Эксперты бьют тревогу: российский рынок питания наводнен поддельными продуктами питания. Расплачиваются за это покупатели своими деньгами и здоровьем. Как бороться с фальсифицированной продукцией на потребительском рынке?
Ситуация на рынке продуктов питания. Проблема дефицита продуктов питания в нашей стране решена давно, но вместе с тем возникла другая — наполнение рынка продуктами с низкими потребительскими свойствами, что является причиной ухудшения качества жизни и здоровья населения, роста ряда заболеваний. Структура питания различных категорий населения перестает быть оптимальной за счет, прежде всего, необоснованного повышения калорийности продуктов и рационов питания, снижения пищевой ценности, избыточного потребления рафинированной пищи, быстрых углеводов, насыщенных жиров, соли, дефицита микро- и макроэлементов, витаминов, пищевых волокон. Проблема усугубляется ростом на потребительском рынке пищевых продуктов с признаками фальсификации, которая выражается либо заменой продукции имитаторами, либо подделкой с помощью пищевых добавок, либо заменой более качественных и дорогостоящих компонентов на составляющие низшего качества, либо представлением неточной или искаженной информации о продукции в документах, маркировке и рекламе.
Фальсификация пищевых продуктов. По данным органов Россельхознадзора и Роспотребнадзора, основная доля фальсификата приходится на молочные продукты, такие как сыр, творог, сливочное масло, сметана, сгущенное молоко, мороженое, а также рыбу, икру, мясные и кондитерские изделия. Так, только за четыре месяца 2018 года в Московской и Ивановской областях было зарегистрировано 25 нарушений, связанных с фальсификацией сливочного масла путем замены молочного жира на растительные масла и говяжий жир. В Костромской и Ивановской областях для экспертной оценки на предприятиях-изготовителях было отобрано более 400 проб молочной продукции, из которых нарушения требований качества и безопасности, в том числе по наличию растительных стеринов, консервантов и несоответствию жирно-кислотного состава, обнаружены в 12% образцов.
Принимая во внимание тот факт, что группа молочной продукции имеет социальную значимость, поскольку поступает в дошкольные и школьные образовательные учреждения, и служит одним из основных продуктов питания детей и подростков, принимать жесткие меры в отношении производителей, выпускающих фальсификат, нужно незамедлительно.
Действующим законодательством предусмотрена лишь административная ответственность за введение потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств или качества товара. Предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) штрафы (от 3 до 5 тыс. рублей — для граждан; от 12 до 20 тыс. рублей — для должностных лиц; от 100 до 500 тыс. рублей — для юридических лиц) не пугают производителей фальсифицированной продукции, поскольку получаемая ими прибыль существенно превышает размер денежного наказания.
Решение проблемы. В целях решения проблемы с выпуском и реализацией фальсифицированной продукции, в том числе ввозимой на территорию Российской Федерации, Роспотребназдором еще в 2016 году был разработан законопроект, который прошел активное общественное обсуждение и был внесен в Госдуму для рассмотрения. В проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции» предложено ужесточить ответственность за производство и реализацию фальсифицированных продуктов питания, наносящих существенный вред здоровью граждан, вплоть до уголовной. За нарушения организации питания в социальных, образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях в КоАП предложено увеличить размер штрафа от 1 до 3 млн рублей.
За прошедший период с 2016 года документ прошел несколько стадий, предусмотренных при принятии законодательных актов, в первую очередь публичные консультации с различными субъектами предпринимательской деятельности (ТПП Российской Федерации, РСПП, «Опорой России» и другими) и экспертную оценку в органах исполнительной власти Российской Федерации. После внесения различного рода замечаний и предложений относительно подтверждения безопасности и качества продуктов питания, их соответствия требованиям техрегламента, ответственности производителей и торговых сетей проект был доработан, повторно обсужден и направлен на независимую антикоррупционную экспертизу, результаты которой в настоящее время положительные. Сейчас документ находится на этапе передачи в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и формирования окончательного проекта закона. Принятие этого нормативного правового акта позволит повысить ответственность производителей и предприятий торговли за выпуск и реализацию фальсифицированной пищевой продукции, вытеснить недобросовестных предпринимателей с рынка и обеспечить население качественными продуктами питания.