фото

ФСБ: сохраняя традиции. Заявление правозащитников ко Дню чекиста

Последние события вокруг Алексея Навального встряхнули всю страну. Миллионы людей осознали, что в России на уровне государства действует могущественная террористическая организация — ФСБ. Это та реальность, от которой более прятаться невозможно — уж слишком все просто, наглядно, доказательно и… чудовищно.

Но для правозащитников эти события не стали полной неожиданностью. Мы в режиме реального времени наблюдали за тем, как одновременно с ростом влияния ФСБ возрастают масштабы, жестокость и абсурдность политических и неполитических преследований в России.

Еще в 2017 году ФСБ публично заявила, что отмечает свое столетие. Ее директор Бортников подробно рассказал о традициях, которые существовали в ВЧК-НКВД-КГБ и которые продолжает ФСБ. Он упомянул «некоторые перегибы», но без какой-либо оценки масштаба репрессий, в которых миллионы жизней были погублены чекистскими палачами.

Поэтому нет ничего неожиданного в том, что в деле «Сети» (организация признана террористической и запрещена в РФ) молодых антифашистов пытают электрическим током, а в деле «Нового Величия» к молодым людям внедряют агента-провокатора, который делает все возможное, чтобы сколотить из них «экстремистскую организацию».

Совершенно логичным выглядит преследование Свидетелей Иеговы (организация признана экстремистской и запрещена в РФ) за то, что «продолжают молиться» — ведь их за это сажали еще в Советском Союзе. Не совершившие никакого реального насилия, не готовившие терактов мусульмане десятками отправляются в тюрьмы на 20 и более лет по обвинениям в терроризме, и к таким срокам их приговаривают закрытые военные суды, без права на суд присяжных.

Эти же военные суды осуждают людей за неосторожные комментарии в соцсетях и журналистов за их тексты. Возрастает количество дел о шпионаже, вводится уголовная ответственность для «иностранных агентов».

Все это часть тех самых «традиций», которые с каждым днем набирают силу и обороты, и жертвой которых может стать каждый. Прямо сейчас в СИЗО сидит 14-летний школьник, которому грозит до 20 лет тюрьмы за то, что он хотел «взорвать здание ФСБ в компьютерной игре». Ну, как хотел — просто обсудил с друзьями идею, которая показалась им прикольной. Прямо сейчас у кого-нибудь отжимают бизнес или под пытками заставляют оговорить себя и кого-то еще.

И при этом ФСБ является неподсудной организацией. Правозащитники не раз сталкивались с такой формулировкой:

«Суд не вправе давать оценку и осуществлять проверку целесообразности решения УФСБ России».

14 декабря 2020 года за считанные часы миллионы людей узнали о том, что из себя представляет ФСБ. Кто совершил покушение на Алексея Навального? Организация, конституционные задачи которой — борьба с терроризмом, защита национальной безопасности и конституционного строя России? Очевидно, что ФСБ сегодня решает совсем другие задачи, захватывая ключевые государственные посты и заявляя себя как «новое дворянство». Ее реальные цели, как и цели ее предшественников из ВЧК-НКВД-КГБ — преследование инакомыслия, политические репрессии, провокации и, наконец, убийства наиболее ярких критиков и политических оппонентов власти. Все это — настоящая война против наших граждан, и она истощает Россию, не дает ей развиваться и в конечном счете приведет ее к катастрофе.

Что делать в этой ситуации? Она выглядит почти безнадежной, но мы уверены, что выход есть. Выход есть всегда, но нет простых решений. Чтобы избежать хаоса и кровавого развития событий в России, нам нужно приложить очень большие усилия, вести долгую и трудную работу: говорить правду, объединяться и, конечно, требовать, используя для этого все возможности огласки.

Для начала — требовать возбуждения уголовного дела против причастных к покушению на Навального сотрудников ФСБ и их неустановленных соучастников. Каждое публичное упоминание фактов из расследования должно рассматриваться как сообщение о преступлении.

Требовать, чтобы к ним пришли домой, как приходили к Ирине Славиной. А если не откроют — чтобы спилили им двери. Изъяли у них всю технику и иные возможные «орудия преступления», скрутили им руки, доставили в следственный отдел и допросили под протокол в рамках следственных действий.

Федеральная служба безопасности в нынешнем состоянии должна быть ликвидирована, ее деятельность за весь период ее существования должна быть пристально изучена. Россия нуждается в современных, профессиональных, заново сформированных спецслужбах, подчиняющихся закону и подконтрольных обществу.

Эти требования должны стать требованиями большинства. И очевидно, что они не могут быть выполнены, пока не сменится парадигма действующей власти. Ситуация в стране стала настолько тяжелой, что толчок к ее изменению может дать только общенациональная кампания, широкий фронт граждан, политиков и лидеров общественного мнения. Верхушечный переворот или перестановки кадров не способны решить проблемы, стоящие перед страной и поставившие ее на грань выживания. Россия должна освободиться от преступного наследия советского чекизма, и это ее единственный шанс на спасение.

Перед Россией стоит задача беспрецедентного масштаба.

Мы должны противопоставить государственному террору широкое объединение людей, широкую общественную поддержку политиков, выступающих за демократию, верховенство закона и права человека. Ближайшее событие, когда это можно сделать, — выборы 2021 года. Украсть голоса миллионов людей невозможно, как и нельзя парализовать сотни тысяч наблюдателей. Наша задача состоит в том, чтобы наблюдателей действительно были сотни тысяч, а голосов — действительно миллионы. Мы можем и должны этого добиться.

Лев Пономарев, председатель НОО «За права человека»;

Валерий Борщев, сопредседатель Московской Хельсинкской группы

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета «Гражданское содействие»