В «Терминале Экспо» проходила 18 ежегодная выставка для предприятий аграрного сектора. В этот раз на удивление много было гостей из других регионов России – Красноярский край, Бурятия, Тульская область... И, конечно, не обошлось без наших ближайших зарубежных соседей – Китая и Кореи. Настроение было приподнятое, ведь все пришли себя показать и на других посмотреть, а, говоря языком бизнеса, приобрести новых партнеров и клиентов.
Многие участники придумали интересные ходы для того, чтобы привлечь народ к своему товару. Как пчелы на мёд, гости и участники выставки слетались к компании «Alokozay Восток», потому что там наливали... чай. Я попробовала очень вкусный напиток из граната. Как заверили ребята, его хорошо пить с сахаром.
– Я сам из Афганистана, хотя сейчас гражданин России, – говорит Мухамед Таиб, менеджер компании «Alokozay Восток» в России. – Наша фирма афганская. Мы хороши тем, что предлагаем продукт чистый, без добавок. Чай у нас цейлонский, а завод находится в Дубае, оттуда чай отправляется в Россию. Я здесь работаю почти 7 лет. Я не могу сказать, что наша продукция представлена во всех магазинах, – нам есть, куда расширяться. Мы хотим распространить свою продукцию по всему Приморскому краю.
– Чем прост или сложен рынок Приморья?
– По всей России у нас есть филиалы. Как я заметил, есть регионы, где хорошо продается чай, но хуже алкоголь и сигареты, а есть регионы, где наоборот. У вас нормально продается чай. Но мы будем стараться продавать побольше. Ведь нашу продукцию покупают по всему миру – в Англии, Германии, Канаде...
Впрочем, афганская компания была не единственной с уникальным чаем. Из Южной Кореи в Приморье привезли чай из гречки. Именно этот продукт заявлялся, как «фишка» выставки.
Светлана, представитель компании “Odaesan”, рассказывает о диковинном продукте:
– Наш чай делается из гречки. Поскольку он делается не из листьев, его можно пить в каких угодно количествах. В нем нет кофеина. Корейцы пьют его, как воду. В нашем городе пока его купить невозможно, потому что мы только выходим на приморский рынок.
Казалось бы, пить гречку... Это что-то совсем экзотичное. Вовсе нет. Мы попробовали продукт – очень похож на зеленый чай. Ничего шокирующего.
– Чай содержит намного больше витамина «рутин», чем гречка. Мы ищем компании, которые готовы продавать нашу продукцию, – заметила Светлана.
Они считают, что смогут выйти на приморский рынок, потому что местные компании, в свою очередь, интересуются необычными азиатскими чаями. Такие компании смотрят на рынок Китая и Кореи. В России пока привыкли заваривать только листья. В Азии уже заваривают не только листья, но и зерно.
Впрочем, наряду с фирмами, которые только выходят на приморский рынок, здесь были и довольно известные простому приморцу. Например, компания «ВИК».
Андрей Завгородний, заместитель директора по качеству компании «ВИК»:
– Мы участвуем, чтобы привлечь покупателя. Огромное преимущество выставки в возможности показать себя. Мы хотим, чтобы все поддержали отечественного производителя. Также мы надеемся на заключение новых договоров.
– Насколько конкурентоспособна отечественная колбаса?
– Конкурентоспособна. Мы торгуем по всему Дальнему Востоку, в Москве, в Петербурге есть наша колбаса. Мы входим в лидирующую группу мясопорерабатывающих предприятий. У нас есть заводы по производству сырокопченных колбас.
– Вы не планируете выходить на Азию со своим продуктом?
– Планируем. Наши заводы сертифицированы по системе международной качества. Наше качество соответствует зарубежным нормам и требованиям.
Впрочем, на выставку приехали не только бизнесмены, но и представители государственных учреждений. Была здесь, к примеру, налоговая.
А вот Виктория Моисеева, ведущий агрохимик испытательной лаборатории, представляла ФГБУ "Россельхозцентр".
– Мы предлагаем аналитические услуги в области растениеводства и агрохимии. Мы работаем и для крестьянских хозяйств, и для фермеров. Мы сформированы из семенной инспекции и «защиты растений». Занимаемся сертификацией продукции. Кроме того, здесь на выставке, мы в качестве посредников представляем такую продукцию, как жидкое комплексное органическое удобрение и регулятор роста.
Были и такие участники выставки, которые только прощупывают приморский рынок и настроены внедрить целую линейку продуктов. Например, представители фирмы из Новой Зеландии. Их главная фишка – это особенные яблоки. Хотя планируют продавать они не только их.
