Страхование жизни выполняет социальную функцию и отвечает потребностям населения. Как сегмент финансового рынка оно выступает эффективным инструментом социально-экономической политики государства.
Программы страхования жизни. Страховщики предлагают следующие программы: инвестиционное страхование жизни, рисковое и накопительное. Программы отличаются механизмами и инструментами страхования.
Инвестиционное страхование жизни обеспечивает доход от инвестиций при гарантии сохранности финансовых вложений. Гражданину дается гарантия возврата внесенных денежных средств и обеспечивается доходность исходя из выбранного базового актива страховщика. Срок страхования, как правило, не менее чем на 5 лет.
При рисковом страховании жизни выплаты осуществляются при наступлении неблагоприятных событий в жизни гражданина, накопления не предусмотрены. Срок страхования может быть от одного года до 10 лет и более.
По программе накопительного страхования жизни предусмотрена гарантированная страховая выплата при дожитии гражданина до определенного года жизни, либо выплата денежной суммы выгодоприобретателю в случае смерти страхователя. Договоры накопительного страхования жизни заключаются на срок от 5 до 25 лет и более. В них может быть предусмотрен гарантированный доход гражданину по результатам инвестиционной деятельности страховой компании.
Рост премий. Страхование жизни является высокоэффективным и востребованным страховым продуктом. По официальным данным Банка России, в первом полугодии 2018 года сумма собранных премий по страхованию жизни составила 205,7 млрд рублей, что на 45,7% больше уровня аналогичного периода 2017 года. При этом на долю премий по договорам страхования с физическими лицами пришлось 93,4% (или 192,1 млрд рублей), а на долю премий по договорам страхования с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами — 6,6% (или 13,6 млрд рублей). Прирост премий произошел за счет инвестиционного страхования жизни — на него приходится 72,1% взносов в сегменте страхования жизни. Такая динамика объясняется ростом интереса граждан к продуктам с ожидаемой доходностью.
Страховую деятельность по страхованию жизни осуществляют 32 страховщика. Лидером этого сектора по итогам шести месяцев 2018 года стала страховая компания СК «Сбербанк страхование жизни». Ее рыночная доля составила 36,1% (в 2017 году — 29,1%). Объем премий, собранных компанией, составил 74,3 млрд рублей, увеличившись на 81% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Популярность страхования среди населения. Услуги по страхованию жизни являются популярными среди населения, что объясняется заботой граждан о своем благополучии и благополучии семьи. В 2017 году сумма собранных премий по страхованию жизни увеличилась на 54% по сравнению с 2016 годом. Значительные темпы роста обеспечивает инвестиционное страхование жизни, популярное среди населения.
В первом квартале 2018 года сумма премий по страхованию жизни составила 92,22 млрд рублей, что на 32,39 млрд больше по сравнению с первым кварталом 2017 года. Востребовано страхование жизни заемщика, что объясняется увеличением объемов кредитования физических лиц (на 40,5%).
В первом квартале 2018 года было заключено 884 300 договоров страхования жизни. К концу первого полугодия, по данным официальной статистики Банка России, количество договоров выросло до 2 616 106. Основная доля приходится на Центральный федеральный округ, где было заключено 1 478 326 договоров страхования жизни (56,4%). Наименьшее количество договоров заключено в Северо-Кавказском федеральном округе — 25 912 (0,9%). На Приволжский округ приходится 15,8% договоров.
В числе ведущих регионов по страхованию жизни по итогам первого полугодия 2018 года оказались Алтайский край, Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Иркутская, Нижегородская и Новосибирская области.
Проблемы в развитии страхования жизни. В число проблем входят, во-первых, недостаточная информированность потребителей услуг о существующих программах страхования жизни, а также низкая страховая и финансовая грамотность населения, которые следует повышать.
Во-вторых, внедрение новых страховых инновационных программ, например, долевого страхования жизни. Для их успешной реализации необходимо изучать международный опыт и проводить эффективные мероприятия по совершенствованию механизмов страхования жизни.
В-третьих, недостаточная осведомленность граждан об условиях страхования жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика может оказать неблагоприятное влияние на показатели страхового рынка по объему собранных премий.