Сетевой маркетинг зародился и начал своё развитие в 40-х годах XX века в США. В настоящее время например в США много миллионеров, которые в своё время сколотили свой капитал именно на сетевом маркетинге. Первой компанией начавшей работу по системе MultilevelMarketing (MLM) была американская компания «Витамины Калифорнии». Позднее два выходца из нее создали собственную компанию «Amway», которая является одной из первых, работающих по данной системе. Зародившись в США, сетевой маркетинг быстро распространился по всему миру.
Сетевой маркетинг называют также многоуровневым. Суть его состоит в создании сети реализаторов, которые помимо продажи товара могут привлекать партнёров с аналогичными правами. Доход всех торговых агентов составляется из комиссионных за проданную продукцию плюс различные премии и бонусы, которые зависят от объёма продаж привлеченных ими других реализаторов.
Сетевой маркетинг представляет собой вид розничной торговли, в котором реализаторы самостоятельно налаживают связи с клиентами и совершают продажи персонально, зачастую на дому. Продав товар, реализатор предлагает клиенту за определённый процент от продаж найти новых покупателей и так далее. Таким образом, постепенно создаётся многоуровневая сеть продавцов.
Данный вид деятельности подходит людям, располагающим большим количеством свободного времени, нуждающихся в гибком графике. К преимуществам сетевого маркетинга относят экономию на рекламе, аренде торговых площадей и тому подобном, так как продажи производятся напрямую. Кроме того, продажи таким способом могут быть больше и эффективнее, ведь рядом нет товаров аналогичных предлагаемому, так, как это происходит в магазине. Компания может иметь большую базу постоянных клиентов, которые предпочитают покупать товары только у неё, а также стимулирует реализаторов комиссионными от продаж.
К недостаткам сетевого маркетинга относят то, что зачастую он схож с преступными схемами финансовых пирамид.