СНТ – это садовое некоммерческое товарищество. В мае 1984 года гражданин Б.К. Аманжолов стал членом СНТ «Маяк». Несколько лет он спокойно разрабатывал свои 6 соток и отдыхал в саду от городской суеты.
В 2002 году члены СНТ приняли Устав, в котором было предусмотрено, что «имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет целевых взносов членов садоводства является совместной собственностью и при отчуждении земельного садового участка его собственник должен одновременно отчуждать приобретателю и долю имущества общего пользования в размере внесенных им целевых взносов, а при ликвидации садоводства — получить эту долю или ее денежное выражение».
В пункте 36 Устава написано, что лицу, выбывшему из членов садоводства и покинувшему его территорию, возвращаются целевые взносы за вычетом амортизации и остаток взносов в фонды садоводства на его счете.
01.03.2010 Аманжолов свой земельный участок, расположенный в границах СНТ «Маяк», приватизировал.
В 2013 году он написал заявление о выходе из членов СНТ, но собственником участка оставался еще три года. Целевые взносы ему не возвратили.
С 1 сентября 2014 года садовые некоммерческие товарищества (СНТ) были полностью упразднены, юридическим лицам, созданным вместо них после принятия ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ, присвоен статус ТСН. ТСН – это товарищество собственников недвижимости.
Пришлось членам садоводства «Маяк» тоже преобразовать СНТ в ТСН. Именовать вновь созданное товарищество стали СНТСН «Маяк», то есть садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости. Почти как ТСЖ в многоквартирном доме. Общая собственность СНТ превратилась в коллективную общедолевую собственность ТСН, и доля могла быть отчуждена только при продаже участка новому собственнику.
11.07.2016 Б.К. Аманжолов свой участок продал.
Через некоторое время в 2017 году в мировой суд поступило исковое заявление. Председатель СНТСН «Маяк» Литвинова через суд потребовала взыскать с Аманжолова 44617 рублей 49 копеек – задолженность по членским взносам члена садоводства за земельный участок за период с 2010 г. по июнь 2016 г.
18.05.2017 мировой судья судебного участка № 32 Щекотова Л.А., исполняющая обязанности мирового судьи на судебном участке № 36, в иске отказала, вынесла решение о пропуске истцом срока давности по взносам с 2010 по 2013 год. О взносах с 2013 по 2016 год в решении сказано: «...суд приходит к выводу, что Аманжолов Б.К. с 27 июня 2013 года (дата принятия заявления о выходе) не является членом садоводства, и с этой даты не несет обязанности по оплате членских взносов и иных расходов на содержание общего имущества СНТ «Маяк», в иске о взыскании с него задолженности по членским взносам за земельный участок .... отказать. ...Требований к ответчику, как к лицу, ведущему садоводство в индивидуальном порядке, в рамках данного дела истцом не заявлено».
27 июня 2017 года решение суда вступило в законную силу, обжалования не было.
Председатель СНТСН опять обратился в мировой суд с иском «к лицу, ведущему садоводство в индивидуальном порядке» и потребовал с Аманжолова 17127 рублей. Теперь иск назывался «О взыскании неосновательного обогащения». В ходе судебного разбирательства исковые требования были истцом пересчитаны и уменьшены до 9675,76 рублей.
Неосновательное обогащение
19.12.2017 мировой судья Ленинградской области участка № 36 Порохнев, удовлетворив иск, обязал Аманжолова заплатить СНТСН «Маяк» сумму неосновательного обогащения в размере 6679,86 рублей. В судебном решении сказано, что «отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения». По закону размер платы «индивидуала» не может быть больше взноса члена садоводства. Поскольку по расчетам истца для индивидуала Аманжололова получилась большая сумма, судья просто уменьшил ее до размера платы члена садоводства в 2015-2016 годах.
В своевременно поданной апелляционной жалобе Аманжолов настаивал на том, что неосновательного обогащения у него не возникло, и напоминал, что мировой судья Щекотова Л.А. в мае 2017 года не удовлетворила подобный материальный иск.
26 февраля 2018 года Гатчинкий городской суд, отказав в пересмотре решения, в апелляционном определении повторил формулировку решения мирового судьи: «отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внсения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения»
Небольшая сумма, проигранная Аманжоловым, казалось бы, не стоила того, чтобы оспаривать ее в дальнейшем — заплати эти несчастные 6 тысяч и спи спокойно.
Но спать спокойно Аманжолову не дали.
Руководители СНТНС на достигнутом не остановились. Оказалось, что взыскание с Аманжолова неосновательного обогащения влетело садоводству в копеечку — 59500 рублей заплатило товарищество адвокату за выигрыш в суде: 41000 рублей заплачены до вступления решения в законную силу, а в 2018 году были перечислены еще 18500.
