Развитие туризма находится под пристальным наблюдением президента и правительства. Об этом говорят структурные и кадровые перемены, произошедшие в Ростуризме за последнее время. Разбираемся, на что стоит обратить внимание новому руководству для развития отрасли.
Новое лицо. Перемены в руководстве Федерального агентства по туризму (Ростуризма) ожидались давно, с момента его передачи из Минкультуры в Минэкономразвития в сентябре 2018 года. В конце января нынешнего года тема развития внутреннего туризма в России обсуждалась на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. В начале февраля премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение аппарату кабмина подготовить предложения по кадровому усилению работы в туристической сфере. Наконец, на прошлой неделе стало известно, что ведомство возглавила Зарина Догузова, ранее руководившая одним из департаментов в Администрации президента. Вице-премьер Ольга Голодец, комментируя назначение Догузовой, отметила, что в Ростуризм пришла молодая и энергичная команда, чтобы придать новый импульс развитию отрасли.
Для материального обеспечения этого импульса правительство в ближайшие годы выделит почти 21 млрд рублей государственных субсидий на создание туристских кластеров в 22 регионах России. Их перечень определен в Постановлении Правительства РФ от 30 января 2019 года № 61 «О внесении изменений в приложение № 20 к Государственной программе Российской Федерации "Развитие культуры и туризма"». Деньги будут направлены на финансирование строительства инфраструктуры в кластерах. При этом распределение субсидий по объектам будет адресным, а их размер будет определяться по формуле, указанной в постановлении. В каждом из 22 туристических кластеров разный перечень объектов и обеспечивающей инфраструктуры.
Рос туризм, да не вырос. Туризм как целая сфера экономики обладает уникальным свойством — вовлекать в свою деятельность множество смежных отраслей. По данным Всемирной туристской организации, развитие туризма на отдельной территории меняет экономические показатели более 50 видов деятельности. Но в настоящее время в российском туризме сложилась непростая ситуация. С одной стороны, построено большое количество новых гостиниц и иных средств размещения, в том числе в городах, принимавших Чемпионат мира — 2018. С другой стороны, после открытия Турции отложенный спрос россиян со средним доходом трансформировался в массовый поток туристов в эту страну — 5,9 млн россиян отдохнули в Турции в 2018 году, что на миллион человек больше, чем в 2017 году. Кроме того, большое количество граждан выехало в прошлом году по традиционно востребованным направлениям поездок.
При этом данные официальной статистики говорят о том, что внутренний и въездной туризм устойчиво растет из года в год. В 2018 году был поставлен рекорд за последние 10 лет — 90 млн туристов, в том числе более 60 млн человек — туристы, путешествующие внутри страны. Наибольший спрос отмечен на туры в Сочи и Красную Поляну, в Крым и на курорты кавказских Минеральных Вод. По направлению культурно-познавательного туризма по-прежнему лидирует Золотое кольцо России.
Однако следует понимать причины такого роста показателей — проведение Чемпионата мира по футболу, который принес российской экономике почти триллион рублей, а также переориентация россиян со средними доходами на внутренний туризм. В 2019 году первого фактора не будет; что касается предпочтений россиян со средними доходами, то часть из них может выбрать выездной туризм, несмотря на рост цен на путевки, который достигает 15–20%, а другая часть либо предпочтет короткие поездки по России (от 3 до 7 дней), либо вообще откажется от отдыха из-за снижения личных доходов и высокой закредитованности.
Инвестиции и регионы. Функции государства в области привлечения инвестиций в туризм прописаны в Федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию туризма на 2019–2025 годы. В ней сделан больший, по сравнению с предыдущей программой на 2011–2018 годы, акцент на стимулирование бизнеса. Это обеспечит соотношение средств, при котором на 1 государственный рубль приходится 2,3 рубля частных инвестиций в туризм. При этом средства федерального и регионального бюджетов направляются на создание инфраструктуры: инженерных коммуникаций, дорог и т.п.
Есть много успешных проектов по привлечению инвестиций в развитие туризма в российских регионах. Как показывает практика, успех этих проектов, прежде всего, зависит от заинтересованности в них руководства региона, причем на уровне первых лиц. Так, один из наиболее успешных проектов «Завидово» в Тверской области курируется лично губернатором области, который считает туризм одним из приоритетных направлений развития экономики региона. Следствием такой политики стало то, что, например, на новогодние каникулы в 2019 году область приняла на 26% больше туристов, чем годом ранее.
Возвращаясь к выделенным правительством средствам на субсидирование создания туристической инфраструктуры в российских регионах, хотелось бы отметить важность эффективного продвижения российского туризма на внутреннем и международном рынках. Региональный турпродукт есть уже практически во всех регионах РФ, а дела с его продвижением и стимулированием спроса на него обстоят гораздо хуже.