В последние годы Европа столкнулась с новыми вызовами: торговые войны, замедление роста экономики крупнейших стран, незавершенность Брексита, отсутствие единства в руководящих органах ЕС. Разбираемся, что такое программа количественного смягчения, спасут ли Старый Свет новые налоги и при чем здесь «Манифест за демократизацию Европы».
Семь бед. Весь прошлый год и начало нынешнего экономика Евросоюза была весьма нестабильной. Не успевала Европа решить одну проблему, как ей на смену приходила другая: наплыв мигрантов, заградительные пошлины США, волнения «желтых жилетов» во Франции и противостояние с американскими IT-корпорациями.
Особую важность в настоящее время приобретают вопросы развития финансовых рынков. В частности, в 2019 году в центре внимания европейских экономистов оказалась монетарная политика. Европейский центробанк (ЕЦБ) в декабре 2018 года объявил о завершении программы количественного смягчения (Quantitative Easing, QE), которая характеризовалась выпуском на финансовый рынок 2,6 трлн евро дополнительных средств.
Данная программа стартовала в 2015 году, в ее рамках финансовый регулятор скупал бонды стран еврозоны, стараясь стимулировать деловую активность. Первоначально активы покупались на 30 млрд евро ежемесячно, но с 2016 года объем вливаний был сокращен до 15 млрд евро в месяц. В июне 2018 года руководство ЕЦБ объявило о постепенном сворачивании программы, в декабре она завершилась. В первой половине 2019 года в ЕС основная ставка рефинансирования находится на уровне 0%, депозитная ставка overnight — на уровне минус 0,4%, ставка экстренного кредитования для банков — на уровне 0,25%.
Хуже не стало. Объясняя финансовую политику ЕС, глава ЕЦБ Марио Драги заявил, что для экономики еврозоны растут риски, связанные с вызовами геополитики, ростом протекционизма и волатильностью фондовых рынков. За этим заявлением последовало снижение прогноза роста ВВП еврозоны на 2019 год с 1,8 до 1,7% при уровне инфляции 1,6%.
Эти цифры позволяют говорить о том, что программа количественного смягчения своей главной цели — стимулирования экономики, — скорее всего, не достигла. Но в любом случае более значительный рост (свыше 1,5% в год) вряд ли был бы возможен при нынешних условиях. Так что можно предположить, что благодаря QE просто не произошло существенного ухудшения ситуации, что само по себе неплохо.
По мнению еврооптимистов, темпы экономического роста в Европе тормозятся больше по причине внешнего давления, чем из-за проблем во внутренних европейских делах. Хотя и их не стоит сбрасывать со счетов, особенно учитывая сверхвысокие затраты на мигрантов.
Снизить неравенство. Протесты «желтых жилетов» во Франции заставили европейских интеллектуалов искать новые ответы на наболевшие вопросы. Пятьдесят экономистов, историков и бывших политиков составили «Манифест за демократизацию Европы», в котором предлагается создать новую общеевропейскую организацию, состоящую на 80% из политиков отдельных стран, а на 20% — из нынешних членов правительства ЕС. Эта организация, согласно замыслу, должна получить название «Европейское собрание» и заняться решением проблем стран ЕС.
Что именно предлагают сделать авторы манифеста? Рекомендации выглядят достаточно «левыми», так как предлагается ввести четыре новых прогрессивных налога: на сверхбогатых людей, крупных владельцев недвижимости, крупнейшие транснациональные компании, а также выбросы парниковых газов. Это, по замыслу его авторов, поможет снизить неравенство между странами и жителями Европы. Данные меры позволят изыскать средства на финансирование инвестиционных проектов, ориентированных на трансформацию экономической системы в направлении сбалансированного и экологического развития, а также на создание более эффективной системы приема мигрантов и их адаптации. Средства будут направлены также на повышение квалификации работников, финансирование научных исследований и внедрение инноваций.
Европа в определенной степени стоит на перепутье. Выбор, что делать, широк: от ожидания того, что все само стабилизируется, до поддержки более чем экстравагантного документа — «Манифеста за демократизацию Европы», включая его частичную реализацию. Между этими крайними точками находится множество вариантов улучшения ситуации, в том числе самые разнообразные меры ЕЦБ, банковского регулирования в отдельных странах и многие другие. По какому пути пойдет Европейский союз, покажет ближайшее будущее.