Сергей Зыков представляет компанию ООО «Босток Дальний Восток» (дочка компании «Bostock New Zealand»):
- Наши яблоки особенные. Они выращиваются в Новой Зеландии в уникальной местности. Чтобы яблоко было такого насыщенного красного цвета, нужна большая разница температур днем и ночью. Для капельного полива садов используется чистая вода. Эту воду можно пить, она из скважин.
Помимо яблок выращивается японская тыква. Она рекомендуется всеми диетологами, потому что обладает очень низким содержанием сахара. Также в Новой Зеландии выращиваются авокадо и оливки. Мы предлагаем оливковое масло в маленьких бутылочках, это премиальный продукт.
– А он есть в магазинах?
– Мы сотрудничаем с торговыми сетями. У нас есть несколько контрактов. Собираемся развиваться не только здесь, но и на западные регионы страны.
– Легко ли вам развиваться в Приморском крае?
– Относительно легко, потому что мы не являемся дистрибьюторами, которые купили, "накрутили цену" и продают. Мы подчиняемся напрямую заводу-изготовителю, благодаря этому у нас низкие цены.
Кто-то привез новозеландский продукт, кто-то афганский. А кто-то развивает производство неподалеку от старого аэропорта, где проходила выставка.
Компания «Сангурай» находится в Артеме, на улице Кирова:
– Мы участвуем в выставке, чтобы найти партнеров и рынки сбыта. Наша продукция - напиток, вода и квас, - уже есть не только в Приморском крае, но и в Хабаровске, и в Амурской области, и в Китае. Наше производство находится в Артеме, у нас есть собственная скважина.
С оригинальными напитками приехали и гости из Сибири. Олеся, руководитель регионального направления компании «Дары Сибири», наливает всем желающим сбитень из самовара.
– Мы представляем Красноярск, медовую компанию «Дары Сибири». Сибирь считается экологически чистым регионом. Самый интересный наш продукт, пожалуй, сбитень... Это национальный древне-русский напиток. Грубо говоря, медовый чай. В его составе мёд, травы, экстракты. Мы хотим найти здесь партнеров, которые представляли бы нашу продукцию. Для нас также интересен выход на Китай. Мы ездим всегда со своим самоваром, чтобы люди не забывали, что такое сбитень. Меня приятно удивляет, что во Владивостоке многие знают этот продукт. А вот в Москве – нет.
А возле этого стенда столпилось много народу, здесь всех желающих угощали куриными колбасами. Известный приморцам «Михайловский бройлер» перебрендировался. Теперь компания называется «Дальневосточная птица».
Администратор розничной торговли компании рассказывает:
– У нас здесь представлена маринадная продукция. Она разработана именно к летнему периоду, чтобы хозяйке не мучиться с приготовлением, а взять ее и в любой момент поехать "на шашлык". Также у нас есть красивая пицца в рукаве, – пришли домой, быстренько зажарили, и можно подавать на стол. И среди охлажденной продукции у нас есть новинки. Например, продукция быстрого приготовления – бедрышки без кости, без кожицы. Колбасные изделия, копченности, которые сделаны на нашей фабрике, отличаются малым содержанием консервантов. Мы не пользуемся красителями и коптим по-настоящему.
Сроки хранения у нашей колбасы небольшие. Нами так подобраны ингредиенты, что ничего выдумывать не надо. Покупай и готовь.
Я лично была удивлена, когда увидела, что начали продавать мясо для шашлыков. Молодцы, хорошо придумали.
Рядом находился стенд партнера «Дальневосточной птицы» - компании, продающей им упаковку.
Борис Прокопенко, менеджер отдела продаж Селенгинского ЦКК, говорит, что изначально они могли поставлять свою продукцию только крупным компаниям, теперь же у них есть представительство и склад во Владивостоке, и купить коробки для своего продукта, даже в небольшом количестве, может любой частный предприниматель.
– Наша продукция оринтирована на всех – от ИП до таких крупных предприятий, как «Дальневосточная птица», - они у нас вагонами берут. Сначала мы работали только с крупным бизнесом. Мы находимся отсюда за 3000 км, в Бурятии, а здесь присутствуем уже лет десять, но здесь много конкурентов. У нас упаковка целлюлозная. На нашем заводе проходит весь процесс переработки - от леса до картона. Если сравнить макулатурную и целлюлозную коробку, то под дождем, при высокой влажности, целлюлозная сохранит свою форму, а макулатурная – нет. Кроме того, целлюлозная упаковка - экологически чистая, а макулатурная упаковка все равно содержит в своем составе краску и другие вредные вещества, которые полностью не удаляются при вторичной переработке.
