Путин проинспектировал олимпийские объекты в Сочи и остался недоволен увиденным. Особое его возмущение вызвал недостроенный трамплин для прыжков на лыжах. Трамплин строило ОАО «Красная Поляна», ранее принадлежавшее брату видного единоросса и друга Медведева и Ткачева Ахмеда Билалова, и по итогам высочайшего гнева Ахмед Билалов слетел с двух своих нынешних должностей – президента «Курортов Северного Кавказа» и вице-президента Олимпийского комитета России.
Это уже вторая история такого рода. Первая случилась после саммита АТЭС, когда вслед за саммитом вдруг начались посадки. Говорят, что это было распоряжение лично Путина, который поехал в Приморье и был лично шокирован увиденным.
Проблема в Приморье при этом состояла не только в том, что деньги были разворованы, но и в том, что они были разворованы на заведомо бесполезных проектах. Потратив на саммит $21 млрд (на три порядка больше, чем на предыдущий саммит – США), Россия получила все тот же обшарпанный Владивосток, но в придачу к нему мост в никуда и университет ни для кого.
Ровно та же самая проблема в Сочи. Нельзя сказать, чтобы город совсем ничего не получил от Олимпиады. Он наконец обзавелся очистными сооружениями. Вот-вот пустят дублер Курортного проспекта.
Но это, мягко говоря, немного на фоне беспрецедентных трат в 1,5 трлн казенных рублей и еще 700 млрд рублей «добровольных» спонсоров. И дело не только в том, что деньги разворованы, а в том, что потрачены они в никуда.
В Сочи субтропический климат. Это означает, что все ледовые дворцы (числом три штуки) – одноразовые объекты. После Олимпиады они не пригодятся, и бюджет будет просто тупо списывать деньги на их содержание.
Субтропический климат также означает, что гостиницы находятся у моря, а соревнования проходят в горах, и существует логистическая проблема с одномоментной доставкой нескольких десятков тысяч человек в течение получаса из гостиниц у моря на финал, скажем, соревнований по прыжкам с трамплина. Эта проблема решена строительством совмещенной автомобильной и железной дороги в горы за 220 млрд руб. Строил ее тот же «Мост», что строил и мост на остров Русский; компанию, как говорят, контролирует Геннадий Тимченко.
Но дело даже не в том, что дорогу дешевле было бы строить из золота или черной икры, а в том, что она, как и ледовые дворцы, одноразовая. Железная дорога нужна для того, чтобы в течение нескольких дней в январе 2014 года перевезти людей из гостиниц в горы. Больше она никогда и ни для чего не понадобится. Обычный туристский пассажиропоток полностью обеспечивается автомобильной дорогой.
Единственным способом извлечь выгоду из Олимпиады в таких условиях становится воровство. Обратите внимание на карьеру того же самого Ахмеда Билалова.
Первоначально Билалов явно намеревался извлечь из сочинских строек коммерческую выгоду. Он строил отель «Москва» (не закончен). Он купил землю под гольф-клуб (не начат). А главное, он строил ОАО «Красная Поляна» — горн ую карусель и жилье на курорте.
Потом коммерческую часть проекта «нагрузили» трамплином. Потом требования к трамплину со стороны МОК стали резко возрастать. Были сборные трибуны – стали строить постоянные, разделили по требованию МОКа зоны разгона и приземления, построили гостиницу, построили насосы для снега (то же самое происходило со всеми олимпийскими стройками). В итоге стоимость трамплина выросла с 1,2 млрд до 8 млрд рублей.
Тогда Билалов понял, что из «Красной Поляны» пора делать ноги. Он отдал проект Краснодарскому краю и Сбербанку, а сам выбил себе у Медведева вот эти самые «Курорты Северного Кавказа», которые уже в чистом виде есть освоение бюджета: 60 млрд рублей на эти стройки дает государство, а остальное на 70% покрывается госгарантией.
В условиях путиномики – безумно дорогих билетов в Сочи, отвратительного сервиса, высоких цен, да еще и тотальных мер безопасности (посещение соревнований возможно только группами, по заявке компании-организатора: терактов боятся) – оказывается, что всем этим олимпийским добром невыгодно даже владеть. При любой господдержке, связях, госгарантиях и пр. Его выгодно только строить.
Кто за это отвечает? Путин. Почему в морозной России решили провести зимнюю Олимпиаду в субтропическом Сочи? Потому что при Путине, который любит кататься на яхтах и на лыжах, Сочи, где можно делать и то и другое, стал третьей столицей России.
Билалов сейчас, говорят, объясняет, что во время высочайшего визита его не было потому, что тот же Козак его успокоил — «все нормально, ты не приезжай» — и потом его же Путину и вломил. Чтобы, значит, перевести стрелки на Билалова, а не отвечать самому. Это, мягко говоря, противоречит искушенному царедворству самого Билалова и тому, что он ровно накануне разноса снял с поста гендиректора КСК свою креатуру Александра Невского.
Но дело не в этом. Снятие Билалова (как и Сердюкова) противоречит пакту о ненаказуемости, который ранее характеризовал правление Путина и был главной причиной стабильности и преданности ворующего класса правящему режиму. Ворующий класс может не понять: то есть вы хотите, чтобы мы на этой Олимпиаде еще и не воровали? А зачем же тогда она и что вы хотите от зимней Олимпиады в субтропиках?
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/