Я поздно прочитала истории про Алису в Стране Чудес – не в детстве, а уже вполне взрослой. В разных переводах, от Набокова до Заходера. Всё пыталась понять, что же тут такого интересного. Но нет, взрослый человек не может вызвать у себя детские реакции. Так что Алиса и её автор для меня – лишь ряд логический ухищрений и максим. Льюис Кэррол ведь, будучи математиком, ещё и баловался составлением логических задачек. Типа: 1) у Тузика хвост крючком; 2) у комет не бывает хвост крючком; 3) Тузик – не комета. У Кэррола посложнее, но принцип понятен.
Но и те, кто прочитал Алису в детстве и полюбил её, во взрослом состоянии используют цитаты из книги для подтверждения или демонстрации… да чего угодно! Там на любой случай хватает добра!
Для прошедшей недели очень соответствуют слова Алисы: «Всё чудасатее и чудесатее». А может, и ещё круче:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
как мюмзики в мове.
Вот и у нас нечто подобное происходило.
Сначала президент наш Владимир Путин выступил на чём-то связанном с Победой и высказался, что вот, некоторые допускают (заграничники, конечно) высказывания, что несправедливо, что богатства Сибири принадлежат только России, надо бы эту Сибирь отжать для всех… Но мы, сказал Путин, дадим по зубам этим, чтоб ничего не могли от России откусить…
Если не знать контекста, то о ком можно подумать? Да о нашем великом соседе, конечно! О старшем нашем братце! О Китае то есть. Он же когда-то предъявлял… И к Сибири, и к Дальнему Востоку как к исконным своим территориям… Даже конфликты были пограничные – ещё при Советском Союзе. Даманский. И мы помним, что в конце концов Даманский отдали Китаю. И Тарабарова, и Большой Уссурийский – уже в российское недавнее время.
С другой стороны, в последнее время мы таких претензий от великого соседа не слышим. Да зачем им это? Они без всяких претензий вырубают нашу тайгу и вывозят, и воду байкальскую, и нефть через «Силу Сибири»… Зачем претензии, когда есть договоры? Ласковое теля, говорят, двух маток сосёт.
Но есть и контекст, и он вполне чудесатый.
Давным-давно, ещё в нулевые, некий КГБшный генерал по фамилии Борис Ратников говорил, что у них в КГБ (которое к тому времени стало называться ФСБ) экстрасенсы поднатужились, просканировали фотографию Мадлен Олбрайт, прочитали её мысли и обнаружили, что она как раз и думает, что богатства Сибири… далее по тексту.
Ну, в экстрасенсов некоторые верят, некоторые нет, но маргиналы всё равно в повестке. И эта байка тоже имеет хождение наравне с планом Даллеса. Ну и что, что ничего этого не было? Хочется же некоторым, чтоб было! А раз хочется – так и было. Но, конечно, мыслящим гражданам хочется, чтобы президент не на маргинальные байки опирался, а на реальность. Но когда президент говорит, что фиг вам, а не реальность, это вполне чудесато. А кто не понял, тем… ну ладно, пока не зубы выбьем, а повторим.
Некоторое время назад было некое сборище муниципальных депутатов в Москве. Около двухсот человек собрались. И на первое же заседание нагрянула полиция и почти всех задержала. За что? А кто-то там из организаторов то ли иностранный агент был, то ли деньги от иностранного агента на мероприятие получил… Венедиктов, главред «Эха Москвы», говорил по этому поводу: ну что за люди, неужели непонятно, что тщательнее надо, на красный свет не переходить…Одна наша депутатка из городской Думы Владивостока там была, и как приехала, говорила, что если б она знала, то никогда, ни за что…
А некоторые не поняли, что никогда и ни за что. И организовали новое сборище, назвали Земским съездом. Собраться решили не в Москве, а в Новгороде. Не помню, в Великом или Нижнем. Екатерина Шульман, политолог, говорила, что туда назначили губернаторами Никитиных, чтоб не путали…
Они, организаторы и участники Земского съезда, всё предусмотрели по совету Венедиктова, на красный свет не переходили… Даже когда губернатор объявил, что в связи с ковидом больше 30 не собираться, собравшиеся поделились на три места… Ну и что? Всё равно явилась полиция и некоторых непонятливых задержала, хотя в помещении было меньше 30 человек – 29 всего…
Ну, неужели не ясно? Нельзя! Нельзя проявлять никакую инициативу снизу! Инициатива может быть только сверху! Контроль должен быть изначальный и повсеместный, чтоб ничего не удумали! А кто не понял – ну, «можем повторить…» Вы что, надписи эти на машинах понятливых не читали? Читали… Но не верили! Вот теперь поверьте.
