Национальные проекты – фишка современной социально-экономической политики России. Идея, конечно, не новая, но, в принципе, хорошая. Власти определяют национальные цели развития и на программно-целевой основе добиваются их достижения. Так как на этот счёт сегодня в России много говорят, то, полагаю, также многим известно, что в перечень нынешних нацпроектов вошли: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда» и пр.
Известно и о готовности потратить до 2024 года на реализацию нацпроектов огромные деньги – 25,7 трлн рублей, в том числе 13,2 трлн рублей из федерального бюджета. Что делать будут за эти деньги?
Почему вдруг встал такой вопрос? – Потому что складывается такое впечатление, что как раз с содержательным наполнением нацпроектов у нас сегодня большие проблемы. Вот, Алексей Кудрин на состоявшейся на днях расширенной коллегии Минфина России посетовал, что «…пока ждём планов достижения национальных целей». Как это? Они же уже реализуются? Без планов? Или это просто Счётной палате не дают планов?
Нехорошие подозрения подтверждаются и тем, что на том же мероприятии первый вице-премьер Антон Силуанов с сожалением констатировал, что к концу марта 2019 года было законтрактовано всего лишь 3% от объёма распределённых межбюджетных трансфертов в национальные проекты. Причём 21 регион вообще не заключил ни одного контракта, а 30 регионов – от одного контракта до трёх.
У меня возникает естественный вопрос. Если Счётная палата не имеет планов реализации проектов, если контракты по конкретным мероприятиям не заключаются, то есть ли они вообще? Ведь конкретный набор мероприятий – это самое главное, потому что это содержательное наполнение нацпроектов.
А вообще предлагаю, чтобы планы реализации нацпроектов были доступны не только Счётной палате, но и всем-всем. Ну, разве же не интересно, какие мероприятия в родном регионе запланированы по направлению «Социальные лифты для каждого», входящему в нацпроект «Образование», или по направлению «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (нацпроект «Здравоохранение»), или по направлению «Творческие люди» (нацпроект «Культура») и т.д.?
Это, кстати, далеко не простое удовлетворение интереса, что там надумали делать по нацпроектам. Это и самый хороший контроль того, могут ли быть вообще достигнуты провозглашённые цели.
Опыт реализации нацпроекта «Демография», когда достижение целей пока идёт с точностью до наоборот, лишний раз доказывает, что мало провозгласить хорошую цель, мало выделить на это много-много денег, нужна ещё и качественная содержательная работа, чего явно не хватает.
Мешает нацпроектам и явный политический окрас, так как их завершение в 2024 году должно символизировать триумфальное окончание определённого этапа социально-экономического развития страны. Это значит, что денег жалеть не будут. А вот это, в свою очередь, практически всегда плохо отражается на качестве работы, все же понимают, что «за ценой не постоим».