Такие страшные по цинизму слова произнесла на публичных слушаниях по строительству новых свиноводческих комплексов в Спасском районе работница ТОР «Михайловский», мать четверых детей, адресовав их делегированным от Краснокутского сельского поселения сельчанам. В таком ключе и прошло всё действо, которое можно назвать цирком, если кому-нибудь было там смешно.
Кстати, в зале была многодетная мама, удостоенная ордена «Материнской славы» Ирина Кобец, вырастившая четырнадцать красивых, умных, трудолюбивых и, как оказалось, активных детей. И сидели молодые мамы с ребятишками на руках: решалась их судьба, потому что мега-комплексы, где не решены вопросы утилизации экологически опасных отходов, несут прямую угрозу тем, в чью мирную жизнь так агрессивно и неожиданно вторгся ТОР, как мы считаем.
Точно сказала одна сельчанка: «Я не хочу, чтобы у меня родились внуки с четырьмя ногами или двумя головами».
По нашему мнению, предвзято представила потом суть конфликта в телевизионном репортаже некая Дарья Орлова: «Против «Мерси Трейд» обьединилась группа активистов. В противовес плюсам они ставят запах, который идёт от свинокомплексов».
Не группа активистов объединилась, а жители всего Краснокутского поселения! С ними солидарны и горожане. Люди летом не могут открыть окна, потому что запах навозной жижи накрывает жилые кварталы. «Роза ветров» ведь направлена на Спасск, а не в обратную сторону, как «нарисовали» проектировщики.
При сильной концентрации аммиак, содержащийся в загрязнённом выбросами комплексов воздухе, может вызвать аллергию и даже остановку дыхания! По нашему мнению, работники ТОРа применяют опасные для здоровья людей и животных ядохимикаты при опылении с воздуха кукурузных и соевых плантаций. В сёлах исчезли пчёлы и птицы, крестьяне не рискуют в это время выпускать на пастбища животных.
Именно поэтому жители Краснокутского поселения настаивают на публичных слушаниях по строительству новых свиноводческих комплексов в районе села Вишнёвки и требуют государственной экологической экспертизы существующих предприятий и стопроцентной утилизации отходов производства. Их позиция: «Доведите до ума действующие комплексы, а потом поговорим о новом строительстве!»
Хотя в мире уже не строят подобных монстров! Свиноводческие предприятия мощностью не более 10000 голов размещают вдали от населённых пунктов и поодиночке. Потому что вопрос утилизации массы отходов – очень серьёзен. Да и в случае эпидемии типа Африканской чумы свиней проще ликвидировать очаг её вспышки.
Мы помним, как на Прохорском комплексе из-за ящура уничтожили всё поголовье, а заодно – и попавших в зону карантина крестьянских хрюшек.
А газета «Спасск», поместившая в одном номере сразу три статьи, связанные с ТОР «Михайловский», поёт свиноводам дифирамбы! Зерно для кормов, якобы, выращивается без применения химических удобрений и ГМО.
А как же тогда прошлогодний разлив ядохимикатов, которые протекли по центральным улицам села Прохоры, источая удушающий запах, и погубили всё живое в небольшой заводи, куда ходили на водопой местные бурёнки? Погибли не только рыба и лягушки – моментально почернели деревья и кустарники там, где протекла ядовитая, белая, как молоко, жидкость.
К сведению коллег: соя, например, без химической прополки, полагаем, вообще не возделывается – её забивают сорняки! Ну, чтобы было понятно: примерно так, как «глушили» на общественных слушаниях в Прохорах делегатов Краснокутского поселения заранее «натасканные» многочисленные ораторы-свиноводы.
Про «отсутствие стресса» и позитивное «эмоциональное состояние» поросят на комплексах – вообще нелепость. Этот «позитив» особенно ярко проявляется во время убоя…
Коллеги из газеты «Спасск» и телевидения «Орбиты», как многие читатели уже убедились, вообще удивительно позитивные люди. И в Прохорах они увидели сплошной позитив. Средняя зарплата в агрохолдинге 38 тысяч рублей, соцпакет, бесплатная доставка на рабочее место и обратно, опять же – новогодние подарки детишкам работников – чего ещё желать? Если бы не зловредные сельчане...
Но руководство не бездействует! Оно – ОБЕЩАЕТ! «Предпринять ряд существенных мер». Ну, конечно, не сразу, а потом, когда ещё один комплекс построят. Потому что на первой странице газеты – «радостная» новость: «БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ работники ООО «Мерси Трейд» и ООО «Приморский бекон» решили вопрос о строительстве в Спасском районе нового свинокомплекса»!
И невдомёк автору, укрывшемуся за удобной подписью «наш корр.», что он выболтал «военную тайну»: вовсе не работники агрохолдинга должны решать, быть или нет ещё одному свиноводческому комплексу.
Участвовать в публичных слушаниях могут жители территории, в отношении которой они проводятся, а это – как раз Вишнёвка, которая уже в полной мере ощутила опасность соседства с ТОРом, а вовсе не Прохоры, где – да, есть свиноводческий комплекс, но больше никакого строительства там не предвидится. Зачем, нарушив закон, как мы считаем, перенесли общественные слушания в Прохоры? Чтобы затруднить прибытие на них жителей Вишнёвки, Красного Кута, Евсеевки и других сёл, прямо заинтересованных в нормализации экологической обстановки? В непосредственной близости именно от этих сёл выбрана площадка для размещения и остальных пяти комплексов, именно на них направлена «роза ветров».
Между Прохорами и Вишнёвкой – десятки километров. Прямого автотранспортного сообщения нет. Значит, общественным транспортом не добраться, а пешком – слишком далеко. Тем более, крещенские морозы, гололёд, плохое освещение. И время выбрано не случайно: в 18-30 уже темно. Случись слушания в той же Вишнёвке – «народное вече» сказало бы своё веское слово. Как говорило его не раз.
И ещё. При учёте мнений и предложений приоритет отдаётся гражданам, постоянно проживающим на территории, в пределах которой планируется строительство объекта, относительно которого и проводятся общественные слушания!
Очевидно, устроителям мероприятия важно было не только не допустить инициативных вишнёвцев, но и «пережать» их.
Видимо, для этого руководство «Мерси Трейд» соорудило громоздкую повестку, совместив общественные слушания с производственным собранием:
О деятельности ООО «Мерси Трейд» и ООО «Приморский бекон» как резидентов ТОР «Михайловский».
Основные экономические и социальные показатели деятельности «Мерси Трейд» на территории Спасского района.
О строительстве и вводе в эксплуатацию новых животноводческих комплексов на территории Спасского района в 2018 – 2020 годах. Застройщик: ООО «Приморский бекон». Наименование объекта «Свиноводческие комплексы по производству до 83000 голов в год».
Думаем, прямой умысел и точный расчёт: собрать многочисленный коллектив агрохолдинга и «задавить» массой делегатов – вишнёвцев и краснокутцев. Предварительно работникам комплексов «промыли» мозги: крестьяне, якобы, настаивают на закрытии действующих комплексов, значит, все вы пойдёте на улицу…
Прежде чем писать об общественных слушаниях, неплохо бы вникнуть в существо дела. По нашему мнению, нет, не прав руководитель агрохолдинга Андрей Колот, утверждающий, что «подобные мероприятия практически не регламентируются», и, судя по всему, рассчитывавший на безнаказанность. Регламентируются, и довольно чётко.
29 декабря 2017 года принят Федеральный закон № 455. Он внёс изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации именно по общественным обсуждениям и публичным слушаниям. Там много важных моментов.
Организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению, ВСЕХ участников (о «равенстве» мы уже сказали).Проекта нового комплекса представлено на широкое обсуждение, причём заранее, не было! Так за что тянули руки в зале?
Информация в тему. Два свиноводческих комплекса сбрасывают на рельеф в год соответственно 140000 и 60000 тонн навозной необеззараженной жижи. Комплекс на 83000 голов под Вишнёвкой – в течение 1 года и 6 месяцев, Прохорской – 3 года и 4 месяца. Всё это идёт в ручей, дальше в речку Кулешовку и озеро Ханку, где расположен международный Ханкайский орнитологический заповедник.
Генеральный план развития Краснокутского сельского поселения предусматривает строительство трёх водохранилищ для снабжения питьевой водой ближайших сёл и города, так как именно там, где строятся свиноводческие комплексы, под землёй находится крупное месторождение отличной питьевой воды с приличным дебетом. Предполагается закрыть кладбище в Красном Куте, чтобы стоки не просочились через землю в это подземное озеро. А жижа от комплексов разве менее опасна?
Так что итог общественных слушаний, полагаем – вопрос жизни и смерти для сельчан и горожан. И для руководителей агрохолдинга – тоже, они, вероятно, взяли крупные кредиты и определённые обязательства.
Думаем, все преимущества – на стороне «денежных тузов», так называемых инвесторов ТОРа, которых «крышуют» (судя по многочисленным отпискам) высокопоставленные чиновники. Простые же люди вынуждены действовать в рамках правового поля. Показательный пример: только житель Вишнёвки Валерий Михайлович Бочаров, как и полагается, представил письменные аргументированные предложения по теме общественных слушаний.
Процедура публичных слушаний обычно занимает до четырех месяцев в зависимости от масштабов обсуждаемого проекта, и она вовсе не сводится к собранию участников, как многие думают.
На публичные слушания отводится много времени именно для того, чтобы была возможность ознакомиться и разобраться с документами. Для крупных проектов организуются специальные информационные центры, работает горячая линия.
По итогам публичных слушаний принимаются протокол и заключение о результатах. Протокол публичных слушаний фиксирует количество и содержание предложений и замечаний по рассматриваемому проекту. Это публичные документы – их публикуют на официальных сайтах местных властей.
Заключение о результатах публичных слушаний учитывается при принятии решения о необходимости доработки проекта либо о направлении проекта на утверждение.
Разве то, что творилось 26 января в Прохорском Доме культуры, можно назвать публичным обсуждением проекта очередного свинокомплекса? Считаем, это была травля сельских делегатов!
А что же власть? Местные и краевые чиновники, депутаты?
Она молчаливо созерцала всё это действо. Так сказать, из партера. Потому что на сцене водрузились за столом и.о. руководителя «Мерси Трейда» Андрей Колот и исполнительный директор Александр Дмитриев (тот самый, который на встрече с вишнёвцами объяснял тошнотворный запах… туалетами на личных подворьях).
Это – символично. «Большой бизнес» вознесся на этакий Олимп – по праву силы. И взирает на простой люд с высоты собственного величия. Непонятно, почему так называемая власть оказалась у ног всесильного владыки – беспомощная и бессловесная?
Кроме уполномоченного по правам человека Валерия Розова и главы Спасска Вячеслава Квона, никто и рта не открыл.
Но что мы узнали от Валерия Михайловича? «Я вас услышал!» – заверил он сидевших в зале. Ну что же, лично я рада, что у него всё в порядке со слухом.
А Вячеслав Васильевич убеждал: но они же («Мерси Трейд» – О.К.) обещают, что всё исправят! Дайте им ещё один шанс! Пусть построят третий комплекс – и тогда посмотрим…
Не сомневаюсь, что у него всё в порядке со зрением. Только, видимо, с логикой – увы. Инвесторы ТОРа уже не первый год обещают, однако реальных дел пока нет. Ну, потаскал за собой трактор «кишку», вспахал пару гектаров, побрызгав их навозной жижей, и что?
А в зале кипели страсти. Микрофоном завладели работники ТОРа, их оппонентам едва удавалось сказать несколько слов, и «дирижёр» со сцены тут же вспоминал про «регламент». Полагаю, если бы в зале не было полицейских, дело могло дойти и до потасовок.
Лично я считаю, что это – чистейший экстремизм – так натравить работников своих предприятий на жителей Краснокутского поселения.
Кстати, один из аргументов: свиноводческие комплексы – это благо для района, они дают рабочие места. Но почему во имя интересов относительно небольшой группы свиноводов должны приноситься в жертву законные права на благоприятную среду проживания жителей нескольких сёл района и города? Им что, бежать от ТОРа, как бегут жители Поволжья, где бездумно построили несколько свиноводческих комплексов ровно такой же мощности, как намереваются и у нас, – 540000 голов в год?
В общем, полагаем, никакие это не были публичные слушания в Прохорах. По нашему мнению, это было форменное издевательство над людьми и над законами страны.
Об этом и написали жители Краснокутского сельского поселения губернатору Приморского края Андрею Тарасенко, прокурору г. Спасска-Дальнего Алексею Корочину, главе Спасского района Алексею Салутенкову.
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти «Хранители закона».
Фото автора.