуг, на плечи которых в конце концов бизнес и скинет «прилетевшие» сверху незапланированные расходы.
Послали на три буквы: ЖКХ
В России бывало, что государство отказывалось индексировать пенсии, материнский капитал, соцвыплаты, зато одно повышается с неизменной стабильностью — тарифы ЖКХ. Они ежегодно индексируются на уровень инфляции. При этом не важно, выросли ли вслед за инфляцией доходы населения или нет. В 2019 году тарифы индексировались дважды, хотя традиционно это происходит один раз — в середине года. В связи с повышением НДС текущий год стал исключением. Платежки изменили в два этапа: с января — плюс 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%.
«Рост коммунальных тарифов из года в год становится постоянным источником негативного влияния на доходы россиян. Однозначно можно сказать, что тарифы ЖКХ и естественных монополий растут быстрее, чем зарплаты и доходы населения. И это болезненно бьет по карману россиян, причем на фоне не очень успешных итогов российской экономики и все еще слабого рубля. Таким образом, при одновременном падении доходов и росте тарифов ЖКХ для каждого плательщика издержки увеличиваются в среднем на 5–15% ежегодно», — отмечает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.
К слову, коммунальные услуги занимают существенную долю в структуре расходов россиян. Исходя из расчетов в свежем исследовании «Потребительского индекса Иванова», подготовленного Сбербанком, на оплату ЖКХ граждане тратят 15,2% своих доходов, больше — только на еду. Продукты по-прежнему остаются самой крупной статьей расходов — на нее уходит 38,9% денежных средств семей. Таким образом на обязательные расходы у среднестатистического россиянина уходит почти две третьих заработка: покупать одежду, отдыхать, обеспечивать детей необходимым, благоустраивать жилье люди должны как-то умудриться на оставшуюся треть зарплаты.
Благими намерениями — дорога в нищету
В отчетах об исполнении консолидированного бюджета, объединяющего бюджеты всех уровней, прямо говорится, что увеличить налоговые поступления (а прирост исчисляется миллиардами) удалось благодаря повышению ставок или «переходу регионов к исчислению налога исходя из кадастровой стоимости» — в случае с имущественным налогом.
Однако у властей приготовлено оправдание: увеличение фискальной нагрузки они объясняют тем, что стране нужны деньги на исполнение нацпроектов к 2024 году. При этом чиновники всех уровней клянутся: в ближайшие 5 лет налоговых изменений не будет. Верится с трудом. Кто помешает им в следующий раз оправдать поборы очередной «высшей целью»?
Законотворческие тенденции последних лет настораживают. Складывается ощущение, что фраза «бешеный принтер», которой часто характеризуют нашу законодательную власть, — это не просто ироничный эпитет. Нормотворцы действительно как будто взбесились, иначе чем объяснить такое количество законов, вгоняющих население в беспросветную бедность, и непрерывно растущие траты? Причем останавливаться они не собираются.
Помимо норм, прямо влияющих на доходы, были приняты и те, чье влияние косвенное, но тоже существенное. Вот несколько примеров. «Закон Яровой» коснулся всей сферы связи коммуникаций, скорректировав цены и стоимость услуг. С 2017 года в России ввели так называемый налог на Google, который обязал иностранные компании, торгующие электронным контентом (видеоигры, приложения, музыка, электронные книги, фильмы и т.д.) на территории России, уплачивать НДС в бюджет РФ. Естественно, часть издержек цифровой бизнес переложил на потребителей. Нюанс в том, что как резиденты других стран эти компании уже перечисляют этот же налог своим государствам, то есть платят НДС дважды. Налоговый режим для самозанятых позволил фрилансерам легализоваться, но ценой потери части дохода. Режим начал действовать с 2019 года, но самозанятые уже перечислили налоговикам 127 млн рублей. Список можно продолжать еще долго.
«В условиях стагнации и экономического спада повышение фискальной нагрузки категорически противопоказано. Наоборот, нужно было стимулировать экономику, поддерживать бизнес, таким образом увеличивая спрос и запуская маховик экономического роста. При имеющемся профиците бюджета такие действия были бы логичны. Однако у нас пошли другим путем — наполнить «кубышку», собрать побольше с населения и бизнеса, надеясь, что народ потерпит, выдержит, затянет пояса в ожидании лучших времен. Вот теперь терпим и ждем», — объясняет мотивы государства экономист Игорь Николаев.
Последние пять лет реальные доходы населения только падали. По данным Росстата, падение составило 8,3% по сравнению с 2013 годом. Независимые эксперты называют еще более удручающие цифры — 11% и выше. За последний год, а он считался удачным для экономики, реальные доходы населения снизились на 0,2%. Тем временем доходы государства выросли на 17%. Есть такая поговорка: «За казной — как за стеной». Вот только в современной России стену на свои же кровные строят простые люди. И кажется, что потом их и оставят за этой стеной — умирать от голода.