Компания «Марнас трейдинг» представляет на выставке «оливковый сок». Как пояснила представитель компании, речь идет об оливковом масле. "Просто в России это называется маслом, а в Европе – соком".
- Мы - приморская компания, но оливковый сок производится в Испании. У нашего масла есть принципиальные отличия. Первое. Оливки собираются исключительно ручным способом, и в течение двух часов они уже на местной мельнице, где и производится отделение сока от мякоти. Оливки во время сбора укладывают в небольшие корзинки, а не в огромные полиэтиленовые пакеты, весом до 40 килограммов. При транспортировке наши оливки не мнутся, нет процесса окисления. А при промышленном производстве они начинают окисляться еще до того, как они попали под пресс.
Затем у нас в течение 3-4 месяцев полученный сок отстаивают, и потом его наливают в боксы. Это второе.
И в-третьих, у нас инновационная упаковка – трехслойный пакет, который помещается в бокс. Эта упаковка не пропускает ни свет, ни кислород.
На нашем масле можно жарить, им можно заправлять салаты.
Название компании содержит имена двух дочерей - Марины и Анастасии, - семья которых эмигрировала из России в Испанию и организовала там свое фермерское хозяйство».
Стенд Крайпотребсоюза представляет продукцию краевых предприятий. Ольга Шенфельд, ведущий товаровед Крайпотребсоюза, рассказывает:
– Мы представляем организации, которые расположены по всему краю. Есть Михайловское райпо, Черниговское, Яковлевкое. Некоторые из наших компаний занимаются продажей, некоторые – производством. Мы привезли кондитерские изделия для тех, кто любит сладенькое. Продукция Чугуевского райпо – грибы, дикоросы, соленья, варенья. У нас ее закупают оптовые базы. Кроме этого, у нас в Уссурийске есть магазины, где представлена вся наша продукция. Сырье мы закупаем и у хозяйств, и у частных лиц.
Андрей Лунев, коммерческий директор компаниии АО «ФМРус»:
– Наша компания представляет средства защиты растений, гербициды. У нас собственный завод в Тульской области. Мы - российский производитель. Наша продукция хорошо знакома в ряде регионов страны. На Дальнем Востоке мы уже третий сезон. Поставляем препараты, в том числе, для возделывания сои. Работаем для крупных хозяйств.
Применяя наши препараты, наши клиенты получают весомую прибавку урожая, а значит, и прибыль».
Александр Комаринцев, генеральный директор ООО «Агромашсервис», приехал из Красноярского края. Его компания занимается поставками техники для сельского хозяйства. На этой выставке они решили представить вниманию посетителей зерносушилку:
– Наша зерносушилка подошла бы для фермерских хозяйств Уссурийска. В приморском климате, где всегда влажно, она необходима фермерам. И фермеры это понимают, но нередко им не хватает материальной базы для того, чтобы покупать новую технику. Я считаю, здесь нужна поддержка местных администраций. На родине нам проще работать. Государство смотрит на развитие сельского хозяйства в Красноярском крае. А сейчас у вас многие фермеры просто не смогли приехать, потому что уже готовятся к посевной.
Наши гости из Красноярского края отметили, что у них подобные выставки приходят шикарнее, превращаются в настоящее шоу.
– У нас 44 района, и каждый район выделяет самых лучших фермеров и вывозит их представлять продукцию (то есть, участие в выставке для многих фермеров проводится за счет бюджета). Приезжают все предприятия, которые занимаются переработкой сельхозпродукции. Приезжает министр сельского хозяйства края. Представляя свой продукт, фермеры режут его не маленькими кусочками, а ломтями, по-крестьянски. У нас во время выставки проводятся концерты. Проходит награждение, самым лучшим дарят сельскохозяйственную технику. Это заинтересовывает производителей присутствовать на выставке.
Впрочем, кому свиной хрящик, а кому и косточки от арбуза. У нас на выставках тоже бывают песни и танцы. Они мешают, потому что люди приезжают не за концертами, а чтобы найти партнеров и побеседовать. У нас приезжает тот, кто может и хочет, а не тот, кого привезла администрация, а это не дает никому почувствовать себя обиженным. Просто красноярские бизнесмены привыкли к одному формату, а у нас он другой.
А вот еще одна знакомая приморцам фирма «Ратимир».
