Экономика
Комарова, 45 – Изначально мошенническая стройка?
Анастасия Попова
В доме на Комарова, 45, где на одну квартиру претендует по две семьи, право на реализацию квартир было продано за рекордную сумму – аж за 3 млн рублей. Правда, эта сделка была отменена судом.
Как из 300 тысяч сделать миллионы
Евгений Энгельс, адвокат одного из пострадавших инвесторов господина Ш., считает, что стройка была изначально коррупционной.
В его глазах заказчик, компания «Бомарше», вовсе не белая и пушистая. И он предполагает, что ситуация с двойной продажей квартир сложилась как раз потому, что компания не дала на строительство деньги. В результате «ДальРус» – компания, родственная подрядчику «Дальэнергоспецремонт», стала продавать квартиры. А компания «Бомарше», зная о том, что существуют дольщики, стала повторно продавать квартиры. Адвокат передал документы на этот дом.
9 июня 2003 года компания «Бомарше» (директор Денис Дружин) заключает договор с «Дальэнергоспецремонтом». По договору «Бомарше» обязуется передать застройщику все необходимые документы, а также оплатить работы квартирами.
Из договора между «Бомарше» и «Дальэнергоспецремонтом»:
«5. Стоимость работ и порядок расчётов
5.1. Договорная стоимость работ составляет 198 685 272 рублей, включая НДС.
5.2. Стороны договорились, что оплата по настоящему договору будет производиться Заказчиком путём предоставления в собственность Подрядчика квартир в построенном доме, отмеченных Дополнением № 1 к настоящему договору.
5.3. Передача всей документации, необходимых для оформления перечисленных в п. 5.3 настоящего договора квартир в собственность подрядчика, производится Заказчиком по акту приёма-передачи в течение 10 дней с момента регистрации завершённого строительством дома Заказчиком в ПКРЦ и выполнения подрядчиком всех обязательств по настоящему договору...»
Согласно дополнению к Договору № 1, при выполнении обязательств подрядчиком последнему передаются 103 квартиры в построенном доме.
Согласно документам из ЕГРЮЛ, компания «Бомарше» зарегистрирована 01.07.2002 г. (примерно за полгода до данной сделки) с уставным капиталом 300 000 рублей. Помимо этого «Бомарше» имеет в аренде клочок земли (на котором, собственно, и должен вырасти новострой). Другими словами, чтобы построить многоэтажный дом, достаточно взять в аренду землю и продать машину.
В дополнении № 2 к договору прописано:
«3.4.1. В связи с тем, что цена договора подряда изменению не подлежит, в целях избежания влияния инфляционных процессов (удорожания материалов, работ, изменения технических условий в сторону увеличения) подрядчик имеет право привлекать в строительство третьих лиц путём реализации квартир, которые ему будут принадлежать в качестве расчёта по настоящему договору... Заказчик не несёт никаких обязательств перед третьими лицами за Подрядчика по таким обязательствам последнего»...
10 июня 2003 года «Дальэнергоспецремонт» в лице гендиректора Бориса Тюрина, ООО «ДальРус» в лице гендиректора Юрия Криволапова заключают договор. Компания «ДальРУС» становится инвестором и берёт на себя обязательства по привлечению средств в строительство (продажу квартир). Цену за квадратный метр «ДальРУС» имеет право назначать самостоятельно.
С этого момента, чисто теоретически, можно смело продавать квартиры сколько угодно раз, а дом не строить вообще. Почему? Вся ответственность лежит на подрядчике, у которого нет права на квартиры, и который деньги за квартиры у людей не брал.
Комарова, 45 можно продавать бесконечно
22 июня 2006 года договорную стоимость работ увеличивают до 230 000 000 руб., однако подрядчику в доме полагается уже 98 квартир. 29 мая 2009 года «ДальРУС» договаривается с «Дальэнергоспецремонтом» об увеличении стоимости строительства до 346 млн руб.
18 августа 2009 года Денис Дружин, директор ООО «Бомарше», пишет письмо Борису Тюрину («Дальэнергоспецремонт»). Его письмо полно гнева и требований закончить разного рода работы. Заканчивается оно так: «...мы на протяжении всего сотрудничества доказывали свою рациональность и готовность к компромиссам... Однако, если вы продолжите засыпать нас письмами с ультиматумами... мы займём самую жёсткую юридическую позицию».
