Правительство предложило не возвращать независимым трейдерам НДС при экспорте бензина и дизтоплива. Это может закрыть для них зарубежные рынки
Правительство для наполнения внутреннего рынка предложило не возвращать НДС независимым экспортерам топлива
Правительство рассматривает возможность не возвращать НДС (20%) при экспорте тем компаниям, кто вывозит за рубеж нефтепродукты и при этом не имеет собственной нефтепереработки, следует из презентации Минэнерго от 21 марта к совещанию у премьера Дмитрия Медведева. Это же предложение есть в проекте протокола по итогам совещания 26 марта у курирующего нефтяную отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. Подлинность презентации «Ведомостям» подтвердили чиновник и два сотрудника нефтяных компаний, видевшие документ, подлинность проекта протокола – два участника встречи с Козаком.
ЧЕМ ПЛОХИ СПЕКУЛЯНТЫ
Сейчас «для спекулянтов возникает стимул купить бензин на бирже и вывести на экспорт», пишет Минэнерго. При стоимости бензина Аи-92 на бирже 51 900 руб. за 1 т и нефти $85 за баррель возврат НДС может составить 7800 руб. за 1 т, а экспортная цена в Роттердаме – 52 700 руб. за 1 т.
Министерство предложило в проекте протокольного решения поручить Минфину, Минэнерго и другим заинтересованным органам «подготовить и представить <...> предложения о введении запрета на возврат НДС при экспорте нефтепродуктов организациями, не являющимися производителями таких нефтепродуктов». Вошло ли это в протокол встречи у Медведева, не известно. Представитель Медведева отказался от комментариев. Но в проекте протокола после встречи с Козаком было указано, что заинтересованным ведомствам нужно до 3 апреля представить в правительство проект соответствующего федерального закона. Представители Минфина и Минэнерго отказались от комментариев. Представитель вице-премьера не ответил на вопросы «Ведомостей»
Введение запрета на возврат НДС рассматривается Минэнерго как дополнительная мера. Но она может не работать при большой разнице между экспортными (без учета транспортировки и пошлин) и внутренними ценами на топливо. Ведомство указывает, что средние транспортные расходы могут составить 4000 руб., экспортные и импортные пошлины – 5300 руб. за 1 т.
ЭКСПОРТИРОВАТЬ ВЫГОДНЕЕ
«Отказ от возмещения НДС заметно уменьшает возможность для несанкционированного экспорта топлива», – считает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Сейчас трейдер получил бы прибыль от экспорта примерно в 4000 руб. за 1 т за счет того, что разница между экспортной ценой без учета транспортных затрат, пошлин и внутренней ценой превышает акциз с учетом НДС. Если НДС не будет возмещаться, то убыток от операции составит 2700 руб. за 1 т, говорит Ежов.
С начала этого года соблазн заработать на продаже дизтоплива и бензина за рубежом велик – например, в пятницу внутренняя биржевая цена Аи-92 была 39 384 руб. за 1 т, а экспортная составляла 59 721 руб. Арбитраж по Аи-95 еще больше – более 20 000 руб. за 1 т, свидетельствуют данные Санктпетербургской международной товарно-сырьевой биржи. При нынешних ценах экспортер может заработать от 2000–3000 руб. за 1 т, даже если НДС ему возвращать не будут.
«В текущих макроусловиях предложение Минэнерго не актуально», – отмечает еще один чиновник. Перепродажи нефтепродуктов спекулянтами в 2018 г. не было, утверждает он.
За 2018 г. Россия экспортировала 4,2 млн т бензина, из этого 96% приходится на производителей топлива или аффилированные с ними компании, в том числе трейдинговые, говорит старший аналитик Argus Consulting Сергей Агибалов. По данным таможенных брокеров, лишь около 150 000 т бензина экспортировали компании, не производящие топливо, добавляет Агибалов. Всего таких структур было около 40. Представитель Минэнерго не уточнил, кто крупнейший экспортер,
не имеющий собственной переработки.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИНЭНЕРГО
Для стабилизации рынка топлива Минэнерго на совещании у Медведева предлагало и другие меры: лицензирование экспорта нефтепродуктов, изменение методики расчета компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок. А введение заградительной пошлины на нефтепродукты, которое уже обсуждалось, имеет много рисков, пишет Минэнерго: снижает эффективность НПЗ, может привести к сокращению нефтепереработки, вызвать дефицит топлива. И в целом введение этой пошлины «возможно только после 2024 г.», отмечает министерство.
«В финальной версии протокола такого предложения (не возвращать НДС. – «Ведомости»), скорее всего, не будет, так как меры стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов еще обсуждаются», – говорит собеседник «Ведомостей» в правительстве. Но эти варианты еще будут обсуждаться, указывает федеральный чиновник.