Юлия, специалист по связям с общественностью, рассказывает, почему они решили участвовать в выставке:
– Нам в этом году исполнилось 20 лет. Мы выросли в крупный агропромышленный комплекс полного цикла. В нашем холдинге есть свинокомплекс в Спасском районе, завод, где мы делаем колбасу, есть ферма, на которой мы выращиваем мясо, и есть торговые дома, в которых мы продаем нашу продукцию по всему Дальнему Востоку. Мы также присутствуем в Хабаровском крае, Амурской области, на Камчатке, Сахалине, Магадане.
Напротив ратимировской колбасы, на которую слетались гости, расположилась компания «Афина-ДВ». Ее представители привезли мёд из Чугуевского района. Этот мёд также привлек немало участников выставки.
– Наш мёд вкусный, потому что пчелки летают там, где нет никаких, тем более, химических, производств – в Чугуевском районе. Жалко, что у нас сельское хозяйство слабо развито. Зато, и пестициды массово не применяются. Поэтому наш мёд экологически чистый. Китайцы это знают, и покупают, и даже фальсифицируют наш мёд. Берут банки, похожие на наши, этикетки и разливают свой, китайский, мёд, выдавая его за российский. Мы ориентированы на Китай, потому что сейчас во многих супермаркетах есть наш мёд. Мы разливаем свой мёд в стеклянные банки. У многих он в пластике. В стекле – и на стол поставить приятнее, и мы все понимаем, что пластик все равно разлагается...
Кто-то искал на выставке клиентов, а кто-то будущих работодателей.
Студенты из Приморской сельхозакадемии похвастались, что у них много рецептурных разработок. Одна беда – предпринимателя на них нет.
Наталья Ким, доцент из сельхозакадемии говорит:
– Наши студенты обучаются по разным специальностям. Есть профиль технологии продуктов животноводства, они разрабатывают рецептуры для мясного и молочного животноводства. У нас приоритет на приморские биоресурсы. Например, сбитень с брусникой, есть сбитень из лимонника. Если мы перерабатываем молоко, делаем кефиры, йогурты, мы добавляем в них таежные ягоды. Технологи, которые обучаются в институте землеустройства, в основном, ориентируются на продукцию растительного происхождения – разрабатывают рецептуры для хлебобулочных изделий, консервируют фрукты, овощи. На базе этих разработок у нас пишутся выпускные работы, некоторые технологии внедряются в производство, есть заказы от предприятий.
– Ваша студентка сказала, что некоторые разработки пропадают, потому что не хватает бизнесменов, которые бы ими заинтересовались.
– Мы разрабатываем только натуральную продукцию. Она всегда дороже. Продукция местного предпринимателя ориентирована на химию – заменители, синтетическую основу. Например, колбаса может состоять из 30% мяса, остальное – соя и другие заменители. Мы тесно работаем с предпринимателями, приглашаем представителей производства. Проблема в том, что сегодня предприятия не могут обеспечить наших выпускников жильем. Если они едут жить и работать в сельскую местность, - а им 21-22 года, у них скоро появятся дети, им нужны сады, школы, - то ориентированы на местность, где все это есть. А вопрос сложности труда их не беспокоит. Мы ручаемся за то, что они хорошо подготовлены. Многие наши преподаватели работали еще в советские времена, когда сельское хозяйство нормально функционировало.
Вот мы и подошли к самой зрелищной части выставки – на улице стоит сельскохозяйственная техника.
Сергей Морозов менеджер «Дальневосточного автоцентра», рассказывает:
– В выставке участвует много сельхозпроизводителей, поэтому мы привезли технику, чтобы показать ее всему Приморью. Это самая популярная техника. Она качественная, недорогая, предназначена для тех работ, которые необходимы в сельском хозяйстве, в частности, здесь представлена техника для заготовки кормов – косилки, силосный комбайн.
Дмитрий, менеджер по продажам этой же компании, говорит, что у них также есть грузовики.
– У нас техника от категории "Б "до тяжелых грузовиков, появилась новая линейка пикапов, полноприводные микрогрузовики, общей массой 7,5 тонны. Техника собирается в Ульяновске из японских комплектующих.
В общем, на выставке было на что посмотреть. Мы отметили интерес к краю со стороны зарубежных и российских компаний. А вот посетителей, приморских аграриев, было немного. Заняты, готовятся к посевной. Как отметили красноярцы, у них в крае пока еще зима, снег лежит, а здесь у нас уже весна пришла...
Анастасия Попова, фото автора