фото

Cамые неприятные воспоминания у взрослых россиян остались от школьных занятий по химии, физике, рисованию/черчению и физкультуре. А представители 35 разных профессий еще в школе испытывали любовь или не любовь к определенным предметам — сказывались врожденные склонности, которые потом и повлияли на выбор жизненного пути.

В ходе опроса 1600 экономически активным россиянам предложили назвать три предмета, которые они в школе больше всего не любили. Четверть (23%) сразу сказали, что ни к одному уроку с такой неприязнью не относились, еще 7% затруднились с ответом. Остальные честно признались, что на некоторые занятия шли буквально из-под палки.

Антирейтинг возглавляет химия — ее в школе не любили 29% россиян. Четверти опрошенных (25%) доставляли мало радости уроки физики, по 15% терпеть не могли рисование/черчение и физкультуру. Математика не нравилась 14%, по 11% ненавидели иностранный язык и музыку. Каждый десятый не находил ничего интересного в биологии, по 9% с радостью бы прогуляли историю или ОБЖ. 8% не любили литературу, по 7% — труд и русский язык, 6% — географию. Меньше всего неприятных эмоций вызывала информатика — в нелюбви к ней признался лишь каждый двадцатый (5%) из опрошенных. Еще 5% выбрали в школьном табеле другие нелюбимые предметы.

У мужчин и женщин, как это было нетрудно предположить, взгляды на школьную программу очень сильно различаются. Так, не любил в школе уроки русского языка каждый девятый юноша (11%) и только 2% девушек, которые сейчас стали взрослыми серьезными людьми. Мужчины вдвое чаще женщин (10% и 5% соответственно) признавались, что ненавидели школьные уроки литературы («все эти образы героев и письма барышень»). А вот слабому полу намного меньше симпатий, чем сильному, внушала математика: ее не любили в школе 16% женщин и 12% мужчин. Что же касается физкультуры, то этот урок внушал сильнейшую неприязнь каждой пятой ученице (20%) и всего лишь 9% учеников. Зато уроки музыки ненавидели 16% мужчин и лишь 6% дам.

Школьные предметы в этом списке вообще довольно отчетливо разделились на «мужские» и «женские». Мужчины чаще заносили в список нелюбимых предметов иностранный язык (13%) или биологию (12%). Женщины — физику (32%), ОБЖ (10%), географию (7%) или труд (8%). При этом лишь 17% юношей в школе готовы были сбежать с урока физики, 6% — с трудового обучения.

Школьные пристрастия к тем или иным предметам, конечно, не связаны напрямую с будущим успехом или неуспехом в жизни. И все же среди людей с высоким доходом сравнительно меньше тех, кто в школе не любил физику (20% против 29% в группе малообеспеченных респондентов) или математику (11% и 18%), пренебрегал химией (27% и 35%), ненавидел географию (5% и 9% соответственно), отлынивал от физкультуры (10% и 18%). А о том, что все школьные дисциплины они изучали с позитивным настроем, нелюбимых не было, сказали четверть (26%) обеспеченных россиян и лишь пятая часть (20%) тех, чей доход сейчас невысокий.

Очень частый комментарий к опросу — «не любил этот предмет из-за преподавателей!». Многим респондентам именно их школьные учителя привили стойкую неприязнь к тем или иным наукам или искусствам. «Интерес к любому предмету зависит только от таланта преподавателя», — поясняли опрошенные. А некоторые просто не хотели тратить силы на предметы, которые, как считали, не пригодятся в будущем.

Способности человека, видимо, проявляются еще в школьные годы, диктуют ему пристрастие к одним предметам и нелюбовь к другим, а затем и выбор профессии. В ходе опроса представителей 35 различных профессий выяснилось, что у каждого «цеха» в школе возникали собственные сложности. Те, кто сейчас занимается творческими проектами, чья работа предполагает общение с людьми или знание гуманитарных предметов, как правило, очень прохладно относились в школе к точным наукам. И наоборот — из тех, кто увлекался физикой, математикой и т.п., получились в итоге финансисты, программисты, инженеры и другие «технари». Хотя, конечно, нет правил без исключений.

Больше всех не любили химию будущие продавцы-консультанты (44%) и пиар-менеджеры (43%), математику — журналисты (35%), юристы и пиарщики (по 31%). А вот будущим программистам лишь в 3% случаев не нравилась алгебра или геометрия. Химию реже всего готовы были прогулять будущие врачи (9%), они же редко пренебрегали биологией (2%). Зато биология сильно не нравилась аналитикам (15%), а также архитекторам и барменам или официантам, офис-менеджерам, программистам, продавцам, экономистам, архитекторам (по 12%).

Литература внушала неизъяснимую тоску и желание спрятаться под партой 16% системных администраторов и программистов, русский язык — им же, но в меньшей степени (11-13%). Кроме того, люди этих профессий в школе с очень кислыми лицами посещали уроки музыки (18-19%). Иностранный язык не любили водители (17%), охранники (15%), повара и психологи (14%). Зато среди переводчиков лишь 2% симпатии к этим занятиям не испытывали. Почти четверть будущих переводчиков и учителей (22-23%) шли на урок физкультуры как на пытку.

Когда школьниками были эйчары, 40% из них ненавидели физику, 39% химию, 22% математику. В нелюбви к этим наукам расписывались представители почти всех профессий, кроме чисто технических. 14% инженеров не любили биологию, каждый пятый бухгалтер — физкультуру, 15% руководителей — черчение и рисование, 18% прорабов — музыку. 19% программистов ненавидели историю, столько же экономистов — физкультуру.

Наталья Голованова,

руководитель Исследовательского центра портала Superjob

Фото http://fizika-ili-himija.ru/foto-seriala-chast-2