Крупнейшая экономика еврозоны – Германия – едва избежала экономической рецессии в конце 2018 года, но прогнозы на нынешний год остаются не слишком позитивными.
Не ordnung. Рост немецкой экономики в нынешнем году составит всего 1%. Для Германии, которая несколько лет назад в отличие от многих европейских стран стабильно демонстрировала темпы роста реального ВВП на уровне 2-2,5% ежегодно, это крайне мало (табл. 1).
Таблица 1
Аналитики объясняют снижение темпов в 2018 г. торговыми конфликтами и неопределенностью в отношении Brexit, который при жестком сценарии может лишить немецкую экономику 17 млрд. евро. В 2018 г. страна столкнулась с опасной перспективой роста импортных тарифов на сталь, которые сократили спрос на немецкую продукцию со стороны США, ключевого направления немецкого экспорта. Негативно сказалось на экспорте страны замедление роста другого важного потребителя – Китая до 6,6%, самого низкого уровня за последние 30 лет. В результате, сектор промышленности, а в особенности, машиностроения, которые особенно важны для экспорто ориентированной экономики Германии, оказались в достаточно тяжелой ситуации.Тучи сгущаются. Экспорт автомобилей из Германии пережил первое за последние пять лет падение на 2,3%. А перспективы установления в США 25%-й пошлины на импорт автомобилей могут привести к сокращению экспорта немецких машин в США вдвое, в результате чего немецкая экономика потеряет до 18,4 млрд. евро. Это спровоцирует рост безработицы, т.к. автомобильная промышленность в Германии является одним из крупнейших работодателей в мире (более 850 тыс. чел.), а сам немецкий экспорт на четверть состоит из продукции автомобилестроения. Дополнительное давление на немецких автопроизводителей оказывает активная политика в зарубежных странах зеленых партий, которые выступают за ограничение доступа импортных автомобилей под предлогом защиты окружающей среды. Растет конкуренция со стороны китайских производителей.
Но Бундестаг старается не поддаваться панике. Прежде всего, правительство уверено, что сможет поддержать экономический импульс ростом внутреннего потребления. А значит, необходимо стимулировать спрос посредством проведения более мягкой денежно-кредитной политики для создания рабочих мест и роста кредитования. Кроме того, правительство рассматривает внедрение новой промышленной политики по защите отечественных технологических компаний. Наконец, даже в условиях неопределенности Brexit, Бундестаг может перейти на более евроцентричный режим для защиты своих интересов, примером которого может стать создание совместно с Францией европейских «промышленных чемпионов».