Трудности расчета. Информация о соотношении реальной заработной платы и инфляции, которая касается каждого гражданина нашей страны, ежемесячно публикуется государственными и всевозможными общественными организациями и находится в общей доступности. Однако проанализировать это соотношение не так просто. Это связано с тем, что рассчитать инфляцию, не впадая в зависимость от ее макроусредненности, довольно сложно, а также с тем, что нелегко определить, по каким критериям рассчитывать среднюю реальную заработную плату. Однако эти два многоплановых и многоуровневых критерия позволяют провести комплексный анализ, необходимый для оценки уровня развития экономики и общества в целом.
Показатели инфляции. Точный коэффициент инфляции за 2018 год рассчитывать достаточно трудно из-за экономической нестабильности, многофакторности и многоэлементности методики расчета.
При расчете инфляции учитываются показатели следующих отраслей — элементов национальной экономики и изменений в них, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов[1]: показатели рынков продовольственных и непродовольственных товаров, рынка услуг (МЭР); значения инфляции (МЭР РФ); показатели базовой инфляции (Росстат), волатильности (изменения цен) валютного рынка (МЭР РФ) и монетарной инфляции, которая является целевым ориентиром Банка России.
Инфляция рассчитывается за исключением продовольственной, регулируемых цен и тарифов и подакцизной продукции (Банк России).
Итоговые результаты, которые представляет МЭР РФ по инфляционным процессам в России в 2018 году, показаны далее.
В октябре 2018 года уровень инфляции в России составил 0,39%, что на 0,23% больше, чем в сентябре, и на 0,38% больше, чем в августе 2018 года. Вместе с этим инфляция с начала 2018 года составила 2,92%, а в годовом исчислении — 3,78% (октябрь 2017 года).
Цель Центробанка России по росту уровня инфляции на 2018 год заключалась в том, чтобы инфляция не превысила 4%. Такая цель обосновывается тем, что по результатам 2017 года инфляция составила 2,5%, при том что бюджет планировался с расчетом на показатель инфляции в 4%.
С одной стороны, низкая инфляция — это низкий рост цен. Но с другой стороны, это указывает и на стагнацию экономики.
Дисбаланс растет. Что же у нас происходит с реальной заработной платой?
Заработная плата в 2018 году в России
Период |
Среднемесячная |
В % к соответствующему периоду |
В % к предыдущему |
Реальная начисленная |
|
в % к соответствующему периоду |
в % к предыдущему |
||||
Январь |
39 017 |
113,4 |
76,5 |
111,0 |
76,3 |
Февраль |
40 443 |
112,9 |
102,7 |
110,5 |
102,5 |
Март |
42 364 |
111,3 |
105,0 |
108,7 |
104,7 |
I квартал |
40 691 |
112,7 |
95,1 |
110,2 |
94,3 |
Апрель |
43 381 |
110,2 |
102,8 |
107,6 |
102,4 |
Май |
44 076 |
110,2 |
101,3 |
107,6 |
100,9 |
Июнь |
45 848 |
109,7 |
104,1 |
107,2 |
103,6 |
II квартал |
44 477 |
110,1 |
109,4 |
107,6 |
108,3 |
I полугодие |
42 555 |
111,2 |
102,3 |
108,7 |
101,3 |
Июль |
42 413 |
110,2 |
92,4 |
107,5 |
92,2 |
Август |
41 364 |
110,1 |
97,5 |
106,8 |
97,5 |
Сентябрь |
42 200 |
110,8 |
102,0 |
107,2 |
101,8 |
III квартал |
42 020 |
110,4 |
94,5 |
107,2 |
93,8 |
Январь — сентябрь |
42 377 |
111,1 |
98,2 |
108,4 |
98,0 |
Исходя из этих официальных данных, мы можем сделать вывод, что реальная зарплата по России за январь — сентябрь 2018 года уменьшилась на 2 процентных пункта, а номинальная — на 1,8.
В тот же период инфляция в России каждый месяц в среднем росла на 0,28%, и за девять месяцев составила 2,5%.
Следовательно, в расчетно-теоретическом плане инфляция обогнала среднюю заработную плату на 4,5%. Другими словами, в октябре 2018 года граждане России смогли приобретать товары и услуги на 4,5% меньше по сравнению с январем 2018 года.
То есть реальная зарплата усилила инфляцию, сделав граждан менее платежеспособными.
Если спрогнозировать ситуацию на конец декабря, то, учитывая нашу предновогоднюю традицию увеличивать цены примерно на 5–7%, общий дисбаланс между инфляцией и реальной зарплатой увеличится и составит 9,5–11,5% (в случае если реальная зарплата останется на уровне сентября 2018 года).
[1] В скобках указаны ведомства, осуществляющие необходимые расчеты.