Владивосток – ключевой город России, один из важнейших для страны. Но город нашенский постепенно умирает. Одним из показателей этого является сокращение населения – люди не верят обещаниям и уезжают жить в другие места.
На недавней встрече с предпринимателями губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил – власти Приморья намерены предпринять все условия для того, чтобы население края увеличилось с двух до трех миллионов человек. Этой цели планируется достичь за счёт массового строительства доступного жилья и выделения земли жителям других регионов России по программе «бесплатный гектар».
По мнению Дмитрия Алексеева, одного из крупнейших предпринимателей Владивостока и России, основные усилия следует направить на развитие владивостокской агломерации.
«Говоря про население, нужно помнить, что концентрация имеет значение, целый спектр возможностей просто отсутствует, если у вас нет определенного масштаба. Скажем, в Уссурийске, невозможно построить Театр Оперы и Балета, у него просто не будет зрителей. То же самое можно сказать и про аквапарк и другие объекты, которые увеличивают привлекательность территории.
Бизнесмены знают, что и ассортимент в их бизнесе зависит от количества потенциальных потребителей. Вот и выходит, что количество создаёт качество. Только в качественной, современной городской агломерации можно создать привлекательные условия для жизни людей», – утверждает Алексеев.
В качестве примера приводится город Тюмень, население которого с 1990 по 2016 год выросло на 48%, с 486 тыс. чел., до 720 тыс. чел.
Одной из важнейших причин бурного роста Тюмени является массовое строительство там доступного жилья. По той же причине в 1960-х годах прошлого века увеличилось население Владивостока, когда по инициативе Хрущёва в долине Второй речки вырос фактически новый город, с жильём, развитой сетью дорог, удобной социальной инфраструктурой. Одновременно здесь строились заводы, на которых могли работать приезжающие в город на постоянное место жительства.
Полуостров Муравьёва-Амур-ского, на котором расположен Владивосток, – это гористая местность и на данный момент здесь исчерпана возможность для массового жилищного строительства. Последний участок, удобный для застройки – Снеговая падь, уже освоен строителями. Не случайно во Владивостоке то и дело вспыхивают скандалы, когда бизнесмены пытаются захватить под свои объекты скверы, придомовые территории, детские и спортивные площадки. Иногда им это удаётся, что ухудшает и так неблагоприятную экологическую обстановку в городе, бытовые условия людей, увеличивает социальную напряженность в обществе и как следствие – способствует оттоку населения.
Владивосток перенасыщен личным автотранспортом. Причины этого – недорогие б/у автомобили из Японии, которые до недавнего времени массово ввозились на нашу территорию, и неразвитый общественный транспорт. В рамках подготовки «гостевого маршрута» к саммиту АТЭС 2012 во Владивостоке был уничтожен почти весь городской электрический транспорт – троллейбусы и трамваи остались только на коротких участках, а на основных маршрутах теперь доминируют автобусы, к качеству работы которых возникают справедливые претензии у пассажиров.
Многие автолюбители уповают на строительство ВКАД – владивостокской кольцевой автодороги, которая, по их мнению решит транспортные проблемы города. Строительство ВКАД активно лоббировал, пока был на свободе, мэр Владивостока Игорь Пушкарёв, потративший на пиар его десятки миллионов рублей из городского бюджета.
Но до сих пор нет окончательного решения и нет инвестора, готового вложить в него деньги. Стоимость работ по предварительным расчетам – 80 миллиардов рублей, которых на эти цели нет ни в городском, ни в краевом бюджете, а федеральные власти весьма скептически относятся к его целесообразности.
И даже если ВКАД будет построен, он всё равно не решит проблемы с пробками на дорогах города, так как нацелен в основном на транспортировку грузов из торгового порта на контейнерную площадку в пригороде. Личный транспорт, даже если и будет использовать ВКАД для проезда, неизменно будет наталкиваться на «бутылочные горлышки» при выезде с него на узкие улицы города.
Сокращение зелёных насаждений в городе, к чему приложили руку и местные власти, расширяя дороги за счёт уничтожения деревьев вдоль них, и местные бизнесмены, в скверах и на придомовых территориях строящие свои объекты, привело к тому, что экологическая обстановка во Владивостоке признана одной из самых худших в стране.
