фото

Вчера я, как член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Ивановской области, принял в 12.00 участие в семинаре по подготовке к выборам, проводимом по видеоконференцсвязи ZOOM. Подключился, начал слушать.

Председатель облизбиркома Вероника Соловьёва рассказывала о порядке голосования в течение трёх дней, о том, что видеонаблюдение из экономии сделали только на участках, где более тысячи избирателей, причём, на остальных участках будут какие-то видеорегистраторы, которые будут на ночь устанавливаться перед тем сейфом, в который запрут сейфпакеты с проголосованными бюллетенями.

А само видеонаблюдение смогут осуществлять кандидаты в депутаты и какие-то лица, которых допустят к наблюдению, в специально выделенных помещениях со специально подключёнными компьютерами.

К сожалению, через 16 минут участия в видеоконференции связь по ZOOM-у прекратилась. Сначала я ждал, что она восстановится, потом стал звонить в аппарат Уполномоченного. Мне отвечали, что скоро связь восстановится. В конце концов, ответили, что нет, не восстановится. Собственно к часу дня и семинар завершился. Объяснили, что в отделе по компьютерному обеспечению Аппарата Правительства Ивановской области знали о проводимом семинаре, но, тем не менее, именно в это время стали менять оборудование в сети интернет-подразделений Правительства.

Эта ситуация меня даже позабавила. По сути, нам показали, как будут проходить эти выборы, и это наблюдение за их честностью… Ха-ха-ха!

Люди занимавшиеся выборами, бывавшие членами избирательных комиссий, наблюдателями на выборах, да и просто умные и наблюдательные граждане прекрасно понимают, что трёхдневное голосование, трёхдневное видеонаблюдение очень ограниченным кругом лиц, на очень ограниченном количестве избирательных участков, трёхдневное круглосуточное наблюдение теми, кого допустят для наблюдения на участках, во-первых создаёт огромные трудности для контроля за честностью процедуры голосования и подсчёта голосов. Во-вторых, такой порядок создаёт отличные возможности для подмены избирательных бюллетеней, вброса бюллетеней и фальсификаций результатов голосования.

Ну, а при таких «неожиданных» случайностях, как отключение интернета для ремонта именно тогда, когда он необходим, например, для непрерывного видеонаблюдения, конечно, видеонаблюдение окажется особенно «эффективным»!..

Конечно, если простое большинство граждан придёт в последний день голосования, в воскресенье, и проголосует не за тех, за кого агитируют, то результат окажется полезным для общества.

Но, как мы видим, выборная кампания проводится весьма скромно, малозаметно, осуществляется так называемая «сушка явки», чтобы недовольные не пришли голосовать, считая, что это бесполезно. В результате, за счёт привода бюджетников и прочих зависимых от власти избирателей, пусть и с небольшим перевесом, да плюс стандартный вброс около 10% голосов, и минус 70%-80% людей, которые не могут по возрасту или не хотят от разочарования голосовать, вот и получается очередная пиррова «победа» той партии, у которой в руках административный ресурс.

Почему пиррова? Потому, что страны, где проводится такое голосование, естественно, деградируют, отстают в развитии от нормальных, свободных и демократических стран, а то и просто откатываются назад, регрессируют по всем параметрам. И по уровню жизни людей, и по развитию экономики, промышленности, и по качеству и доступности образования и здравоохранения, и по социальной защищённости и пенсионной обеспеченности, и по научным исследованиям и разработкам, и по уровню свободы слова, свободы средств массовой информации, свободы совести, свободы митингов и собраний, свободы от пыток, по независимости и справедливости правосудия, уровню институтов и защищённости всех прав человека, гарантированных нам в первых двух главах Конституции России.

Сергей Вальков,

правозащитник.