10 декабря состоится ежегодная встреча Совета по правам человека и развитию гражданского общества с Владимиром Путиным. Ждем ли мы многого от этой встречи? Едва ли. Потому что мы помним, как это было год назад.
Совет по правам человека ругают часто и, наверное, заслуженно. Но еще год назад он нашел возможность дать президенту правдивую информацию о проблемах и публично поставил перед ним жесткие вопросы. Президенту доложили о деле Нового Величия, о провокации внедренного агента.
О деле, так называемого, террористического сообщества «Сеть» (организация признана террористической на территории РФ), о том, что против его фигурантов применялись пытки, и эти пытки никто не расследует, потому что пытало ФСБ. О преследовании Свидетелей Иеговы (организация признана экстремистской на территории РФ) по всей стране.
А еще годом раньше президенту был представлен подробнейший доклад о нарушении прав на свободу мирных собраний, полицейском насилии против мирных демонстрантов, о судебном произволе против них же. Все эти проблемы только усугубились. К ним добавились новые, не менее острые. Список политических уголовных дел, масштабы нарушений закона и прав граждан со стороны силовиков резко возросли.
Гарант соблюдения прав человека и руководитель силового блока России в одном лице отвечает за все это лично. Он не сможет сделать вид, что ему говорят об этих проблемах впервые. И тем хуже, что мы даже не знаем, какие из этих тем будут подняты на встрече нового состава Совета по правам человека с Путиным.
30 ноября прошла встреча гражданских активистов и правозащитников со всей России, которые начали формирование Гражданской Коалиции. Я хочу опубликовать принятое ими заявление. Мы считаем своим долгом озвучить вопросы, которые должны быть поставлены перед Путиным в такой день, фиксирующие текущую ситуацию с правами человека в России.
Лев Пономарев.
Заявление Гражданской Коалиции
30 ноября 2019 года, Москва
Мы, представители независимых от власти организаций и объединений граждан, поднимающих острые социальные и политические проблемы, защищающих права и законные интересы граждан России, собрались 30 ноября 2019 года в Москве, чтобы обсудить ситуацию в стране по состоянию на конец 2019 года. Мы приехали из разных городов и регионов, и не будет преувеличением сказать, что мы представляем сегодня гражданское общество России.
Многие из нас не были раньше знакомы, но каждый, пытаясь мирным и законным путем добиться решения важных для себя вопросов, неизбежно сталкивался с равнодушием и безответственностью власти, с несправедливостью принимаемых ей решений, с творимым и покрываемым ей беззаконием. Каждый из нас сталкивался с замалчиванием проблем, с ложью федеральных каналов и государственных СМИ, с отсутствием открытого и честного диалога между властью и гражданами, с массовым нарушением базовых гражданских прав и свобод.
Мы видим, что наша страна движется по неправильному пути, и те проблемы, с которыми мы вынуждены сталкиваться, имеют системные причины, и непрерывно усугубляются. Сегодня мы фиксируем перечень наиболее острых вопросов с тем, чтобы донести их до сведения общества и власти, включая президента накануне его встречи с Советом по правам человека и развитию гражданского общества. Мы говорим о том, что касается каждого гражданина России, и напрямую влияет на его благополучие.
1. Экология и охрана окружающей среды
Каждый гражданин России имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
На сегодняшний день принимаются опасные и непродуманные решения о строительстве мусоросжигающих заводов, об организации мусорных полигонов и свалок. Эти решения угрожают жизни и здоровью миллионов людей, окажут влияние на жизнь будущих поколений, и население об этом не информируется. При этом власти ограничиваются мерами, которые носят временный характер, не предлагая долгосрочной стратегии решения проблемы мусора.
Показательна ситуация вокруг строительства полигона на станции Шиес. Гражданские активисты и экологи уже более 10 месяцев пытаются добиться отмены незаконной стройки. Необходимые экологические экспертизы не были проведены, научное и экспертное сообщество неоднократно высказывалось против стройки, 97% населения Архангельской области категорически против, более четверти жителей региона выразили готовность участвовать в несогласованных акциях протеста по этому поводу.
Но стройка продолжается все равно, активисты подвергаются преследованию, власти молчат, и насколько можно судить, готовятся к силовому решению вопроса.
Сегодня в нашей конференции приняли участие представители многих регионов России, которые сталкиваются с аналогичными экологическими проблемами, включая отсутствие диалога с властью и преследование активистов.
Мы требуем, чтобы вопрос строительства полигона на станции Шиес был рассмотрен на встрече Совета по правам человека с президентом. Успешное решение этого вопроса должно стать прецедентом и применяться для решения аналогичных экологических проблем в других регионах.
Мы требуем остановить строительство четырех мусоросжигающих заводов в Московской области, которое приведет к экологической катастрофе в регионе.
2. Произвол силовых структур, политические репрессии, отсутствие независимого суда
Мы видим, что государство наращивает численность и ресурсное обеспечение силовых структур, поскольку опирается на них в решении внутренних проблем, в частности, привлекая их для подавления массовых протестов, слежки за активистами и политиками, для их преследования.
Но государство постепенно теряет контроль над разросшимся силовым аппаратом, который действует самостоятельно и в ущерб интересам населения страны. При этом суды, которые должны быть независимой ветвью власти и сдерживать произвол силовых структур, фактически являются их филиалом.
Дело Ивана Голунова наглядно показало, как людям подбрасывают наркотики и фабрикуют против них уголовные дела любой тяжести. Заказчики и исполнители провокации против Ивана Голунова до сих пор к ответственности не привлечены, а реальное количество людей, ставших жертвами подобных провокаций, трудно себе представить, ведь каждый четвертый заключенный в российских тюрьмах сидит по наркотической статье.