В советские времена во Владивостоке работало несколько десятков заводов и фабрик, причём зарплата на них была выше, чем на западе страны. Предприятия строили жильё для своих сотрудников. Так, в районе режимных заводов на Второй речке выросли целые кварталы домов, построенных хозспособом.
В настоящее время большинство заводов перепрофилированы под торговые центры и склады, их бывшие сотрудники добираются теперь до мест работы зачастую через весь город, тем самым увеличивая и так напряженный дорожный трафик.
У Владивостока существует ещё одна проблема – дефицит пресной воды. Введение в строй Пушкинской депрессии несколько сгладило ситуацию, но она явно не рассчитана на то, что население города увеличится в два раза и более.
Исходя из множества указанных факторов, Владивосток не имеет потенциала для дальнейшего увеличения численности населения, по крайней мере на данном этапе развития. Остров Русский имеет свободные площади, но проблемы его аналогичны соседней материковой территории и даже гораздо более существенные.
Остаётся пригород – район Артёма и Надеждинский район. Но и здесь не всё так просто. Дело в том, что на данной территории находятся дачные поселки и пригородные леса, являющиеся местом отдыха жителей Владивостока и лёгкими города. Массовая застройка её жилыми массивами обязательно повлечёт конфликты с владельцами садовых участков и ухудшит экологию юга Приморья.
А главное – это не решит основную задачу по улучшению жизни местных жителей и привлечению людей сюда из других регионов. Ведь помимо жилья людям нужна и работа, найти которую даже в самом Владивостоке проблематично, не говоря уж о пригороде. Оставив при этом административным центром Владивосток, мы тем самым увеличим пробки в городе, создав в нём транспортный коллапс.
Но развитие юга Приморья – необходимость. И если сам Владивосток не подходит для этого, надо подобрать другое место, желательно поблизости. И такое место есть! Это место – Уссурийск, расположенный в 100 км севернее Владивостока. Здесь отсутствуют все недостатки, указанные выше. Более того – развитие Уссурийска поможет развитию Владивостока и всего Приморского края в целом.
Уссурийск имеет крайне удобное географическое положение – он находится в самом центре обширной Суйфунско-Приханкайской низменности и вследствие этого обладает неограниченными возможностями для массового жилищного строительства, что, как мы знаем на опыте Тюмени, является важнейшим фактором для прироста численности населения.
В районе Уссурийска расположено множество промышленных предприятий, окружен он сельскохозяйственными, горняцкими и рыбодобывающими районами, а значит проблемы с работой у переселенцев из других регионов не будет. Более того, увеличение численности населения здесь создаст настоящий промышленный бум, причём не только на юге Приморья, но и северных территорий края.
Массовое жилищное строительство также создаст много рабочих мест.
Уссурийск – крупный железнодорожный узел, и он гораздо ближе к границе с Китаем, чем Владивосток, поэтому именно сюда целесообразнее направлять транспортные потоки из Поднебесной, а не во Владивосток, как предполагается некоторыми проектами.
В Уссурийске нет проблем с пресной водой, в отличие от Владивостока.
Хорошо, скажете вы, Уссурийск действительно предпочтительнее Владивостока в части развития края и привлечения переселенцев из других регионов. Но как это сделать, если даже во Владивосток народ едет неохотно, а самое главное – на какие средства строить? Ответ простой – надо административный центр Приморского края перенести из Владивостока в Уссурийск. Конечно же, это должны сделать федеральные власти, – краевые не решатся, да и не захотят переезжать с насиженного места.
Одно только высказывание в поддержку этой инициативы Путиным или кем-нибудь из его окружения мгновенно поднимет интерес инвесторов, не только со всей страны, но и зарубежных, к застройке Уссурийска. Федеральные программы, например: «Жильё для молодой семьи», от которых отказываются застройщики Владивостока, здесь получат новое дыхание.
Местным властям, совместно с федеральными, останется лишь поработать над генпланом развития новой столицы Приморья, созданием инфраструктуры и строительством административных зданий для своих учреждений, всё остальное сделают частные инвесторы.