Другие его письма в этом году не менее резкие. В одном из письме Дружин пишет о несостоятельности доводов «Дальэнергоспецремонта», что им не хватает денег на строительство.
В 2009 году «Бормарше» и «Дальэнергоспецремонт» судятся.
Суды, в том числе в Хабаровске и Москве, однозначно говорят, что право продавать квартиры за «Бомарше».
В 2010 и 2011 годах директор «Бомарше» переписывается уже с новыми директорами «Дальэнергоспецремонта» и «ДальРУСа». «Бомарше» требует доделать дом. Зевакин, новый гендиректор «Дальэнергоспецремонта», ссылается на то, что «ДальРУС» имеет перед ним задолженность.
13 мая 2010 года Дружин («Бомарше») отвечает Зевакину («Дальспецремонт»), что их обращение по поводу расторжения договора «Бомарше» получила, просят предоставить список выполненных работ и перечень помещений, которые подрядчик желает получить.
В апреле 2011 года Дружин посылает уведомление об одностороннем расторжении договора с «Дальэнергоспецремонтом».
10 июля 2011 года в ООО «Монолит» поступает заявление от ООО «Бомарше» с просьбой дать заключение специалиста о степени готовности дома и его техническом состояние. Эксперт находит массу нарушений и приходит к выводу, что дом готов на 43%.
То, что я процитирую дальше, прочла раза три перед тем, как осознала. Да, в нашей стране такое возможно:
«Договор купли-продажи...
1. Продавец, действующий от своего имени, передаёт в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: имущественное право – право требования жилых и иных площадей, принадлежащих должнику на основании договора об инвестировании... между ООО «ДальРУС» и ОАО «Дальэнергоспецремонт» в строительстве жилого дома... по адресу Прапорщика Комарова, 45... Имущество продаётся на основании уведомления федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан...
2.1. Общая стоимость имущества составляет три миллиона семьсот тысяч шестьдесят девять рублей». Организатор торгов ООО «Интер-продукт» (О.В. Котляр), покупатель ООО «Джон Голд» (Д.В. Волобуев)».
В октябре 2011 года по жалобе дольщицы «ДальРУСА» возбуждается уголовное дело. 11 ноября 2011 года выпускается постановление о соединении уголовных дел. Предварительное следствие устанавливает, что в период с 2004 по 2008 годы ряд дольщиков заключили договоры с «ДальРУС».
12 сентября какие-то неустановленные лица, достоверно зная, что производство по татарскому делу в отношении «ДальРУСа» приостановлено на основании определения Советского райсуда, провели торги, в ходе которых продали за три с копейками миллиона право «ДальРУСа» продавать квартиры компании «Джон Голд», чем ущемили права дольщиков и инвесторов «ДальРУСа».
Ну, вы поняли, где смеяться. Во-первых, очередной перл от УВД с неустановленными лицами. Во-вторых: а, вон кто виноват в том, что сейчас квартиры дважды проданы – какие-то неустановленные лица, которые, закосив под приставов, продали, считай, дом за 3 миллиона.
Теперь о дольщиках. Инвесторы считают их подставными. Евгений Энгельс тоже считает, что среди дольщиков могут быть подставные лица.
Однако в той ситуации, с которой работал он, был реальный дольщик Куприенко, он его характеризует, как человека интеллигентного и далеко не зажиточного. На эту же квартиру претендовал инвестор господин Ш., который выкупил её за 2,8 млн рублей у С.
Теперь о громких фамилиях. Из суда нам пришёл ответ на запрос, участвует ли родственница Хижинского (председателя суда) в строительстве. Нам ответили, что с этой дамой у Хижинского нет родственных связей.
А я несколько лет назад делала материал про Черниговский район, бывший глава которого, брат Хижинского, в числе прочего жаловался, что у него какой-то конфликт в строящемся доме, где он для дочери купил квартиру. На тот момент эта ситуация была для него болезненной и безвыходной.
