Честно говоря, даже я, видавший виды, просто оторопел от того, с каким зверским цинизмом российская власть принялась по-быстрому эксплуатировать недавно добытое «конституционное большинство». Речь о главном документе, по которому живет Россия – это по факту не Конституция, а закон о федеральном бюджете. Вскоре после окончания выборов (раньше, по понятным причинам, делать это было просто опасно) Минфин опубликовал проект трехлетнего бюджета до 2020 года.
Там много от чего волосы встают дыбом. Однако самый, без преувеличения, антинародный и попросту преступный сюжет – это запланированное радикальное сокращение расходов на медицину.
Вот давайте просто посмотрим, отчего у нас в стране высокая смертность. Ежегодно в России умирает почти 2 миллиона человек, и причины двух третей смертей – сердечно-сосудистые заболевания и онкология (новообразования).
То есть, казалось бы, государство из всех своих ресурсов должно тратить наиболее значимую долю на то, чтобы уменьшить смертность своих граждан от самых опасных для жизни россиян болезней. Тем более что по технологиям их профилактики и лечения мы сильно отстаем от развитых стран.
Что делает наше государство? Оно урезает и без того скудные программы совершенствования систем оказания помощи онкобольным и больным сосудистыми заболеваниями в разы. Теперь эти программы будут составлять всего по несколько сотен миллионов рублей в год на всю страну – при нашем-то бюджете в 13 триллионов только открытых расходов! На развитие систем лечения заболеваний, от которых на протяжении вот уже многих лет ежегодно умирают примерно две трети россиян, тратятся всего лишь тысячные доли процентов расходов федерального бюджета! (Подсказка: на силовой блок и чиновничество – почти 50%).
Катастрофическое урезание финансирования этих программ по сути можно интерпретировать только одним образом – помирайте, граждане, как хотите. У нас бюджетный дефицит, геополитика, Сирия, борьба с США, а ваш рак и ваши сердечно-сосудистые – это ваша проблема, мы с себя ответственность снимаем.
В целом доля расходов на медицину в бюджете на ближайшие три года сильно уменьшится. В абсолютном выражении на сферу здравоохранения предлагают тратить катастрофически мало денег. Всю ответственность за медицину спихнули на регионы, у которых бюджеты в дефицитах и долгах и просто нет на это денег – и даже те, у кого есть деньги, свои региональные расходы на медицину также сокращают, как Собянин.
Сравните эти жалкие цифры, например, с расходами на армию – хотя их в 2017 году предлагают сократить с 4 до 3 триллионов рублей, но все равно это в десять раз больше, чем власти предлагают тратить на здравоохранение. Или с 2 триллионами расходов на спецслужбы, полицию, нацгвардию и т.п. («Национальная безопасность и правоохранительная деятельность») – эти расходы, кстати, в отличие от военных, сокращать не планируют.
При этом по всем возможным международным меркам медицина в России сильно недофинансирована – по показателю расходов на здравоохранение как доли ВВП мы болтаемся где-то в районе 80-90 места в мире, уступая не только развитым странам, Украине или Молдове, но и даже полутора десяткам африканских стран. Можете не сомневаться, что новый раунд снижения расходов на медицину отбросит нас в конец мирового рейтинга уровня финансирования здравоохранения, в один ряд с Нигерией, Папуа Новой Гвинеей или Демократической Республикой Конго, где на это тратят по 3-4% ВВП.
Честно говоря, иначе как преступным такой бюджет назвать просто нельзя.
Вас опять обвели вокруг пальца, граждане. Помирайте теперь сами – государство, которое вы только что поддержали голосованием или неявкой на выборы, обязанность заботиться о вашем здоровье с себя по сути снимает.
Владимир МИЛОВ, Livejournal (в сокращении).