Администрацию Владивостокской агломерации, в состав которой, помимо самого города, входят Артемовской городской округ, Надеждинский и Шкотовский районы, также стоит вынести за пределы Владивостока, но не в Уссурийск, а поближе – в Артём. Это позволит более оперативно управлять такой обширной территорией, коей является созданная по инициативе губернатора Приморья Миклушевского владивостокская агломерация.
Владивосток, освободившись от обременительной нагрузки, связанной с выполнением обязанностей административного центра края и агломерации, за исполнение которых не получает финансовую помощь, а также от части транспорта на дорогах города (ведь теперь автомобильный трафик будет направлен не в центр города, а наоборот из него), займется развитием индустрии гостепреимства. По мнению Кирилла Потапенко, развивающего въездной туризм в Приморье, каждые 11-12 приехавших в край туристов обеспечат работой одного местного жителя. Дополнительные 2-3 миллиона приехавших туристов обеспечат работой 200-300 тысяч горожан!
Владивосток останется, как и прежде, культурной столицей Дальнего Востока, его научным и инжениринговым центром. Здесь, на базе ДВФУ и ДВО РАН следует более активно развивать высокие технологии и осваивать перспективные направления развития экономики.
Город нашенский оставит за собой, конечно же, роль ключевого морского порта в АТР и международного логистического центра. Следует рассмотреть положительно вопрос о придании Владивостоку статуса отдельного субъекта Федерации, по аналогии с Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем. Это будет ещё одним стимулом для развития города.
Динамичное развитие не только Владивостока, но и Артёма с Уссурийском, сделает рентабельной высокоскоростную железную дорогу между этими городами, с перспективой продления её до Хабаровска. Это превратит Приморский край в единый мегаполис. По этому пути идут сейчас наши соседи в Китае.
Все эти меры помогут комплексному развитию не только Владивостока и южного Приморья, но и северных территорий края, и Дальнего Востока в целом.
Есть ещё один немаловажный довод в пользу отдаления местных властей от Владивостока. Приморье то и дело сотрясают новости, связанные со скандалами в высших эшелонах власти края. По мнению живущих в других регионах страны и мира, Владивосток – коррумпированный, бандитский город. Это связано с тем, что в «топы» выходят, как правило, в криманальные новости, публикуемые в СМИ.
Подобная информация отпугивает потенциальных инвесторов и переселенцев на Дальний Восток.
После переноса административного центра края из Владивостока севернее тем представителям местных деловых структур, которые одновременно являются депутатами, придётся выбирать, чем им заниматься – законотворчеством или собственным бизнесом. А возможные скандалы, связанные с их отставками и/или задержаниями в качестве законодателей не будет отрицательно сказываться на имидже Владивостока.
Примеры других стран, столкнувшихся с перенаселением столиц, показывают, что следует двигаться именно в направлении нового административного центра, а не пытаться расширить и уплотнить существующий. Так поступил Казахстан, перенеся столицу из Алматы, зажатой со всех сторон горами, в новую столицу Астану.
Египет также начинает подготовку к строительству новой столицы, об этом объявил 13 марта 2015 года министр строительства Египта Мустафа Мадбули на Конференции по экономическому развитию страны.
Перенос столицы из Каира в специально построенный для этих функций город, в сторону Суэцкого канала, связан с перенаселённостью 20-миллионного мегаполиса, количество жителей которого, как полагает министр строительства Мустафа Мадбули, в течение 40 лет вырастет ещё вдвое.
Столицей США в настоящее время является Вашингтон, хотя ранее её статусом обладали Филадельфия, Нью-Йорк и другие города.
Вы скажете: но ведь во всех приведенных примерах идёт речь о столицах государств, а Владивосток всего лишь центр одного, пусть и очень важного, региона России? Да, это так. Но ведь Владивосток – столица АТР, по крайней стремится стать им. Поэтому за основу нам надо брать лучшие мировые аналоги.
Кроме того, есть аналог и в современной России – Симферополь, по своему местоположению, прекрасно вписался в центр Крыма, он, как и Москва, существует как транзитный город, куда все приезжают и разъезжаются, что очень удобно. Ключевой, крупнейший город Крыма Севастополь является городом федерального значения, он – порт и форпост страны на Чёрном море.
Владивосток – полный аналог Севастополя на Тихом океане, аналогом Симферополя по всем параметрам должен быть Уссурийск.