Близится Новый Год, праздник, который считается волшебным, способным исполнить ваши самые заветные желания. А такие желания наверняка есть у каждого из вас. Но дело в том, что у одних они так и остаются просто желаниями на всю оставшуюся жизнь, недостижимой сказкой, о которой так сладко мечтать, лежа на диванчике, а у других становятся целью, к достижению которой они прилагают максимум усилий.
Целеустремленность, несомненно, одно из самых положительных качеств человека. Однако уж очень разными бывают цели у людей. Одних эти цели возвышают, других опускают ниже плинтуса.
Например, Людмила Алексеева, поставившая целью всей своей жизни правозащитную деятельность, явно относится к первым. Она не думала о себе, поскольку целью её была помощь другим, и ради достижения этой цели порой переступала через саму себя, «целуя» руки тирану для спасения человека, чем вызвала осуждение в рядах оппозиции.
Тем не менее, нельзя защищать права граждан, не ссорясь с властью, не протестуя против репрессий, против вторжений в чужие владения и использования наших мальчиков в качестве пушечного мяса, против беспредела силовых ведомств. Так что было достаточно в её жизни гонений от власти, изгнаний, задержаний.
Её ближайший соратник правозащитник Лев Понамарев и сейчас находится в застенках по совершенно надуманным, противоречащим Конституции обвинениям.
Тем не менее, Людмила Алексеева даже в условиях массовых репрессий и совершенного беззакония достигала фантастических результатов. И её уход из жизни стал безвозвратной потерей для многих граждан страны. И разве не парадокс, не дикость нашего лживого времени, когда самого близкого друга и соратника Людмилы Алексеевой — Льва Пономарева — так и не выпустили из застенков проститься с ней, а тот, кому она вынуждена была противостоять всей своей деятельностью, от кого она, собственно, и защищала граждан России, к её гробу пришел.
Наша редакция далеко от Москвы, и мы не могли прийти попрощаться с этой удивительной целеустремленной женщиной, Гражданкой России. Но мы скорбим, это утрата не только для правозащитного движения, к которому относится и редакция «Арсеньевских вестей», но и для всего гражданского общества страны.
Но давайте обратимся к более близкому для нас (и по месту, и по времени) событию — выборам в Приморском крае. Здесь цели и задачи власти и избирателей явно не совпадали. Заветной целью многих избирателей было — не допустить ставленников «Единой России» и Москвы к креслу губернатора Приморского края. И на первом этапе народ победил. Вот только в этом случае мало было победить (поскольку у власти-то цель была совершенно противоположная), надо было ещё и отстоять эту победу. Но здесь воли избирателей явно не хватило. Поскольку для достижения своей цели власть выложила, полагаю, весь арсенал уловок, нарушений законодательства, фабрикаций.
Думаю, если мы начнем перечислять все нарушения этой избирательной кампании, то страниц «Арсеньевских вестей» здесь явно не хватит. Одной из главных особенностей этих выборов является то, что отсекли не только всех настоящих соперников кандидата Москвы, но и наблюдателей (представители общественной палаты, играющие эту роль, не в счет, так как это, полагаю, «свои в доску» ребята). Таким образом, считаю, открыли свободный доступ к подтасовкам и фабрикациям.
А доказательством того, что фабрикации результатов этих выборов были, является график известного своими исследованиями выборных процессов математика и физика Сергея Шпилькина, который применил свой метод исследования и к нашим выборам 16 декабря. Его график, подтверждающий наличие подтасовок и фальсификаций в Приморских избиркомах смотрите на первой странице этого номера «Арсеньевских вестей».
Этот график, Алексей Навальный прокомментировал так:
«Шпилькин — один из главных специалистов в этой области — убедительно показывает, что вбросили примерно 170 тысяч голосов. Реальный результат Кожемяко такой же, как у Тарасенко — 46%.
Реальная явка составила около 37% (официальная — 46.3%).