Вон «Медуза» пишет:
(ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОВЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА)
«Российские власти уже несколько лет пытаются подчинить себе, а если это не удается, то сломать низовые структуры, которые возникают в обществе. СМИ и людей вносят в списки «иноагентов», собственников неподконтрольных компаний меняют, а организации называют «иностранными» или «нежелательными». Власти нужен ключ от всех процессов, возможность их останавливать или запускать — они не могут идти сами собой. Отсюда возникает необходимость представить обществу ситуацию как чрезвычайную. Угрозы должны нависать над страной всегда, а времена всегда должны быть «трудными». В нетрудные времена чрезвычайная власть не нужна».
И с коррупцией нельзя бороться снизу! Власть сама знает, с кем бороться. А то мало ли что… Вдруг эта коррупция – у кого надо коррупция, а вы про неё фильм снимете, а его сто мильёнов посмотрит? Нет, инициативе – бой, а инициаторов – в лишенцы!
«Лишенцы» – это словечко из довоенной нашей истории, когда после революции некоторые граждане были лишены избирательных прав. Словечко перестало употребляться даже в виде обзывалки. Но не забылось. ВластеКремль печётся о сохранении русского языка – это даже в новой версии Конституции записано. Так что лишенцы появятся как класс, вот только Госдума примет «закон против ФБК». ФБК уже признан иностранным агентом, но этого оказалось мало. Надо ещё признать его экстремистом – а не борись с коррупцией, если тебя не просят! Ведь не просят? Ну и всё.
Правда, в этом законе есть положения, которые недопустимы по той же Конституции – ну так что же? Придумают обходные объяснения! И уже придумали. Правда, пока говорят, что не будет у закона обратного действия, но, конечно, будет, будет! Иначе смысла в законе таком нет. Правда, 45 членов Госдумы проголосовали против него, но что такое 45 человек, если в Думе 450 членов!
Товарищ из ЛДПР (голосовавший против) упрекает, кстати, и других граждан – не членов. Он цитирует «Фауста» в переводе Лозинского: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Сергей Иванов говорит: «Вы часто за свою свободу на бой идете? А если вы на бой не идете, вы недостойны этой свободы. Поэтому вас уволят с работы или вас заставят делать то, что вы не хотите делать. Угрожая тем, что вас уволят». Вопрос: а идёт ли сам Сергей Иванов каждый день на бой? Наверняка, нет… Но он хотя бы голосует против! Так что упрёк его справедлив… отчасти…
В воскресенье президент (или уже пора прямо писать: диктатор?) Беларуси Александр Лукашенко устроил такое чудесатое событие, что поставил на уши всю Европу… ну, и Россию, конечно, оно задело: Лука – он же наш сукин сын!
В общем, рейсовый самолёт компании Ryanair, летевший из Афин в Вильнюс, сел в Минске, якобы, из-за бомбы на борту, которую (бомбу) заложил ХАМАС (организация, которая в мире признана террористической, а в России – нет). Пассажиров высадили, они провели 7 часов на земле, потом полетели дальше. В Минске остались пять человек. Бомбу не выгружали, она полетела в Вильнюс.
На самом деле самолет посадили в Минске не ради бомбы, а ради Романа Протасевича, одного из создателей оппозиционного беларусского телеграм-канала NEXTA (читается «нехто», то есть «некто» по-русски). Создателей было двое, но, как это водится у оппозиционеров, они поссорились и расстались. В «Нехте» остался Степан Путило, а Протасевич создал другой телеграм-канал.
Вот этот Протасевич и летел в том самолёте в Вильнюс. Когда объявили, что самолёт разворачивается и садится в Минске, Протасевич схватился за голову и стал передавать своей девушке телефон и другие вещи. Один из пассажиров уже потом, после приземления в Вильнюсе, посетовал, что лучше бы Протасевич отдал вещи кому-нибудь другому, потому что девушка тоже осталась в Минске и вроде (это уж не пассажир сказал) задержана и помещена в Окрестино.
