У российских бюджетов лучшие результаты за последние годы – профицит консолидированного бюджета в 2018 году составил более 3 трлн руб. Это гораздо выше прогнозов Минэкономразвития. Рассмотрим, за счет чего наблюдался рост доходов и что произошло с расходами на социальную сферу.
ВВП и доходы населения. Валовый внутренний продукт России (ВВП) в 2018 году, по предварительной оценке, вырос на 2,3% по сравнению с годом ранее. Основной вклад в прирост валовой добавленной стоимости внесли добывающая промышленность, строительство, финансовая и страховая деятельность, а также сектор государственного управления. Рост совокупного спроса поддерживался ростом цен на нефть: экспорт товаров по итогам 2018 года почти на треть превысил аналогичный показатель за 2017 год. Прирост инвестиций в основной капитал в 2018 года по сравнению с прошлым годом составил 4,1%. При этом реальные располагаемые доходы населения выросли лишь на 0,3%. Учитывая, что с 2014 года эти доходы ежегодно снижались, слабый рост в прошлом году практически не повлиял на их уровень. К началу 2019 года реальные располагаемые доходы населения составили лишь 90% от уровня 2013 года.
В свою очередь доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам 2018 года показали рост на 17,1% (с поправкой на потребительскую инфляцию). Всего в бюджеты бюджетной системы РФ поступило 36 916,9 млрд. руб., что оценивается в 35,6% к ВВП.
Изменения. Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2018 года изменилась – вновь за счет нефтегазовых поступлений. Увеличились доли налоговых доходов и неналоговых и прочих доходов в ущерб страховым взносам на обязательное социальное страхование. Удельный вес последних сократился с 21,3% до 19,5%, хотя номинально поступления выросли до 7 195,0 млрд. руб.
С поправкой на инфляцию прирост страховых взносов на обязательное социальное страхование составил 7,2% в сравнении с предыдущим годом. Тем не менее, это значительный рост, особенно, в сравнении со скромными макроэкономическими показателями. Причина заключается в росте номинальной заработной платы, который по итогам 2018 года оценивается в 109,9%. Вновь наблюдается разрыв между стагнацией реальных располагаемых доходов населения и ростом реальной заработной платы (на 6,8%), превышающем темпы экономического роста.
Налоги. В структуре налоговых доходов также произошло ожидаемое перераспределение удельных весов. Благоприятная конъюнктура на рынке нефти обусловила опережающий рост поступлений от налогов на пользование природными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%). В результате удельный вес налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в общей сумме доходов расширенного бюджета РФ вырос с 21% до 26%. Практически весь этот прирост был обеспечен поступлениями от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, т.е. основной выигрыш получил федеральный бюджет.
Вместе с тем отмечается и рост тех налогов, которые составляют основу бюджетов субъектов РФ. Помимо налога на прибыль речь идет о налоге на доходы физических лиц, поступления от которого выросли на 9,2%, налогах на имущество (+8,6%) и налогах на совокупный доход (+13,2%).
Стагнация социальных расходов. В 2018 года возобновился рост расходов бюджетов бюджетной системы РФ после периода экономии в условиях рецессии, снижения цен на нефть и экономических санкций. Увеличение расходов было связано с выполнением «майских указов» 2012 года в преддверии президентских выборов 2018 года и проведением Чемпионата мира по футболу. Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в ушедшем году составили 33 880,7 млрд. руб. и выросли на 2,9% в сопоставимых ценах 2017 года (по индексу потребительских цен).
В 2018 году (в отличие от предыдущих лет) расходы на социальную политику практически не росли. Их удельный вес снизился с 36,3% в 2017 г. до 35,4% в 2018 году.
Значительно выросли расходы на образование, доля которых составила более 10%. Если в 2017 году эти расходы составляли в 3 264,2 млрд. руб., то по итогам прошлого года они возросли до 3 668,6 млрд. руб. или на 9,2% от уровня 2017 г. в сопоставимых ценах. Доля расходов на здравоохранение также выросла с 8,8 до 9,8%, благодаря увеличению финансирования по данному направлению на 14,2% в реальном выражении. Финансирование национальной обороны и национальной экономики снижалось, а расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность почти не изменились. Таким образом, в 2018 года была продемонстрирована смена приоритетов бюджетной политики, заявленная Президентом и утвержденная Законом «О федеральном бюджете на 2018 год…» на очередной трехлетний период.
Незапланированный рост доходов в 2018 году обеспечил профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в размере более трех трлн руб. или почти 3% ВВП. Почти 90% профицита традиционно приходится на долю федерального бюджета.