Уровень финансовой грамотности Россиян в 2016 году вырос в среднем на два пункта, но остается низким.
По данным Всемирного банка, в России 67% пользователей финансовых услуг с уровнем доходов низкого и среднего уровня не понимают важности формирования «финансовой подушки», а 38% граждан данной категории перед оформлением кредита не проводят никакого сравнительного анализа ставок и условий по кредиту. 61% пользователей финансовых услуг со средним уровнем дохода и ниже не знают в какую службу можно обратиться в случае обмана со стороны кредитно-финансовой организации, что объясняется низким уровнем финансовой грамотности населения.
По данным исследования Global Financial Literacy Survey, осуществленного S&P, лишь 38% совершеннолетних граждан Россиив в 2015 году могли быть охарактеризованы как финансово грамотные, что немногим выше базовой планки усредненного мирового показателя в 33%. При этом 50% активно берущих кредиты у финансовых организаций россиян, нельзя охарактеризовать как финансово грамотных.
Для сравнения, согласно результатам исследования, показатель финансовой грамотности среди граждан, проживающих на территории Евросоюза, составляет 50%, а среди категории населения, активно взаимодействующей с финансово-кредитными организациями – 60%. В США 57% граждан финансово грамотны, и только в Азии данный показатель ниже, чем по России – 27%.
«Именно низкий уровень понимания необходимости формирования «финансовой подушки» сегодня является одной из главных причин слабого проникновения страхования жизни в России. Данный показатель по России колеблется в районе 4%, в то время как в ряде стран Евросоюза данный показатель может превышать 90%», – подчеркнула во время недавнего семинара для представителей СМИ Алена Букашкина, директор клиентского сервиса компании PPF Страхование жизни.
Осознавая относительно невысокий уровень финансовой грамотности населения России, Минфин и Центробанк стремятся решить данную проблему. Флагманский проект по повышению общего уровня финансовой грамотности населения был разработан Министерством финансов при поддержке Всемирного банка и носит название «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в российской федерации».
В рамках данного проекта на регулярной основе проводятся открытые уроки, лекции, семинары, вебинары, мастер-классы и масштабные программы.
«Почему Минфин и Центробанк стремятся к повышению уровня финансовой грамотности граждан – вполне очевидно, это входит в их обязанности. Тем более, в период кризиса необходимо объяснить населению базовые принципы функционирования экономики для того, чтобы среднестатистический гражданин видел, какие шаги предпринимаются для достижения тех или иных задач», – пояснил Главный аналитик Investpoint Александр Вебер.
Финансовые организации также активно участвуют в реализации данного проекта, в первую очередь, выступая партнером наиболее масштабного мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения – «Всероссийской недели сбережений», которая в этом году охватила порядка 1,5 миллиона человек.
Компании предоставляют своих специалистов в качестве преподавателей и лекторов, а также организуют лекции, семинары и вебинары в своих офисах.
И за последние два года государственные и корпоративные программы содействия повышению уровня финансовой грамотности принесли положительные результаты. В частности, по данным Всемирного банка в 2016 году, процентное соотношение граждан с низким и средним уровнем дохода, которые понимают корреляцию между уровнем рисков и уровнем доходности финансовых инструментов, увеличилось на два процентных пункта, составив 65% по отношению к 2015 году.
Однако данный показатель среди учеников средней школы и колледжей находится на уровне 52%, что демонстрирует снижение на три процента по отношению к 2015 году, когда данный показатель находился на уровне 55%.
«Именно по этой причине приоритетом сегодня, как для государства, так и для нашей компании, является повышение уровня финансовой грамотности среди молодежи, поскольку позволяет воспитывать культуру управления личными финансами с ранних лет. В марте этого года в рамках II Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи наши сотрудники провели 160 лекций по финансовой грамотности в 41 городе России. Всего лишь за две недели в них приняли участие более 6 500 человек», – рассказала начальник Управления маркетинга и связей с общественностью PPF Страхование жизни Мария Ратникова.
Наиболее активными партнерами программ повышения финансовой грамотности являются банки и платежные системы, причем вне зависимости от величины организации. В то время как крупные организации располагают обширными ресурсами для охвата широкой аудитории, они больше работают в оффлайн среде.
К примеру, в рамках Всероссийской недели сбережений в конце октября Хоум Кредит провел более 80 мероприятий по финансовой грамотности в более чем 50 городах России. Менее крупные компании, напротив, чаще всего осуществляют просветительскую активность в онлайн среде. К примеру, по словам создателя «Домашней Бухгалтерии» Павла Козловского, компания активно развивает собственный информационный портал, фокусируясь на теме учета личных и семейных финансов, охватывая как минимум 35 000 регулярных читателей.
По словам представителя «МигКредит» Зинаиды Серебряковой компания активно публикует экспертные материалы и комментарии на тему вопросов финансового планирования, в частности, на портале Банки.ру.
«Почему финансовые организации заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности населения тоже понятно – чем больше гражданин осведомлен о том, какие вообще существуют финансовые инструменты, как осуществлять финансовое планирование, как накопить на пенсию, как формируется ставка депозита или кредита, тем меньше будет проблем, как у самого клиента, так и у организации», – объяснил Главный аналитик Investpoint Александр Вебер.
С ним согласна Директор по маркетингу МФО «Срочно деньги» Маргарита Пыркова: «Вопросу повышения финансовой грамотности населения наша компания уделяет пристальное внимание, что обусловлено, в первую очередь, крайне искаженным пониманием большинством специфики работы микрофинансовых организаций. Более того, у многих, к сожалению, страдает финансовая дисциплина и планирование собственного бюджета, из-за чего, как правило, возникают просрочки по платежам».
Для того чтобы как клиент, так и организация могли избежать дальнейших проблем, «Срочно деньги» разработали карманные буклеты-гармошки, в которых содержатся короткие и ясные ответы на наиболее популярные вопросы о займах. По данным компании, с момента запуска данного проекта летом текущего года было распространено свыше 160 000 экземпляров.
Также компании нередко прибегают к креативным методам, к примеру, PPF Страхование жизни разработала финансовую игру Drive your life, которая за 2,5 часа игры позволяет смоделировать все ключевые жизненные ситуации, такие как покупка квартиры, накопления на обучение ребенка, формировании пенсии и т.д., позволяя участникам понять, насколько эффективен тот или иной финансовый инструмент.
В российских школах банк Хоум Кредит проводил деловую игру «Полезные деньги», обучая школьников в игровой форме планированию бюджета и демаркации желаемых покупок от необходимых. А студентам ВУЗов банк предложил полноценную бизнес-симуляцию «Сам себе банкир», которая копировала структуру работы банка и позволяла понять его внутреннюю структуру.
Со своей стороны, МФО «Срочно деньги» занимается публикацией комиксов, в которых персонажи сталкиваются с проблемами использования финансовых продуктов, а герой дает ценные указания и советы, как избежать подобных ситуаций.
На текущий момент Всемирный банк оценивает текущий прогресс реализации поставленных целей в России на высоком «зеленом» уровне.
Обзор Investpoint, Рисунок: mediasar.ru