Рост доли онлайн-образования и развитие новых технологий и методик

https://analitica.rea.ru/upload/iblock/2d3/Perspektivy-ispolzovaniya-onlayn_kursov-v-vuzovskom-obuchenii.jpg

Онлайн-образование в России. В России заинтересованность онлайн-обучением растет последние 2–3 года, но настоящий бум еще впереди. По результатам исследования, проведенного Нетологией, весь российский рынок онлайн-образования в РФ к концу 2016 года имел объем 20,7 млрд рублей, что составило 1,1% рынка образования в целом. По прогнозам специалистов, за следующие пять лет рынок онлайн-образования увеличится до 53,3 млрд рублей, повысив свою долю до 2,6%.

Таким образом, по оценкам отраслевых аналитиков, рынок российского онлайн-образования прибавляет по 17–25% в год, а в пятилетней перспективе этот рост увеличится как минимум до 20% каждый год.

Рост заинтересованности в онлайн-образовании обуславливается увеличением доли технологически развитой молодежи, и в ближайшие годы этот рынок должен будет подстроиться под запросы людей, рожденных в цифровую эпоху.

Онлайн-образование в высших учебных заведениях. Самые крупные доли на рынке онлайн-образования в России на данный момент занимают программы дополнительного профессионального и высшего образования — около 7 и 6,8 млрд рублей соответственно. Доля онлайн в высшем образовании в 2016 году составила 1,8%, а к 2021 году она обещает дойти до 4,4% (Нетология).

Для помощи в определении направления развития высшего онлайн-образования NMC (The New Media Centers) Horizon подготовили отчет «Высшее образование — 2017», в котором проведен анализ влияния новых методик и технологий на систему высшего образования в ближайшие пять лет. Аналитики NMC выделили несколько главных трендов в высшем онлайн-образовании, одним из которых является необходимость акцентировать внимание вузов на использовании современных технологий для передачи более глубоких теоретических знаний студентам. Это позволит студентам получить достойную работу по профессии и повысить шансы карьерного роста после окончания обучения — решить основные проблемы, с которыми студенты сталкиваются сегодня.

Новая реальность. Также вскоре крайне востребованными в сегменте обещают стать технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR). Сегодня технологии виртуальной реальности становятся все более распространенными: их уже используют для изучения исторических событий и подготовки медицинского персонала. VR позволяет ученику полностью погрузиться в процесс обучения и вовлечься в него на эмоциональном уровне. Однако такие технологии все еще достаточно дороги, и внедрение и применение технологий AR более реализуемо. Для использования технологий дополненной реальности достаточно загрузить нужное приложение на телефон — и ученик может погрузиться в процесс обучения. AR помогает глубже разобраться в строении или функционировании объектов, а также очень наглядно и безопасно предоставляет информацию.

Информация в микроблоках. Микрообучение также является очень перспективным направлением онлайн-обучения в вузах. По данным The Modern Learner, средний период внимания снизился на 25% — люди все меньше времени могут концентрироваться на получаемой информации. Микрообучение позволяет максимизировать процент информации, которую запоминает и понимает ученик, предоставляя ее в коротких микроблоках. Анализ формата микрообучения Корпоративным университетом Сбербанка показал его эффективность в корпоративном формате, а также потенциал этого метода для университетского обучения.

Однако не все имеют однозначно положительную точку зрения относительно онлайн-образования в вузах. По данным опроса фонда «Общественное мнение», наиболее консервативны по отношению к новым форматам обучения работодатели, которые больше доверяют традиционным, очным формам обучения.