Бизнес по продаже бизнеса. Инвестиции в готовый бизнес — весьма заманчивая идея. Обдумывая ее, частные инвесторы и предприниматели должны оценить как перспективы развития бизнеса, так и предложения по его продаже на рынке. Сегодня бизнес по продаже готового бизнеса — вполне самостоятельное направление деятельности компаний. Эти компании специализируются на обобщении и агрегации всех имеющихся предложений по продаже бизнеса в регионе и их систематизации в единую базу данных, а также занимаются индивидуальным подбором и юридическим сопровождением сделки или инвестиционной программы профессиональными инвестиционными брокерами. При этом они не несут никакой ответственности, все риски перекладываются непосредственно на участников сделки.
Говоря о структуре предложения на рынке готового бизнеса, нужно обязательно отметить высокую вариативность не только направлений предпринимательской деятельности, но и ценового предложения. Цены варьируются приблизительно от 100 тыс. рублей до 1 млрд и более, кроме того, необходимо помнить о закрытых сделках, суммы которых не всегда разглашаются, равно как и схемы платежей и взаиморасчетов при их совершении. Такой разброс цен обусловлен различными подходами к ценообразованию у разных владельцев продаваемого бизнеса и разницей оценки доходности и перспективности развития того или иного направления предпринимательской деятельности в настоящий момент. Эта оценка формируется из общих показателей рынка и под влиянием факторов внешней деловой среды.
Доли товаров на рынке. Традиционно наиболее ликвидными и, соответственно, максимально представленными на рынке московского региона становятся предложения бизнеса в сфере общественного питания (кафе, бары, рестораны и пр.) — около 20% предложений о продаже бизнеса. Предложения бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли и бизнеса, построенного в интернете, также занимают приблизительно по 20%. Далее следуют предложения в сфере услуг: парикмахерские и салоны красоты (примерно 15%), туристические и гостиничные предприятия (около 10%), медицинские услуги и стоматология (примерно 3–4%), услуги по ремонту гаджетов и техники, автомастерские и автомойки общим кластером занимают около 5% рынка. Необходимо отметить некоторое снижение доли предложений по продаже готового бизнеса в сфере аренды жилых и нежилых помещений, которая находится в пределах 6–7%. Снижение доли арендного бизнеса связано, с одной стороны, с возрастающими требованиями и ответственностью собственников помещений, а с другой — с развитием цифровой экономики. Теперь работа персонала, сопровождающего подбор объектов аренды и заключение договоров, перестала быть востребованной у конечных потребителей благодаря техническим решениям в этой области. Тем не менее нужно понимать, что внутри данной структуры, даже в рамках предложений одной категории, можно увидеть колоссальный разброс цен, поскольку характеристики каждого объекта бизнеса будут различны: размещение бизнеса, наличие и сроки действия необходимых разрешительных документов, проходимость, клиентская база, размер, наличие работающих интернет-представительств, закредитованность и многие другие показатели будут оказывать непосредственное влияние на конечную стоимость бизнеса. Необходимо отметить, что продажи производственных предприятий не так часты на этом рынке, но это не значит, что их нет. Просто, как правило, такие продажи проходят в закрытом режиме или на личных связях, и довольно часто стоимость крупных сделок не разглашается, если обратного не требует законодательство РФ.
Диапазон цен. Согласно данным инвестиционной компании «Альтера Инвест», сегодня на рынке Москвы готовый бизнес можно приобрести по цене от 240 тыс. рублей (кофейня формата «кофе с собой» в ТЦ) до 226,5 млн рублей (торгово-строительная компания). Как видим, если оценивать этот рынок целиком, то усредненные показатели будут малоинформативными и весьма далекими от реальности, поскольку необходима оценка не только стоимости бизнеса, его основных средств, нематериальных и прочих активов, но и дальнейшей прибыльности этого бизнеса, поскольку именно доходы будущих периодов выступают основополагающим фактором при принятии решения об инвестировании в то или иное направление деятельности потенциальными покупателями. Так, доходность упомянутой выше кофейни прогнозируется на уровне 50 тыс. рублей в месяц, а торгово-строительной компании — 7 млн рублей в месяц. При этом необходимо очень тщательно подходить к оценке бизнеса, так как в перспективе он может иметь иные показатели. Например, оценивая строительное направление в бизнесе, нужно помнить, что индекс предпринимательской уверенности в строительстве, по данным Росстата, стабильно демонстрирует отрицательные значения величин на протяжении последних десяти лет.
Таким образом, любая инвестиционная программа и приобретение любого бизнеса — это шаг, которому сопутствует серьезная работа по анализу и прогнозированию развития не только конкретной компании, но и отрасли в целом с привязкой к региональным особенностям.