Как получилось, что частная авиакомпания «Трансаэро", работающая на рынке авиауслуг с 1990 года, не имеющая ни одного случая крушения авиалайнеров, работающая с прибылью при самых низких ценах на билеты внутри России, была приговорена к банкротству?
1 октября 2015 года участники совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева приняли решение банкротить «Трансаэро» без реструктуризации долга.Агенство «АПН» изложило свою версию этого банкротства – заинтересованность в этом банкротстве двух давних питерских знакомых – Германа Грефа и Кирилла Андросова.
Питерцам Андросов запомнился активным участием в попытке приватизации с последующей распродажей «Ленфильма». Операция была уже на мази, несмотря на возмущение общественности, но звонок Матвиенко САМОМУ отменил эту попытку.
Как заместитель Грефа, курирующий предстоящую приватизацию, Кирилл Андросов недооценил противника.
В конце апреля 2008 года, когда Греф уже работал главой Сбербанка, а Кирилл Андросов получил в правительстве Владимира Путина должность начальника департамента по обеспечению деятельности его приемной, «он организовал прямой доступ Грефа «к телу». Ставшая начальницей МЭРТ Эльвира Набиуллина, так и не научившаяся писать бумаги (хотя бы просто грамотно писать по-русски), была чисто номинальной фигурой. Все экономические решения генерировались в скромном кабинете Андросова.
В мае 2008 Андросов стал заместителем руководителя аппарата правительства и стал курировать «электронное правительство». В октябре 2008 года протеже Грефа избрался в состав Совета директоров ОАО «Аэрофлот», – комментирует его послужной список АПН.
В начале 2010 года было принято решение о присоединении к «Аэрофлоту» всех государственных авиакомпаний страны, передать государственные пакеты акций таких авиакомпаний как «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Саратовские авиалинии» и полностью государственные «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа» и ГТК «Россия».
Как чиновник МЭРТ, Андросов поработал еще и в РЖД, где, четыре года возглавлял совет директоров. По оценке аналитиков, во время его председательства манипуляции с тарифами обеспечили бесперебойный вывод денег из госмонополии, компенсировать который своими бесконечными дотациями пришлось государству.
А по-моему, так не только государству, а и нам с вами – цены на билеты все время росли и падать не собираются, и после ухода Якунина. Расписаниям электричек сделали урезания по самое «не могу», количество вагонов убавили.
Но вот как расценивает АПН ситуацию с «Трансаэро»: «26 июня 2015 года ушел из жизни Евгений Максимович Примаков, близкий друг одного из акционеров «Трансаэро», председателя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяны Анодиной, матери основателя и председателя совета директоров первой негосударственной авиационной компании «Трансаэро» Александра Плешакова.
Компания осталась без привычной поддержки политического «тяжеловеса». Такой шанс кредитор компании Греф, председатель совета директоров «Аэрофлота» Андросов и давно работавший с ними генеральный директор Савельев упустить не могли. Съев «Трансаэро» (фактически это был рейдерский захват, о чем прямо говорят участники рынка) они могли не только забрать себе наиболее лакомые маршруты, пополнить парк самолетов, лизинг и покупка которых для «Аэрофлота» стали проблемой из-за санкций, но и устранить успешного конкурента, не дающего повысить цену на билеты».
После того, как я слетала «Аэрофлотом», а затем – «Трансаэро», мой выбор неизменно был за «Трансаэро». Месяц назад я летала на Камчатку, туда у «Трансаэро» рейсов не было и мне повезло – не попала в неразбериху. На Камчатку из Владивостока летают самолеты «Аэрофлота» и еще двух компаний, последние – не ежедневно.
Без проблем я купила билет в Петропавловск-Камчатский у одной из компаний по дальневосточной льготе, на обратный рейс у них тоже были билеты по льготе, но рейс мне не подходил по дате и времени. Пришлось брать обратный билет у «Аэрофлота», который в льготе отказал. Спрашивается?
Понятно, что «Трансаэро», имеющий безаварийную историю, большой парк (более 100 единиц) самолетов, а главное – держащий низкие цены на билеты, был нехилым конкурентом «Аэрофлоту». «Трансаэро» – частная авиакомпания и запустить туда руки чиновникам было очень трудно, куда проще ее уничтожить в пользу «Аэрофлота». Ведь «Аэрофлот» – полу-приватизированная компания, так как контрольный пакет акций (51%) находится под контролем государства. А государству конкуренты не нужны!
В рейтинге самых безопасных российских компаний Трансаэро и Аэрофлот, заняли 16 и 39 места соответственно.
Надежда Алисимчик
фото «Взгляд».
СПРАВКА «АВ»
«1 сентября 2015 года Аэрофлот объявил о планах приобрести 75% акций терпящей убытки второй по величине авиакомпании страны Трансаэро за символическую цену в 1 рубль. Впоследствии национальный перевозчик отказался от своих планов, а правительство приняло решение пойти по сценарию банкротства Трансаэро.
В сентябре 2015 года компания включена в санкционный список Украины. Санкции предусматривают блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств, а также «ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины», – Википедия.
«В рейтинге самых безопасных российских компаний Трансаэро и Аэрофлот, заняли 16 и 39 места соответственно». С момента создания ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» не произошло ни одной аварии. В свою очередь с самолетами дочерних компаний произошли 4 аварии унесшие жизни 251 человека»,-ttp://www.arrivo.ru/statii/interesniye-fakty/10-naimenee-bezopasnyh-aviakompaniiy.html
«21 сентября 2001 Авария Ил-86 а/к Аэрофлот-Российские авиалинии в а/п Дубай. Завершено расследование обстоятельств аварийной посадки российского Ил-86 в аэропорту Дубай (ОАЭ), когда едва не погибли 307 пассажиров и 14 членов экипажа. Пилоты, забывшие выпустить шасси, посадили аэробус прямо на брюхо. Они и признаны виновниками ЧП, пусть и обошедшегося без человеческих жертв, зато обернувшегося многомиллионным ущербом для «Аэрофлота»,-http://avia-blog4you.ru/21