Когда я писала прошлый материал о конфликте на Комарова, я это напрочь забыла. В любом случае, если у председателя суда есть в новострое родственники, с большой долей вероятности можно сказать, что они лоханулись на общих основаниях, и коррупции во время покупки квартиры не было. А вот дальше...
И взять с них уже нечего
Среди инвесторов, как подозревает Энгельс, тоже могут быть подставные.
Согласно единому государственному реестру, Б. имеет долей в доме: 58/10 000, 71/10 000, 29/10 000, 71/10 000. С. имеет 106/10 000, 264/10 000, 72/10 000, 57/10 000, 72/10 000, 52/10 000. И таких людей много.
Евгений Энгельс говорит, что квартиры С. были проданы по заниженным ценам. Однако на пикете инвесторов С. был, я с ним беседовала, сам он говорит, что влез в огромные долги, что считал себя обеспеченным человеком, а сейчас должник, и если лишится площадей в доме, то ему только стреляться. В каких красках комментирует эту ситуацию его 19-летний сын, даже говорить не буду.
Вполне возможно, что С. выкупил площади в доме не для себя, а для того, чтобы перепродать (не секрет, квартиры в новострое в момент строительства стоят намного дешевле, чем после его завершения). Если С. платил, в чём я не стану сомневаться, то он честный инвестор и кидать его не имеют права, равно как и всех остальных, вне зависимости, сколько площадей и за какую цену он приобрёл.
Я посмотрела реестр, в котором зарегистрированы доли инвесторов. Дружину принадлежит 221/10 000 доля, ООО «Бомарше» – 876/10 000, то есть, несколько инвесторов, если они проиграют суды, что-то взыскать с «Бомарше» ещё смогут.
Что касается дольщиков, и в документах фигурирует цифра около 300 млн рублей, и инвесторы называют эту цифру. То есть можно предположить, что «ДальРУС» продал все или почти все квартиры, причитающиеся «Дальспецремонту».
Также у меня есть заявление следователю от адвоката Кучина, представителя ООО «Бомарше», о предполагаемом факте хищения «ДальРУСом» и «Дальспецремонтом» около 160-180 млн рублей.
Надо сказать, что 180 миллионов – не иголка. Их потерять просто так нельзя. И если они откуда-то были украдены, то где-то у кого-то должны появиться.
Однако у меня есть решение суда Советского района от 1 сентября 2011 г, в котором «ДальРУС» жалуется на действия судебных приставов. «ДальРУС» не согласен с тем, что его право продавать квартиры на Комарова, 45, было оценено в 3 миллиона. И с тем, что его 50% доли в праве на маломерное судно оценили в 499 200 рублей.
«ДальРУС» считает, что право продавать квартиры стоит 10 миллионов рублей. То есть, как я поняла, сейчас с «ДальРУСа», кроме доли в катере, и взять-то нечего.
Чисто теоретически, в этой схеме могут быть подставные дольщики и подставные инвесторы, но пока мы видим, что те люди, на которых указывают в качестве подставных, реальные жертвы.
Вообще, мне не раз приходилось видеть мошенническую схему, аналогичную этой ситуации. Её довольно часто используют на рынке труда.
Образовывают кадровое агентство, которое принимает на работу людей, люди выполняют работу для другой компании. Потом происходит форс-мажор и театральный конфликт между компаниями. Компании мечут друг в друга молнии, не платит никто.
В моей практике был случай, когда на должность директора такого агентства взяли лоха, то есть человека, который не знал, зачем всё это делается. Если таким лохом в схеме Комарова, 45, был директор «Дальспецремонта», дом, возможно, вообще не планировали достраивать, а квартиры можно было продавать сколько угодно раз.
Заметьте, квартиры принадлежат «Бомарше», деньги берёт «ДальРУС», а вся ответственность на подрядчике.
Я бы сейчас на месте следствия закатала бы в СИЗО всех директоров всех трёх компаний и искала бы миллионы у каждого из них. В моей практике был случай 2006 года, когда дом был построен за год (или два), а люди платили по миллиону за доли.
Не верю, что строительство на Комарова, 45, стоило так дорого, что пришлось по два раза продавать квартиры.
Анастасия Попова,
фото: moe-online.ru
Другие статьи номера в рубрике Экономика: