фотоУссурийская таможня препятствует деятельности единственного в России предприятия по разведению японского мохнаторукого краба

Уже год, как приостановил свою деятельность резидент Свободного порта Владивосток – предприятие ООО «Корпорация Прим Хуньчунь», одной из основных целей которого является развитие прудовой и индустриальной аквакультуры. У учредителя этой компании – ООО «Озерки», созданной в 2013 году в окрестностях Уссурийска, возникли непредвиденные трудности с дальнейшим экспортом собственной произведенной продукции – краба японского мохнаторукого.

В 2015 и 2016 годах предприятие не менее 30 раз вывозило в Китай этого краба, не испытывая препятствий со стороны таможни. Уже в 2017 году Уссурийской таможней по факту перевезенной продукции в отношение ООО «Озерки» было возбуждено порядка 30 административных дел – по одному за каждый случай вывезенного в 2016 году товара.

Опираясь на данные территориального управления Росрыболовства, таможня заявляет, что пруды, принадлежащие ООО «Озерки», находятся в водоохранной зоне реки Раздольная. При этом деятельность по созданию прудов для выращивания краба Росрыболовство не согласовывало. Одновременно с этим, ссылаясь на ФГБНУ «Тинро-Центр», таможня утверждает, что разводить краба в искусственных условиях невозможно. Соответственно ООО «Озерки» отправило в Китай дикого краба, незаконно добытого в неустановленное время в неустановленном месте, при неустановленных обстоятельствах.

Руководители корпорации Александр Шамрай и Анна Дымченко считают, что утверждения таможни противоречивы, необоснованны и незаконны. А деятельность государственного органа может повлечь за собой прекращение работы их предприятия. В настоящее время рассмотрение данного вопроса находится в Арбитражном суде Приморского края.

Делу – труба

Предприниматели из Владивостока Александр Шамрай и Анна Дымченко переехали в Уссурийский городской округ в 2007 году. Партнеры по бизнесу приобрели несколько участков земли на пространстве между селом Красный Яр и рекой Раздольная и намеревались заняться сельским хозяйством. Зарегистрировали фермерские хозяйства, приобрели сельхозтехнику и решили выращивать крупнорогатый скот, для чего построили большой коровник, приобрели оборудование и 33 головы крупнорогатого скота.

Но спустя некоторое время к ним приехали представители администрации УГО, и объявили, что через их участок компания «Газпром» проведет магистральный газопровод на юг Приморья. Поэтому коровник, скорее всего, придется убрать. А о присоединении к электрическим сетям не может быть и речи, в связи с планированием трассы газопровода. Но трубу так и не провели.

Спустя два года ситуация повторилась: снова было анонсировано строительство газового путепровода и вновь его не стали проводить.

Краб мохнаторукий для Китая

Поняв, что о традиционном сельском хозяйстве пока придется забыть, бизнесмены решили обратить внимание на аквакультуру, а именно на разведение японского мохнаторукого краба, и разведение в полувольных условиях дальневосточной лягушки. Тем более, что для этого у них все уже было. И пруды, и, самое главное, сам краб, включая маточное поголовье.

Всё это им досталось от прежнего хозяина и его знакомого – китайца, который и разводил краба. Он приезжал и к Александру Шамрай и Анне Дымченко и даже познакомил их с профессором из Шанхая – специалистом по разведению краба в искусственных условиях. Несколько лет они изучали науку разведения краба, поддерживая его поголовье в пределах небольшой численности. А в 2013 году, после выхода федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», решили заняться этой деятельностью всерьез.

Бизнесмены создали предприятие ООО «Озерки», заключили договоры о поставке краба с китайцами, очень заинтересованными в этом виде продукции. И в 2015 году вывезли в Китай первую партию товара.

Не все было гладко. Предпринимателей замучили проверками. Приезжавшие к ним в феврале-марте (!) 2015 года сотрудники Россельхознадзора считали, что бизнесмены не занимаются сельскохозяйственной деятельностью, а разведение краба таковой не является.

Тем не менее, они продолжали выполнять условия договора с китайскими партнерами, и с апреля по октябрь 2016 года вывезли в Китай почти 562 тысячи штук или около 54,3 тонн краба. При этом никаких препятствий при вывозе товара за границу со стороны таможни не испытывали. А границу их продукция отдельными партиями пересекала не менее 30 раз.

В том же 2016 году в соответствии с требованиями законодательства РФ ООО «Озерки» совместно с партнерами создало ООО «Корпорация Прим Хуньчунь». Данное предприятие является резидентом Свободного порта Владивосток и, как анонсируется, в своей деятельности предполагает дальнейшее развитие и расширение деятельности по разведению не только мохнаторукого краба и дальневосточной лягушки, но и воспроизводство и других видов аквакультуры, освоение земельных участков для целей рыбоводства, а также переработку продукции аквакультуры и овощей.

Ничего не обнаружено. Эксплуатация ведется

В июне того же 2016 года на ООО «Озерки» была проведена внеплановая выездная проверка, которая аукается им до сих пор. По требованию Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры проверку осуществляли Приморское территориальное управление Росрыболовства и ФГБНУ «Тинро-Центр». В ходе их деятельности был обследован каскад прудов в количестве 19 единиц, около которых, согласно акту проверки, а равно в которых, кроме густой поросли травянистой и кустарниковой растительности ничего более обнаружено не было.

Несмотря на это, был сделан вывод, что в нарушение п. 16. ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», размещение и эксплуатация прудового хозяйства ООО «Озерки» в водоохраной зоне р. Раздольная производится без согласования с Приморским территориальным управлением Росрыболовства. Следовательно, предприятие осуществляет свою деятельность по разведению (выращиванию) мохнаторукого краба с нарушением специального режима осуществления хозяйственной или иной деятельности в водоохраной зоне водного объекта – реки Раздольная.

Состав правонарушения отсутствует

По итогам этой проверки за нарушение природоохранного законодательства на юридическое и на должностное лицо – Анну Дымченко, была возложена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 8.42 КоАП в виде штрафа на общую сумму 208 тысяч рублей. Бизнесменам предписывалось устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства.

Но в связи с тем, что предпринимателями в водоохранной зоне р. Раздольная на обследованных прудах хозяйственная деятельность не велась, следовательно, по их мнению, и нечего было устранять. Поэтому никаких действий для исполнения предписания от них не последовало. В результате в отношении директора ООО «Озерки» был составлен административный протокол за неисполнение предписания по ч. 1 ст. 19.5 КоАП, который был направлен вместе с административным материалом в мировой суд г. Уссурийска. Предпринимателю Анне Дымченко снова грозил административный штраф.

фото

В ходе длительных судебных разбирательств выяснилось, что проверяющие осматривали пруды, не принадлежащие ООО «Озерки», на которых никем не ведется хозяйственная деятельность. А до прудов с ракообразными, расположенных вне водоохраной зоны реки, проверка так и не доехала.

В связи с этим суд пришел к выводу, что доказательств осуществления обществом или иным лицом на 20 июня 2016 года деятельности по разведению мохнаторукого краба в водоохраной зоне реки Раздольная на обследованных 19-ти объектах, не добыто, предписание неисполнимо и незаконно, поэтому дело прекратил за отсутствием состава административного правонарушения.

Пропустили и возбудили

В 2017 году в отношение ООО «Озерки» уже Уссурийской таможней было возбуждено порядка 30 административных дел по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров). В таможне считают, что данным предприятием под видом культивируемых особей японского мохнаторукого краба вывезены дикие ракообразные, добытые в неустановленном месте его обитания с последующим перемещением биоресурса в пруды общества, где его удерживали и доращивали. Учитывая это, ООО «Озерки» было выставлено требование о предоставлении разрешительного документа на вывоз диких живых животных, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

При этом помимо данных своей камеральной проверки таможня ссылается на материалы той самой проверки, проведенной в июне 2016 года. Еще одним доказательством их правоты, по их мнению, служит письмо ФГБНУ «Тинро-Центр», автор которого указывает, что в условиях, представленных представителями ООО «Озерки» проверяющим, разведение и искусственное выращивание краба невозможно.

Бизнесмены, конечно, не могли с этим согласиться и обратились в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений таможни о привлечении общества к административной ответственности. В материалы дела было приобщено и вступившее в законную силу постановление мирового суда.