В Гражданской Коалиции участвуют представители «Комитета матерей в защиту прав подследственных и заключенных», которые работают с жертвами подобных фабрикаций непосредственно. Но у этой проблемы есть и обратная сторона. Силовые структуры сами вовлечены в распространение и сбыт наркотиков, в крышевание наркобизнеса. В Гражданской Коалиции участвует представитель общественной кампании «Нет репрессиям от наркодиллеров в погонах», столкнувшийся с преследованием со стороны силовиков граждан, которые самостоятельно пытались пресечь распространение наркотиков в Иркутске.
На примере уголовных дел т.н. организаций Новое Величие и Сеть, дела Азата Мифтахова мы увидели, как в ФСБ придумывает мнимые угрозы государству, и фабрикует уголовные дела против молодых, социально и политически активных людей, по обвинениям в экстремизме и терроризме, применяя для этого пытки и провокации. Об этих делах было доложено президенту на встрече с Советом по правам человека год назад, но никакого положительного сдвига не произошло.
В Гражданской Коалиции участвуют родители фигурантов этих уголовных дел, объединившиеся в организации «Родительская сеть», и выступающих против легализации практики применения пыток и провокаций со стороны силовиков против политически-активной молодежи.
Другая группа дел – дела запрещенных в России организаций «Хизб ут-Тахрир» и «Свидетели Иеговы». По обвинениям в экстремизме и терроризме возбуждаются уголовные дела против сотен людей по всей России, не совершавших и не планировавших каких бы то ни было насильственных действий. Формальным поводом для уголовного преследования становится лишь принадлежность людей к организации либо совместное обсуждение идей, исповедание религии.
Зафиксированы случаи применения к подследственным пыток, давления на их родственников, выносятся приговоры, по которым люди получают реальные сроки лишения свободы. По обвинениям в терроризме тюремные сроки доходят до 24 лет без признаков какой-либо реальной террористической деятельности.
В Гражданской Коалиции участвуют родственники и родители фигурантов этих дел, входящие в комитет «Родительская солидарность».
На примере так называемого «Московского дела» мы видим, как массовые мирные выступления граждан подвергаются силовому разгону, а потом следственная группа из 150 следователей по особо важным делам тщательно отсматривает видеозаписи и ищет людей, которые касались полицейских. Ни одного случая реального нападения на полицейского выявлено не было. Все это происходит на фоне демонстративного отсутствия реакции на насилие со стороны полицейских против мирных демонстрантов и случайных прохожих.
Особенно показательно дело гражданского активиста Константина Котова, приговоренного к 4 годам тюрьмы. Реанимируется 212.1 УК, правосудие работает в чрезвычайном режиме, при котором следствие и суд длятся считанные дни, а защита лишается возможности готовиться к суду и представлять доказательства. Сама статья 212.1 УК, о необходимости отмены которой в свое время высказывались и УПЧ РФ, и СПЧ РФ, и председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, была применена в деле Котова вопреки позиции и рекомендация Конституционного суда.
Вопросы абсурдных обвинений участников мирных протестов, безнаказанности полицейских, отмены статьи 212.1 УК должны быть поставлены перед президентом 10 декабря 2019 года.
Дело о так называемом отмывании денег Фондом борьбы с коррупцией Алексея Навального продемонстрировало стране массовые обыски, изъятие техники и средств связи, аресты счетов активистов и даже их родственников, появление на этих счетах ничем не обоснованных многомиллионных задолженностей. И все это без предъявления людям конкретных обвинений и доказательств, свидетельствующих об их причастности к каким-либо преступлениям. Люди без малейших законных оснований оказались без средств к существованию, без возможности расплачиваться по кредитам и покупать лекарства, столкнулись с унизительной и хамской процедурой обысков и допросов.
Каждое из рассмотренных уголовных дел является прецедентным и закрепляет новые практики политического преследования, которые не только провоцируют общество, но и заставляют наиболее активных и успешных людей уезжать из страны, оказывая разрушительное влияние на экономическую ситуацию. Каждое дело стало возможным благодаря полной лояльности судов к силовым структурам. Силовики же, преследующие людей, имеют иммунитет от любого судебного контроля, от любых попыток обжаловать их действия.
Бесчеловечность судебно-силового аппарата наглядно продемонстрирована в деле бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна. Человек держит длительную голодовку, протестуя против несправедливого обвинения, находится в критическом состоянии, фактически на пороге смерти, но при этом его все равно заставляли участвовать в судебных заседаниях и регулярно пытаются проводить с ним следственные действия.
Тема политических репрессий и отсутствия независимости суда должна обсуждаться на встрече президента с Советом по правам человека 10 декабря 2019 года.
Это главные темы Дня прав человека в России
Участники конференнции Гражданской Коалиции понимают, что все вопросы, которые привели их в Москву, могут быть решены только при одном условии: в России должен быть восстановлен институт свободных и конкурентных выборов, который является залогом сменяемости власти. Это означает изменение избирательного законодательства, упразднение фильтров для кандидатов и свободную регистрацию политических партий.
Первым шагом к мирному выходу из сложившейся ситуации могло бы стать рассмотрение поставленных Гражданской Коалицией вопросов на встрече президента с Советом по правам человека. Но мы понимаем, что вероятность этого невелика.
Поэтому мы, участники Гражданской Коалиции, которая делает первые шаги, намерены укреплять объединительный процесс, самостоятельно проводить общественные расследования, оказывать давление на власть и взаимодействовать с ней, вести публичные кампании, и если это будет необходимо, проводить мирные массовые акции протеста.
На нижнем снимке Александр Шестун.
Фото News.ru