В планах Правительства России – к 2024 году обеспечить 40% населения цифровыми навыками. При этом каждый год из вузов должно выпускаться 120 000 специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям.
Это ставит перед обществом и бизнесом новые задачи, связанные в первую очередь с изменением управленческих подходов. Помимо технических навыков, таких как разработка программного обеспечения, веб-управление, на первый план выходят менеджерские навыки. Например, более высокая частота цифровой информации в компаниях требует лучшего планирования и быстрых ответов на вызовы современности, большего сотрудничества команд и более харизматичного лидерства. Маркетинг и продажи через социальные сети требуют других навыков, чем традиционные продажи лицом к лицу.
Цифровые технологии меняют бизнес-модели и организацию фирм и делают «мягкие навыки», такие как обработка информации, саморегуляция, решение проблем и быстрая коммуникация, более важными. У многих людей, однако, нет таких навыков в области цифровых технологий. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), менее 40% тех, кто использует программное обеспечение на работе каждый день, обладают навыками для эффективного пользования цифровыми технологиями.
Те, у кого есть навыки, быстро продвигаются вперед, создавая тем самым сильное неравенство в коллективах. В частности, уменьшился спрос на навыки среднего управленческого звена.
Центр экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) предлагает ввести новую должность топ-менеджеров – Chief Digital Officer (CDO), или руководитель по цифровой трансформации (РЦТ). Руководитель по цифровой трансформации должен работать на опережение, то есть уметь управлять изменениями – и делать это быстро.
Стоит отметить, что цифровая экономика уже трансформировала рынок труда за последние 3 года. Выросло новое поколение, которое прекрасно в ней ориентируется. Все остальные игроки рынка труда либо подтягиваются и осваивают новые навыки, либо остаются за бортом. Поэтому, реализация государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» актуальна как никогда, и в высокой группе риска быть невостребованными – те, кому сейчас 30-40 лет и кто может оказаться за бортом цифровизации.