Однако Уссурийская таможня считает, что постановление мирового суда при рассмотрении дела «не является преюдициальным» (так по тексту, авт.). То есть, они не обязаны принимать установленные судом факты без проверки и доказательства.

Выступивший в Арбитражном суде руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального центра морской биологии ДВО РАН Сергей Масленников отметил, что он также знаком с деятельностью ООО «Озерки». Он осматривал прудовое хозяйство и установил, что у него имеется модуль для спаривания, наполняемый морской водой, объем производства располагает возможностями выращивания полным циклом 120 тонн. В хозяйстве реализован замкнутый цикл производства японского монхнаторукого краба.

«Мне надо подарить бизнес?»

– Материалы административных дел, находящиеся на рассмотрении в Арбитражном суде Приморского края не содержат документальных доказательств того, что краб, вывезенный ООО «Озерки» по 30-ти таможенным декларациям является диким. Представителями общества в суд представлены доказательства, что вывезенный краб не дикий, а декоративный, искусственно выращенный на предприятии аквакультуры ООО «Озерки». Таможня должна была провести генетико-биологичсекую экспертизу и доказать, что краб, вывезенный по каждой таможенной декларации дикий, но подобного сделано не было, – утверждает адвокат бизнесменов Анна Андреюк.

– Мы не разводим краба в пищевых целях, потому что на сегодняшний день нет такого оборудования, которое бы соответствовало всем санитарным и ветеринарным нормам, – рассказывает Анна Дымченко. – Поэтому выращиваем их для содержания в других аквариумах. Краб вырастает до 500 граммов, но мы растим их до стандартного размера в 100 граммов. Нам больше и не требуется. Краб такого размера даже в Китае в пищу не употребляют. Что китайцы с ними делают, нас не интересует. Возможно, они их доращивают и докармливают до своего товарного размера. Нас это уже не касается.

Включая мировой и Арбитражный суд в общей сложности прошло уже порядка 30 судебных заседаний. И мы не понимаем, что происходит. Какие только контролирующие организации нас ни проверяли. Но после того, как я написала два письма в приемную администрации президента России о том, что с нас вымогают деньги, все от нас отстали, одна таможня осталась.

Наш товар не пропускают через границу и даже не принимают таможенные декларации. Считаем, идет прямое нарушение законодательства, ущемление наших прав с последующей полной ликвидацией бизнеса. Мне что надо: закрыться, с кем-то поделиться, кому-то бизнес свой подарить?

Мы не можем понять, что от нас хотят, и кто за всем этим стоит. Буду писать в Генеральную прокуратуру.

Перешли дорогу

– После тех писем в приемную президента меня вызывали в ОБЭП, – говорит Александр Шамрай, – я прямо сказал, что никому никаких взяток не дам, иначе меня нужно будет посадить за дачу взятки. Я думаю, мы перешли дорогу тем, кто занимается контрабандой.

В 2016 году в нас не видели конкурентов. Не думали, что мы дорастем до таких масштабов. А ведь мы и завод практически построили по переработке рыбы и аквакультуры, но в связи с происходящими событиями не можем запустить его в эксплуатацию.

У нас было несколько серьезных инвесторов. Последний из Китая готов был вложить 1,2 миллиарда рублей. И сейчас инвесторы начинают сомневаться: почему мы не достраиваем завод, не развиваем дальнейшую деятельность? И стоит ли им вкладывать деньги, если у нас серьезные проблемы. Одни инвесторы от нас уже ушли. Если уйдут и те, которые ждут окончания суда, я не знаю, что мы будем делать.

Но кто бы ни был на другой стороне, мы дойдем до конца.

Одна из заинтересованных сторон в этом деле – начальник отдела по работе с Краснояровской территорией управления по работе с территориями администрации УГО Руслан Юрчик надеется на скорейшее разрешение конфликта:

– Я даже не знаю, где еще занимаются разведением японских мохнаторуких крабов. Это яркое пятно, которое привлекает внимание не только к нашему району, но и ко всему краю. Надо поддерживать начинание Анна Дымченко и Александра Шамрай. Опять же, они предоставляют рабочие места для жителей Красного Яра. Я буду только «за», если их бизнес будет расширяться.

Роман ВИНОКУРОВ, фото автора.