https://analitica.rea.ru/upload/iblock/918/kraudfanding.jpg

Краудфандинг – технология коллективного сотрудничества, основанного на добровольном пожертвовании средств для запуска новых проектов. Что сейчас происходит на российском рынке краудфандинга?

Краудфандинг и компании. Краудфандинг — перспективный способ решения социальных проблем, который обладает значительным потенциалом не только в области стимулирования какой-либо экономической или творческой деятельности, но и развития инновационных стартапов.

При использовании инструментов краудфандинга компания получает возможность финансировать проект без традиционных посредников, то есть из бизнес-процесса исключаются банки, биржи, венчурные фонды и т.п.

В случае успешной реализации проекта стоимость компании может увеличиться многократно, а число потенциальных инвесторов, желающих вложиться в прибыльный бизнес, — вырасти в геометрической прогрессии. Это, в свою очередь, будет способствовать привлечению дополнительных источников финансирования. Кроме того, компания получит потенциального потребителя собственной продукции среди инвесторов данного проекта.

Динамика отечественного краудфандинга. Наиболее популярные краудфандинговые платформы в России — это Boomstarter и Planeta.ru. Одной из самых известных и успешных мировых площадок для народного финансирования является Kickstarter.

Стоит отметить, что Boomstarter предоставляет возможность получить финансирование на реализацию проектов в 20 категориях, в то время как Planeta.ru производит сбор средств по 16 категориям. В основном на российских площадках финансируются творческие, социальные и благотворительные проекты. Динамика привлечения средств по двум крупнейшим краудфандинговым площадкам отличается бурным ростом. Так, Planeta.ru за 2012–2017 годы собрала свыше 660 млн рублей по мере запуска более 8 тыс. проектов. Интересно, что каждому третьему проекту на этой площадке удалось собрать требуемую сумму. Boomstarter привлек 330 млн руб. для реализации 1,5 тыс. проектов, из которых 38% оказались успешны.

По данным Банка России, за 2017 год объем российского рынка краудфандинга составил 11,2 млрд рублей. Это на 80,6% превысило показатели 2016 года, что в 7,5 раза больше, чем в 2015 году (рис. 1). Общий объем данного рынка в 2018 году примерно в 1,5 раза выше, чем в прошлом году.

Российский мегарегулятор ожидает феноменального роста этого сегмента финансового рынка. Согласно его прогнозам, к 2023 году объем сделок на рынке краудфандинга достигнет 1 трлн рублей, то есть за 5 лет он вырастет в 100 раз.

1.png

Рис. 1. Объем рынка краудфандинга в России, млрд рублей

Объемы зарубежного рынка. Возможно, прогнозы стремительного роста основываются на низкой стартовой базе относительно зарубежных аналогов. Ведь объемы средств, привлекаемых в настоящее время через зарубежные платформы, значительно выше, чем в России. Например, общие сборы на самой известной из них — платформе Kickstarter — в декабре текущего года достигли 4 млрд долларов. Число запущенных проектов составляет более 428 тыс., из которых 155 тыс. (36,4%) успешно завершены. Так, наибольшее количество успешно реализованных проектов в категории «Музыка», а в «Журналистике» — наименьшее. При этом превосходящее количество неуспешных проектов в категории «Фильмы и видео».

2.jpg

Рис. 2. Число реализованных проектов на платформе Kickstarter за 2009–2018 годы, ед.

Палки в колесах. Хотя сегмент краудфандинга в России находится в зачаточном состоянии, Банк России уже работает над вариантами его регулирования. В связи с этим им разработан законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который готовится к рассмотрению в Государственной думе. Второе чтение пройдет в январе 2019 года. С целью ограничения рисков для индивидуальных инвесторов данным законом устанавливается лимит вложений в краудфандинговые проекты для одного инвестора: физическое лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, сможет разместить в один проект не более 100 тыс. рублей. Помимо этого мегарегулятором предполагается установить планку в 600 тыс. рублей по общему объему инвестируемых средств за календарный год. Исключение составляют социальные и благотворительные проекты — размер инвестиций для них не ограничен. Лимит установлен для частных инвесторов, направляющих денежные средства в коммерческие проекты.

Кроме того, требования предъявляются и к самим площадкам. Так, Центральный банк планирует ввести реестр площадок, куда войдут платформы с собственными средствами не менее 5 млн рублей.

Инвестирование с помощью краудфандинговых платформ заключает в себе большую степень финансового риска, однако в случае избыточного регулирования краудфандинга со стороны Банка России или наличия жестких ограничений многие перспективные российские проекты будут размещаться на западных площадках. Тогда взрывного роста привлечения средств на отечественных площадках не произойдет.