Ведущие эксперты Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова высказали свое мнение по самой главной теме предстоящего Красноярского экономического форума (KEF-2019) –конкурентоспособности отечественной продукции в мире.
За последние годы Россия поднялась в мировом рейтинге конкурентоспособности государств и по итогам 2018 года российская продукция занимает 43 месте в мире, находясь между Латвией и Кипром, а среди стран БРИКС – на втором месте после Китая. При этом наша страна пока что достаточно сильно отстает от стран G20.
По мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирины Комаровой, говоря о конкурентоспособности российской продукции, необходимо отметить явные позитивные изменения в данной плоскости. В 2018 году положительное сальдо счета текущих операций достигло своего максимального значения – 114,9 млрд. долл. США. Ключевым фактором роста российского экспорта остается высокая ценовая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Однако в настоящее время не только ценовая составляющая позволяет наращивать объемы экспорта. Все большую роль начинает играть улучшение качественных характеристик и их сопоставимость с мировыми аналогами. Позитивные изменения в настоящее время наблюдаются в металлургии, деревообработке, химической и продовольственной продукции.И не случайно Владимиром Путиным в своем послании к Федеральному Собранию было сказано об увеличении экспорта несырьевой продукции из России в 1,5 раза до 2024 года.
По мнению экспертов, увеличить несырьевой экспорт стране позволят национальные проекты по экспорту и по производительности труда.
«Инициативы поддержки экспортных товаров будут не только стимулировать развитие экономики внутри страны, но и повысят конкурентоспособность российской продукции в различных отраслях на международных рынках. И сейчас правительство будет применять совершенное иные подходы к реализации таких задач», - считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко.
«Если посмотреть на процесс создания большинства российских товаров, которые могли бы выходить на зарубежные рынки, но так и не вышли, то в глаза бросается одна особенность – все они изначально создавались для отечественного потребителя, а потом производители, стремясь увеличить рынок сбыта, дорабатывали их до зарубежных стандартов. Но такой подход в корне не верный. Для завоевания капиталоёмких рынков требуется изначальная ориентация на зарубежного потребителя, который в условиях высокой конкуренции стал очень требовательным. А для этого необходимо понимать, чувствовать, можно даже сказать «жить» той жизнью, которой живет иностранный потребитель, чтобы знать не только его текущие запросы, но и прогнозировать, что же ему потребуется дальше», - считает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им.Г.В. Плеханова Алексей Яшкин.
В части экспорта правительство намерено предложить компаниям создать свои корпоративные программы повышения конкурентоспособности, а значит, взять на себя обязательства по наращиванию объемов производства и продаж (в том числе и за рубеж). Компаниям государство гарантирует предоставление различных субсидий.До конца 2024 года планируется заключение 320 соглашений с представителями бизнеса. Только 2019 год должен завершиться подписанием 250 контрактов. Отбираться будут предприятия, исходя из их экспортного потенциала и объема требуемого финансирования. Субсидирование коснется банковских и страховых инструментов: это льготные кредиты, а также компенсации затрат на транспортировку товаров.
Уже 1 апреля должен появиться предварительный список участников программы повышения конкурентоспособности, такое поручение вице-премьер Дмитрий Козак давал Минпромоторгу и Российскому экспортному центру (оператору проекта).
А уже с апреля и до конца лета(август) текущего года пройдет отбор победителей, которые получат 336 млрд рублей господдержки до 2024 года. Но есть вероятность, что денег может даже не хватить из-за конкуренции потенциальных участников. 12,5 млрд рублей уйдут в 2019 году на субсидирование процентной ставки по кредитам для победителей экспортного конкурса.
«Реализуемые в настоящее время инициативы, как и те, что будут запущены в ближайшей перспективе, в рамках национальной программы «Международная кооперация и экспорт», являются весьма своевременными. И, если с компаниями добывающего сектора все достаточно понятно, то поддержка других, в частности – обрабатывающих, отраслей выходит на первый план. В этой связи видится своевременным Постановление Правительства, определяющее перечень экспортно-ориентированных компаний, которые смогут получить поддержку через корпоративные программы льготного кредитования (количество участников программы, по предварительным оценкам, уже превысило 300). По сути программа предполагает компенсацию процентной ставки при получении кредитов указанными выше компаниями (размер компенсации – 4,5% от предложенной кредитором ставки). Реализованная схема является не только серьезной поддержкой предприятий, но и стимулом для российской банковской системы, которая получит серьезный дополнительный пул низкорисковых заемщиков, «выстроившихся в очередь» за кредитами», - считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко.
Что касается нацпроекта по экспорту, то в него заложили новый механизм Специнвестконтракта (СПИК 2.0), по которому заключать договоры и получать льготы смогут только компании, которые возьмутся локализовать эксклюзивные технологии, не представленные сейчас в России. Список таких технологий должно подготовить правительство. Заключение СПИК 2.0 будет проводиться исключительно на конкурсной основе, что гарантирует принятие всестороннего взвешенного решения и отсечет недобросовестных участников рынка.
Еще одной важной особенностью является тот факт, что отобранным компаниям по обоим нацпроектам пообещали преимущественное право и на те субсидии, которые ориентированы на стимулирование внутреннего спроса на российскую продукцию. Сегодня уже работают 56 видов финансовых инструментов поддержки реального сектора, и на ближайшие три года на них предусмотрено 214 млрд рублей госсубсидий.
Однако некоторые эксперты полагают, что правительству необходимо также развивать и человеческий капитал, а не только производство продукции. Так, доцент кафедры экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев отмечает, что разработка механизмов повышения конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь, должна быть нацелена на повышение эффективности управления знаниями. В настоящее время многие результаты интеллектуальной деятельности остаются недооценёнными и не получают практического применения.
Напомним, Красноярский экономический форум пройдет 28-30 марта и в его работе примут активное участие федеральные министры, главы регионов и городов, капитаны национального бизнеса, эксперты, в том числе Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Форум обещает яркие и жаркие дискуссии экономистов мирового уровня, специализирующихся на вопросах конкурентоспособности государств. Как сказал Генеральный продюсер КЭФ Булат Столяров,«более 60% российского ВВП будет представлено на KEF-2019 в лицах».
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/