Но, скорей всего, всё, что принадлежало Протасевичу, осталось бы в Минске. Ибо – куда делись ещё трое? Почему не полетели дальше после инцидента? Валерий Соловей считает их агентами Луки: они присматривали за Протасевичем и уж точно проследили бы, чтоб ничто из его вещей не покинуло бы Беларусь.
Кстати, в движении ХАМАС отрицают причастность к сообщению о «минировании» самолёта Ryanair. «Мы не прибегаем к таким методам, это могут быть действия каких-то подозрительных сторон, чтобы демонизировать ХАМАС», — заявил его представитель. Твиттеряне замечают по этому поводу: «После того, как ХАМАС опроверг свою причастность, единственный выход — Аркадий Ротенберг».
Авиаспециалист на «Эхе Москвы» рассказывал о странностях этого рейса. Обычно, говорил он, чтобы сесть в Вильнюсе, самолёты уже над Минском начинают снижаться, то есть переходят в более низкий эшелон (термин) и снижают скорость. А этот самолёт не снизился и не сбросил скорость – такое впечатление, что он хотел как можно быстрее покинуть воздушное пространство Беларуси. И свернул обратно в Минск за 30 километров от границы с Литвой, то есть за две минуты. Почему?
А его сопровождал истребитель. Военный истребитель, всем известный МиГ. Белорусский, конечно, поднятый по указанию главнокомандующего, то есть самого Лукашенко (иное попросту невозможно). Истребитель сверхзвуковой, он быстрее гражданского лайнера, уйти от него невозможно. Возможно, пилот истребителя дал гражданскому знак (есть общепринятые в мире знаки), что попробуешь уйти – стреляю! Может, и не выстрелил бы, но кто ж этого Луку знает, он же чокнутый. Такие риски командир гражданского лайнера брать на себя не вправе. Вот он и свернул.
То есть налицо факт воздушного пиратства. Сигнал, что на борту бомба, поступил с земли, из Минска. Истребитель вслед самолёту тоже из Минска послали. От того места, где самолёт свернул, до Вильнюса было ближе, чем до Минска. И всё ради чего? Чтобы задержать Романа Протасевича. Что опасности подвергались больше сотни других пассажиров – в Минске никого не интересовало.
Главное – операция прошла успешно, цель достигнута!
И вот Роман Протасевич уже говорит на камеру, что у него всё хорошо, он сотрудничает со следствием и раскаивается в том, что руководил протестами.
А вот ещё одно сообщение:
«Родители бывшего главного редактора Nexta Романа Протасевича получили информацию о сыне от неназванного источника: по неподтвержденным данным, его, якобы, нашли в одной из минских больниц в критическом состоянии, у него проблемы с сердцем.
Подтверждения этой информации пока нет.
В разговоре с The Insider отец Романа прокомментировал эту информацию так: «Мы надеемся, что это фейк. Супруге кто-то написал, что Романа доставили в критическом состоянии в больницу. Мы пытаемся понять, кто это, проверяем информацию, что это за человек. И сейчас обзваниваем все больницы и пытаемся узнать, есть ли там Роман. Надеемся, что это провокация спецслужб, чтобы сделать побольнее».
В общем, Лукашенко добился своего: обидчик у него в руках. Зато гражданской авиации белорусской – конец. Вот последние сообщения:
Гендиректор Ryanair назвал инцидент «государственным пиратством», латвийская airBaltic и венгерская Wizz Air пустили свои рейсы в обход воздушного пространства Беларуси. Белорусской «Белавиа» запретили летать в Великобританию. Президент Украины поручил прекратить авиасообщение с Беларусью.
Посадку рейса Ryanair внесли в повестку саммита Евросоюза, произошедшее осудил Госдепартамент США.
Но Мария Захарова назвала реакцию Запада «шокирующей». И это понятно: Лукашенко, конечно, сукин сын, но он ведь наш сукин сын!
А в России дети заканчивают учёбу. Младшенькие – на время, до осени. Для них наступает время игр. Впрочем, дети играют всегда. Вон Олег Козырев сообщает: «У дочки в 5-м классе дети играют в игру «Навальный против Путина»».
Старшие заканчивают школу навсегда. Впрочем, молодые люди в это же время заканчивают и техникумы, и вузы.
Евгений Ройзман сказал своё напутствие выпускникам: «Уезжайте. Если есть возможность – уезжайте. Двери закрываются».
Марина ЗАВАДСКАЯ.