фото

Президент Франции Франсуа Олланд открыл саммит «Климат и территории», проходящий в Лионе, 1 июля 2015. REUTERS/Ian Langsdon/Pool

1 и 2 июля в Лионе проходил международный саммит под названием «Климат и территории». Там собрались представители 400 мэрий городов, расположенных в разных уголках планеты. Более 70 стран принимали участие в саммите, целью которого является подготовка международной конференции по климату в Париже, намеченной на конец декабря.

Одним из требований его участников является включение местных органов самоуправления в международный план по борьбе с глобальным потеплением и возможность финансирования из бюджета, который будет создан для этих целей.

Саммит «Климат и территории» открыл президент Франции Франсуа Олланд. Как прокомментировал эту встречу специальный представитель Пан Ги Муна по климату Янос Пацтор, этот саммит «должен показать участникам будущей конференции в Париже, что существуют реальные меры по борьбе с глобальным потеплением, что власти на местах гораздо более продвинулись на этом пути, нежели правительства отдельных стран».

В марте этого года около 30 городов планеты подписали «конвенцию мэров», которую инициировала ООН. В ней говорится о решении экологических проблем, с которыми сталкиваются современные мегаполисы. На сегодняшний день к этой конвенции присоединились уже 80 городов.

Кроме этого, собравшиеся в Лионе мэры городов смогли поделиться опытом влияния на климат в местном масштабе. Так, например, Копенгаген осуществляет программу, целью которой является полное прекращение выбросов углекислого газа в атмосферу. Американский штат Калифорния обещает к 2020 году прийти к уровню 1990 года. Канадский Ванкувер поставил перед собой цель полностью перейти на возобновляемые источники электроэнергии к 2050 году.

Часто органы местного самоуправления вынуждены сами искать решения по борьбе с меняющимся климатом. Так, например, на Филиппинах местные власти просто вынуждены готовиться к уже начавшемуся затоплению территорий, вызванному повышением уровня океана.

О том, какие решения нашел французский Страсбург для улучшения своей экологии, RFI рассказал его мэр, Ролан Риз, который, кстати, является одним из организаторов «саммита городов», устроенного в Лионе.

Ролан Риз: Если привести пример, то в Страсбурге уже 25 лет ведется работа по сокращению выбросов вредных газов. Мы организуем работу городского транспорта, изучаем перемещения горожан по городу с тем, чтобы они как можно меньше использовали личные автомобили. К этому нас принудило географическое расположение Страсбурга: он находится в верхней долине Рейна, окруженной возвышенностями, из-за чего у нас очень мало ветра и вредные газы скапливаются в атмосфере. Так что за 25 лет работы мы уже получили конкретные результаты.

RFI: Эти результаты подтверждаются цифрами: вы, например, говорили, что вам удалось сократить на 30% парниковых газов в Страсбурге и его окрестностях.

– Да, это средняя цифра. Но надо сказать, что загрязнение атмосферы зависит от многих факторов, часто это происходит в соседних районах, и мы от этого никак не защищены. Например, с нами по соседству, в Германии, находится рурская индустриальная зона, во Франции также расположены крупные индустриальные зоны. Но с чего-то ведь надо начинать! Мы решили начать с сокращения выхлопных газов, сначала от личного транспорта горожан. Теперь надо думать о сокращении загрязнения воздуха от грузового транспорта, а также о новых экологических технологиях при строительстве жилья. Как видите, поле для работы огромное, и я очень надеюсь на конференцию по климату в Париже, на этот саммит «последней надежды», как его здесь называют. Я надеюсь, что он даст конкретные результаты, несмотря на провал предыдущей конференции по климату в Копенгагене.

Есть ли у вас впечатление, что к мэрам крупных городов мира стали больше прислушиваться в преддверии этой конференции?

Я бы сказал, что к нам только начинают прислушиваться. В течение слишком длительного времени все, что касается международных вопросов, было целиком в ведении руководства стран. Сегодня все начинают понимать, что мэрии крупных городов и даже руководство более мелких населенных пунктов, которые непосредственно сталкиваются с проблемами экологии, могут предложить конкретные меры и идеи. И на местном уровне мы можем претворять эти идеи в жизнь, вначале — в качестве эксперимента, и постепенно делать выводы. И это дает мне надежду на то, что конференция по климату в Париже, которая пройдет в декабре этого года, даст положительные результаты. Нам это просто необходимо. Это действительно «конференция последнего шанса». Просто напомню, на ней речь пойдет об ограничении роста средней температуры планеты на 2 градуса в течение последующих 50 лет. Если этот результат не будет достигнут, и средняя температура повысится на 3-5 градусов, то нас будут ожидать серьезные климатические катастрофы, последствия которых никто не берется предсказать.

– Является ли в этом отношении Страсбург своеобразной лабораторией по климату?

– У нас существует план по климату, который действует в Страсбурге и в его окрестностях, который включает самые разные области городской деятельности. Мы не предлагаем чудодейственных решений. Мы только начали реформировать работу транспорта, а на сегодняшний день мы мечтаем создать глобальную модель городского развития. Старая модель, при которой все права отдаются автомобильному транспорту, где дома работают как термические дуршлаги, должна уйти в прошлое. Нужно быть изобретательнее – в этом и заключается цель сегодняшней конференции в Лионе.

Конкретные меры по улучшению экологической обстановки доступны не только крупным и богатым мегаполисам. Как рассказал участникам «саммита городов» президент малийского региона Тимбукту, в его стране местные органы самоуправления проводят работу с населением, чтобы адаптировать его к меняющемуся климату. «Поменять семена на сорта, более устойчивые к засухе, сажать эвкалипты, модернизировать методы развода скота – все это позволяет бороться с усиливающейся с каждым годом в стране засухой, – говорит он. – Для нас это не только вопрос экологии, но и вопрос выживания: чем меньше страдают от голода люди, тем меньше они подвержены влиянию джихадистов».

«Нам постоянно приходится адаптироваться, — добавляет президент Тимбукту. — Но если на глобальном уровне ничего не будет сделано, то нам так и придется адаптироваться всю жизнь». Как говорят специалисты, только из-за климатических изменений на африканском континенте в несколько раз увеличилась миграция населения.

Словно чтобы подтвердить важность обсуждаемого вопроса, лионский саммит проходил при сорокоградусной температуре. В тот же день в Национальном собрании Франции депутат от партии экологистов Франсуа де Рюги выступил по поводу аномальной жары, установившейся во Франции неделю назад. По его мнению, причинами такой экстремальной жары стало глобальное потепление.

«Все климатологи признали, что глобальное потепление уже наступило, поэтому такие жаркие периоды, как сейчас, будут все чаще повторяться, – сказал он. — Во Франции всегда был мягкий климат, но теперь нам придется привыкать к более жаркому лету и более холодным зимам. Поэтому пора задаться вопросом, нужно ли инвестировать в борьбу с глобальным потеплением? Именно сейчас нам стоит решить, даже если эти решения негативно отразятся на нашем бюджете».

Арина Макарова

http://ru.rfi.fr/frantsiya