По его словам, в проекте закона Минфин закрепил обязательства государства вводить новые законы, негативно влияющие на бизнес, после завершения переходного периода.
Впервые о необходимости прописать в документах отсрочку для потенциально убыточных для бизнеса законов Козак заявил на съезде РСПП в феврале. А сейчас, в рамках российского саммита конкурентоспособности в Красноярске, он уточнил ее срок. По мнению вице-премьера, закон или другая регуляторная новация, несущая в себе негативные изменения для бизнеса, может вступить в силу через два и даже три года с момента ее одобрения.
В рамках закона от 1994 года федеральные законы вступают в силу на всей территории России через 10 дней после их опубликования, если в самом документе не указаны иные условия. Российскому бизнесу подготовиться к закону за 10 дней фактически невозможно. Если речь идет об изменениях в налоговом кодексе, то эти акты вступают в силу не раньше, чем через месяц со дня их опубликования, и не раньше 1ого числа очередного налогового периода по этому налогу.
На практике отсрочка, прописанная в законопроекте (если она в принципе прописана), составляет лишь несколько месяцев, а большинство законов вступает в силу либо с 1 июля (середина года), либо с 1 января (начало следующего года). Это приводит к тому, что бизнес-организации заваливают правительство просьбами (такие как торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей) и сам бизнес – перенести срок вступления в силу и дать подготовиться к изменениям. На этом фоне предложения Козака о двух-трехлетнем переходном периоде кажутся невозможной роскошью.
Немедленное введение любых инициатив – от налоговых изменений до санитарных и административных требований – должно быть недопустимым, поскольку ударяет по инвестиционным планам компаний и ухудшает условия для ведения бизнеса, считает вице-премьер. То же самое касается и криминализации видов предпринимательской деятельности.
Внесенные сейчас в правительство законопроекты являются одной из важнейших мер для создания комфортных условий работы бизнеса в России, сказал журналистам Силуанов. Рассматриваемый пакет законопропроектов касается не только отсрочки, он, прежде всего, должен обеспечивать неизменность налоговых и других условий ведения бизнеса для тех, кто заключил соглашение с регионом и федеральными властями (соглашение о защите и поощрении капиталовложений, СЗПК), и взял на себя инвестиционные обязательства. Этот пакет законов заменит устаревшие акты, регламентировавшие инвестиции от 90х годов, и полностью защитит бизнес «с приданым» в виде инвестиционных соглашений.
Что касается оценки воздействия новых регуляторных инициатив на бизнес, при Минэкономразвития уже давно работает механизм оценки регулирующего воздействия, который представляет собой экспертизу законодательного акта на предмет избыточных требований к бизнесу и необоснованных расходов.
По мнению экспертов Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Плеханова (ЦИПРЭ), новая норма будет полезна для российского бизнеса. «Пока нормы российского права частично регулируют отношения и защищают иностранные инвестиции.
Российский предприниматель сейчас такими положениями не защищен, а изменения законодательства часто застают бизнес врасплох. Инвестиционный кодекс и должен устранить этот пробел. Кроме того, эта инициатива является условной демонстрацией потепления инвестклимата, который находится под довольно сильным давлением на фоне санкций и уголовных расследований», - считают эксперты ЦИПРЭ.
По мнению экспертов, важно понимать, что не только доходность инвестиций в ту или иную экономику мира определяет ее привлекательность, но и последовательность политики государства в направлении развития «игры на этом поле». Особо важное значение приобретает комплекс мер со стороны правительства, таких как поддержка через субсидирование наиболее приоритетных отраслей и направлений развития, а также разработка и внедрение комплекса мер, нацеленных на защиту инвестиций.
По словам доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирины Комаровой, текущая макроэкономическая динамика свидетельствует о благоприятных перспективах экономического развития, способствуя росту заинтересованности инвесторов во вложениях в российскую экономику.
«Рост промышленного производства за январь-февраль 2019 года составил 2,6%, сохранение положительного сальдо торгового баланса в январе 2019 года - 13,4 млрд. долл США, благоприятная динамика финансовых результатов деятельности организаций отражена в сальдированном финансовом результате в январе 2019 года - 1264,5 млрд. рублей. Такие показатели говорят о наличии предпосылок для поддержания умеренного темпа экономического роста. Помимо макроэкономической конъюнктуры большое значение для инвесторов продолжают играть рейтинги ведущих агентств – поддержание суверенных кредитных рейтингов России на уровне инвестиционных рейтинговыми агентствами S&P и Fitch добавляет уверенности инвесторам в отношении российской экономики. Этому способствует и рост позиции России в международном рейтинге DoingBusiness, сигнализирующем об улучшении условий ведения бизнеса в России», - пояснила Комарова.