А известный электоральный географ Александр Киреев наглядно демонстрирует, как на десятках избирательных участков результат жестко подгонялся под плановое задание, причем не только по Кожемяко, но и по трем кандидатам-статистам — рисовали строго одинаковые цифры.
(Таблицу по избиркомам Ленинского района Владивостока смотрите также на первой странице этого номера АрсВест).
Несмотря на то, что итог вышел весьма предсказуемый, эта кампания вышла довольно интересной и поучительной.
Какие же мы можем сделать выводы для себя?
1. С одной стороны, понятно. Выборы — туфта. Кремль всё, что ему надо, подделал. Приморцев унизил.
С другой — приморцы унизили Кремль и лично Путина ещё сильнее. Да, губернатор будет тот, которого втюхали, но ведь все вокруг (и не только в Приморье) будут точно знать, что Кожемяко сидит в кабинете только благодаря подделке.
А самое главное — вся страна теперь знает, что путинской поддержки, путинских сторонников и админресурса уже НЕ ХВАТАЕТ для победы нужного кандидата.
2. Даже сфабрикованные выборы в Приморье показали нам многое. Смотрим на цифры и понимаем: а) «Портить бюллетени» — не работает. Испорченных было около 4%, это довольно много по меркам российских выборов (обычно 1-2%), но не радикально много; в первом туре в сентябре тоже было около 4%.
б) Никакого собственного электората у «системной оппозиции» — коммуниста Ищенко, лдпровца Андрейченко и у прочих кандидатов от «системных партий» не было и нет. Поэтому, скажем, призыв Ищенко к порче бюллетеней не дал статистически значимого результата. Есть просто протестный электорат, есть огромное разделение в обществе: за Путина и против Путина, за власть и против власти.
в) Если бы не было фабрикций, результат Кожемяко в точности совпал бы с результатом Тарасенко в первом туре в сентябре — 46% при явке около 35%, это примерно 15% от общей численности избирателей. Всё, это для путинских — предел, потолок. Не только в Приморье, в любом регионе. 10% забитых и подневольных они притаскивают своей административной мобилизацией, 5% — это чиновники, члены их семей и восторженные идиоты с флажками Новороссии, верящие, что только Путин спасет нас от Ротшильдов, марсиан и Эльвиры Набиуллиной. Всё, больше у них ничего и никого нет.
г) Совершенно технический кандидат Андрейченко набрал те же 25% голосов, что и технический кандидат Ищенко в сентябре. Это вот прямо сходу потенциал протестного голосования. И, конечно, еще больше он среди тех, кто на выборы не пошел, справедливо не видя в выборах без выбора смысла. Но когда есть второй тур, когда они видят, что есть смысл участвовать и можно что-то изменить — они приходят.
д) Произошедшее полностью опровергает один из ключевых аргументов против нашего «умного голосования»: мол, ну так какая Кремлю разница, победит единоросс, или кандидат от ЛДПР или КПРФ, это ж всё одно и то же.
Ну вот посмотрите на выборы в Приморье и увидите, насколько это не одно и то же, какие ресурсы были брошены на победу Кожемяко. Потому что в Кремле прекрасно понимают — голосуя против кандидата от «Единой России», люди голосуют против Путина. Проигрывает кандидат от «Единой России» — проигрывает Путин.
Ну и самое главное: «умное голосование» работает даже само по себе. Потому что избиратели — они стараются действовать рационально. Никто не говорил 25% голосовавшим в первом туре в сентябре быть за Ищенко, что самым болезненным для власти сценарием будет проголосовать в декабре за Андрейченко, они вот как-то сами догадались.
Избиратели понимают, что никаких выборов нет — но есть способ сделать «Единой России» больно и неприятно, если голосовать тактически, за другого кандидата. То есть тренд на «умное голосование» объективно существует. Наша задача — его подхватить и усилить».
И этот путь лишь один из многих, которые приближают нас к заветной цели.
Ирина ГРЕБНЕВА.