Сделано. Предпринятые Правительством меры на сегодняшний день позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива. Введение заградительных экспортных пошлин в настоящее время не потребуется. Это результат — не итоги, поскольку их каждая сторона подводит сама для себя. И вот, что мы имеем. По состоянию на сегодня реализованные меры покрывают поставленные задачи: внутренний рынок стабилизируется, экспортные поставки не попадают под давление финансового пресса со стороны государства. Безусловно, производители фиксируют минимальную, с их точки зрения, маржинальную временную доходность, но это, если хотите, вопрос социальной ответственности, исполнение которого — признак цивилизованности в бизнесе и is a must для получения завышенных дивидендов от работы на внешних рынках в условиях максимально комфортной конъюнктуры. И сослагательное наклонение тут не уместно.
По результатам состоявшегося 31 октября 2018 года совещания в Правительстве, российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что должно привести к стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.
Крупнейшие нефтяные компании подтвердили подписание многосторонних соглашений с Правительством, которые формально юридически зафиксируют данные договоренности. Однако конкретные обязательства компаний отражены в протокольных поручениях Правительства по результатам состоявшихся договоренностей, которые действуют уже с 1 ноября.
Результаты биржевых торгов 1 ноября демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива (АИ-95 — 4,3%; АИ-92 — 2,2%; ДТ — 3,14%).
Сослагательные настроения и работа над ошибками. Давайте представим, что могло бы быть, если бы Правительство всего этого не сделало? Достойных альтернатив нет. Но стоит задуматься, что можно было сделать лучше. При подведении итогов работы отраслевики, например, поймут, что их лобби сработало не на «отлично» не сейчас, а достаточно давно. Вот тут сослагательное наклонение будет полезным. При этом в Правительстве еще идет проработка дополнительных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов, которые могут быть введены в ходе завершения налогового маневра в отрасли. Продолжится мониторинг ситуации в топливной рознице, сохранится возможность оперативного введения механизмов для его стабилизации.
Главное во время режима заморозки цен. Во взаимодействии с крупнейшими производителями необходимо установить правила игры на ближайшие три года. Эти правила должны учитывать алгоритм бездефицитного насыщения внутреннего рынка по ценам, адекватным сегодняшнему состоянию и потребностям российских потребителей (с учетом сегментации потребностей) при согласовании здорового баланса с внешними поставками.
Также важно понимать, что затраты компаний на обслуживание кредитов лежат исключительно в плоскости коммерческих отношений производителей с банками-кредиторами. В этой плоскости доступ к дешевым финансовым ресурсам — точка роста и развития добывающих компаний (которые являются наименее рисковыми заемщиками с широкими возможностями обеспечения банками side business от взаимодействия), а значит, Правительству нужно будет избрать переговорную с коммерческими структурами. Успешность переговоров с ними может стать ключом к снижению себестоимости в части нагрузки по обслуживанию кредитных портфелей, и тогда можно будет добиться еще более выгодных условий финансирования их текущей деятельности и реализуемых проектов.