Рост мировых цен на нефть при осторожном бюджетном планировании вновь способствовал значительному улучшению показателей федерального бюджета. Разбираемся, как зарабатывала и на что тратила Россия в 2018 году.
Нефтегазовые доходы. Доходы федерального бюджета выросли на четверть в реальном выражении: с 15 088,9 млрд до 19 454,9 млрд рублей, из которых 46% пришлось на долю нефтегазовых доходов. Объем расходов при этом практически не изменился. Вновь образовался значительный профицит федерального бюджета, что позволило возобновить пополнение Фонда национального благосостояния в соответствии с новым бюджетным правилом.
В прошлом году наблюдался резкий рост нефтегазовых доходов — более чем в 1,5 раза. Основной компонент — поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — вырос на 45,2% в сопоставимых ценах 2017 года. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и товары, выработанные из нее, выросли более чем на 50% в реальном выражении. Это увеличение произошло не только за счет роста цен на нефть (хотя он остается основным фактором), но и благодаря увеличению добычи нефти и газа на 1,7%, а также экспорта — на 2,9% (в натуральных величинах).
Рост прибыли. Увеличение объемов добычи, реализации (прежде всего, экспорта) и переработки нефти в стоимостном выражении также обеспечило федеральному бюджету заметный прирост поступлений по налогу на прибыль организаций (в части, зачисляемой в федеральный бюджет). Сумма поступлений выросла почти на 30% в сопоставимых ценах 2017 года. При этом доходы в виде налога на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков выросли в 1,6 раза.
Расходы федерального бюджета остались практически на уровне 2017 года, а в сопоставимых ценах их объем даже сократился на 1,1%.
Снижение расходов. Расходы на национальную оборону, национальную экономику, социальную политику и физическую культуру сократились не только в реальном исчислении, но и по номинальным показателям. Расходы на национальную безопасность номинально выросли, но в сопоставимых ценах оказались на 0,1% меньше, чем в 2017 году. Наиболее заметно снижение социальных расходов. Год от года они увеличивались, несмотря на общий секвестр, обусловленный спадом в российской экономике 2015–2016 годов. Но в 2018 году расходы на социальную политику сократились с 4992 млрд до 4581,8 млрд рублей, в сопоставимых ценах 2017 года это снижение оценивается в 10,8%. В результате такого падения доля расходов на социальную политику в общей сумме расходов федерального бюджета сократилась с 30,4 до 27,4%. Снижение данной категории расходов в сравнении с предыдущим периодом отчасти обусловлено тем, что в 2017 году производилась единовременная выплата пенсионерам, которая не осуществлялась в 2018 году. Таким образом, объем расходов на социальную политику номинально сопоставим с аналогичным показателем 2016 года, хотя в реальном выражении (с учетом инфляции за 2017–2018 годы) он меньше на 6,4%.
Если бы не произошло сокращения расходов на социальную политику, то увеличение финансирования по статьям «Образование» и «Здравоохранение» в общей сложности обеспечило бы целый процентный пункт прироста итоговой суммы расходов федерального бюджета. В целом доля расходов на образование и здравоохранение в структуре федерального бюджета выросла с 6,4 до 7,5%.
Майские указы. Более трети – 34,6% – прироста (в сопоставимых ценах 2017 года) отмечается по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации». Удельный вес этих расходов вырос с 4,8 до 6,6%. Такое увеличение связано с выполнением майских указов президента 2012 года.
Также в 2018 году значительные темпы прироста (более 20%) показали разделы расходов, удельный вес которых невелик, поэтому значимого влияния на результат они не оказали. К ним относятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды.
Если в 2017 году федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в размере более 1 трлн рублей, то по итогам 2018 года профицит федерального бюджета составил 2,7 трлн рублей (2,6% ВВП).