В администрацию Адмиралтейского района Санкт-Петербурга поступило обращение гражданки, жительницы Санкт-Петербурга Балановской Л.И.: «О состоянии, принадлежности и дальнейшей судьбе ранее существовавшего кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте».
Первый заместитель главы администрации ответил: «Земельный участок и здание приобретены Лагутиным Сергеем Станиславовичем. Здание относится к объектам культурного наследия регионального значения, название объекта: «Кинотеатр «Москва» (с двумя фрагментами ограды)». На собственника возложены обязанности до 19.07.2015 выполнить работы по приспособлению здания для современного использования (реставрация, ремонт, в соответствии с согласованным проектом), а также обязанности по сохранению памятника и благоустройству территории. До настоящего времени ничего не сделано».
Времени осталось меньше месяца, общественность бьет тревогу. Письмо-обращение, на которое ответил чиновник — один из сигналов этой тревоги. Группа интересующихся судьбой старого кинотеатра юридически не объединена, это не союз, не партия и даже не НКО. Это несколько пенсионерок, которые ходят по чиновным кабинетам, пишут в редакции СМИ, собираются «больше одного», где могут, и долбят в одну точку. Письма, как правило рукописные — тот, кто их пишет, компьютером не владеет, принтера не имеет.
«Мои знакомые, одноклассницы давно обеспокоены судьбой бывшего первого советского 3-зального кинотеатра «Москва» памятника регионального значения. Здание почти 10 лет (!) закрыто, гибнет в руках владельца-«купца» Сергея Лагутина при попустительстве, равнодушии властей, КГиОП, КУГИ, партий, союзов, обществ, комитетов...
Владелец здания отделывался мизерными штрафами. А жители района, города даже к 70-летию Победы не получили подарок от Лагутина Сергея и его «друзей». Архитектор Рафаэль Даянов вдруг начал работать над проектом использования этого здания под выставочный центр.
Мы против этого проекта! И предлагаем:
Один зал должен быть досуговым культурным центром для людей среднего и пожилого возраста!
Второй зал должен быть или со спортивными снарядами для здоровых и больных детей, или для демонстрации фильмов по школьной программе
Третий зал — выставочный центр для произведений художников, скульпторов, работ учащихся детских художественных школ и любителей-самоучек».
Активные петербурженки не уважают «купца» Лагутина и его «друзей» и точно знают, что в бывшем кинотеатре, куда приходили они в юности, ничего хорошего «купец» не сделает. Они обращаются к власти и требуют принять меры, то есть повлиять на владельца этого старого заслуженного здания, заставить использовать комплекс так, как хотят они.
«Кинотеатр построен в 1939 году и даже во время войны, в 1943 году, в него ходили и молодые работницы завода «Металлист». После войны в фойе кинотеатра проходили концерты артистов, поэтов, экстрасенсов, новогодние праздники для детей. О замечательном барельефе на здании можно прочитать в книге воспоминаний Сараевой-Бондарь «Радуга памяти». Навсегда потерян Дом культуры им. 1-й Пятилетки, не работают (так, как работали в СССР) дом культуры им. Цюрупы. Для людей среднего и пожилого возраста нет необходимых досуговых центров!»
Вообще-то казенные службы отдых пенсионерам устраивают. В каждом районе Санкт-Петербурга имеются всевозможные досуговые центры и для молодых, и для пожилых. В том числе, есть они и в Адмиралтейском районе. Но почему-то туда наши общественницы не записываются. Возможно, потому что это именно казенные заведения, душевного общения в них не получается. Нет гарантии, что и из бывшего кинотеатра «Москва», взятого на бюджетный кошт и превращенного в дом культуры, получится то, что было раньше, в дни молодости тех, кто об этом переживает.
Впрочем, как говорится, ключевое слово здесь — бюджетное финансирование. Здание нуждается не только в ремонте, а в реставрации, затратное мероприятие. Его приобрел «купец», заплатил свои деньги и в реставрацию будет вкладывать еще. А потом приличных денег стоить будет содержание всей этой истории. А бюджет не резиновый.
Приватизация для того и затеяна, чтобы сбросить с государственных и муниципальных плеч всю лишнюю собственность, за содержание которой граждане могут заплатить сами. Кинотеатр «Москва» может превратиться в выставочный центр и, возможно, это одно из финансовых решений — за аренду залов и за посещение «купец» получит деньги и потратит их на возмещение расходов, прежде всего. И на прибыль он рассчитывает. Как без прибыли в наше несоветское время?!
А общественность суетится все равно не бесполезно. На этом старом здании сохранились изумительные барельефы и красивая роспись, пострадавшая от пожара. И эти артефакты хотелось бы сохранить, о чем Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) возложило на собственника, то есть на этого «купца» охранные обязательства. К сожалению за государством нужен глаз да глаз. КГИОП, который контролирует собственника, сам нуждается в общественном контроле.
Так что же заставляет наших активисток так переживать за старое здание? Сохранившиеся, но плохо и формально охраняемые предписаниями ценные барельефы или желание опять войти в кинотеатр своей молодости и получить бесплатное посещение досугового центра в качестве бонуса за выслугу лет? Первое, то есть барельефы, действительно требуют общественного контроля, второе — организация бесплатных мероприятий, скорее всего, уже не получится. Не то время, не те отношения. Разве что СССР вернется, но это все-таки фантастика.
Татьяна РОМАНЕНКО.
Фото: http://www.citywalls.ru