От СНТСН в суд последовало ходатайство о возмещении расходов на юридические услуги предствителя.
13.06.2018 мировой судья Порхнев определил: взыскать с Аманжолова в пользу садоводства судебные расходы в сумме 43 тысячи рублей, уменьшив сумму в соответствии с частичным выигрышем по основному суду (просили 9675,76 рублей, а получили 6679.86 рублей).
Частная жалоба на определение о взыскании судебных расходов, поданная 25.06.2018, пока не рассмотрена. Мы же попробуем придирчиво разобраться в ситуации.
Таварищество собственников недвижимости по отношению к собственнику, не состоящему в товариществе, это управляющая компания по управлению долей общего коллективного имущества. Услуги управляющей компании нужно оплачивать. По счету, который должен быть предоставлен каждому индивидуальному садоводу. При неоплате садовод от услуг должен быть отключен. Это записано в Уставе садоводства.
Никакими услугами Аманжолов не пользовался, потому что на своем участке не появлялся годами. Счетов на оплату услуг не получал. Почему его от услуг по управлению не отключали? Не потому ли, что, чем дольше, тем больше? В смысле, денег потом можно будет получить больше с неплательщика.
Между прочим, иск о неоплаченных услугах СНТНС к индивидуалу Аманжолову не предъявляло. Возможно, истцы (СНТНС) не были уверены, что смогут такой иск выиграть: нет договора об обслуживании, доли в коллективной собственности, доля имущества не определена, первый суд уже отказал в иске об уплате членских взносов.
Вместо этого садоводство исхитрилось провернуть дело по другому основанию: неосновательное обогащение.
«Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса» ( ч.1 ст.1102 ГК РФ).
В нашем случае имеется в виду сбережение товариществом доли общего имущества. Простыми словами — садоводство сберегло долю Аманжолова, который, стало быть, сберег свое имущество за чужой счет.
А была ли доля в общем имуществе у садовода Аманжолова?
Самое главное имущество садовода – это земля.
Если общественная земля садоводства (общая площадь садоводства минус сумма площадей всех частных участков) находится в коллективной долевой собственности, налог за свою долю коллективной земли должен платить каждый владелец участка. Сам. Не поручая это третьим лицам. Земельный налог оплачивает собственник земли. Каждому собственнику налоговая инспекция присылает уведомление, в котором обозначена площадь его личного двора и его доля общественной земли. Но и члены садоводства «Маяк», и садоводы-индивидуалы получали налоговые уведомления только на свои участки без обозначения доли коллективной собственности.
К исковому заявлению о неосновательном обогащении Аманжолова руководство СНТНС «Маяк» приложило расчет своих расходов за три года, где в строчке «налоговые начисления» значатся отнюдь не нули, а несколько сот тысяч рублей за каждый год. Истец СНТСН честно указал, что земельный налог оплачивал сам.
Собственники участков сдавали членские взносы, часть которых компенсировала оплату земельного налога. Садоводство здесь неправомерно выдавало себя за налогового агента.
Налоги оплачивает собственник. Юридическое лицо СНТНС «Маяк», оплачивая земельный налог, фактически заявляет себя собственником.
Более того, если садоводы будут настаивать на том, что они собственники долей коллективной земли, то налоговая пришлет им уведомления об оплате недоимки за последние три года, не взирая на то, что они товариществу что-то там платили. Оплата земельного налога третьим лицом налоговым законодательством не предусмотрена.
СНТНС увело коллективную землю в свою собственность, но требует оплату за ее сбережение от индивидуального садовода, которому эта земля давно уже не принадлежит. Посредством квалифицированной юридической помощи.
Квалифицированная юридическая помощь выразилась в нестандартном повороте судебного преследования в сторону как бы неосновательного обогащения ответчика. Квалифицированный юрист из Санкт-Петербурга сначала заявил одну сумму иска, затем снизил ее в два раза, приложив схему расчета на трех страницах, но и этот расчет оказался неверным, был судом отвергнут и судом же пересчитан по простой формуле: «обогащение» за три года это величина членского взноса за один день, умноженная на количество дней пребывания в статусе садовода-индивидуала.
Способы неосновательного обогащения
Говорят, что в СНТНС «Маяк» много брошеных участков, хозяева которых не установлены. После смены руководства предыдущий руководитель не передал документацию. Люди боятся появляться на территории садоводства, потому что, если новое руководство узнает, кто хозяин, то за много лет сразу им будут предьявлены иски. Бывает, что садоводство взыскивает долги десятилетней давности, а люди не знают о своем праве заявить о пропуске срока исковой давности. Если человек не заявляет о пропуске срока, суд с него взыскивает не за три года, а за все десять.
Ну тут, конечно, можно сказать – сам виноват, свои права нужно знать, а обязанности выполнять. И не бросать свою собственность на произвол судьбы. Иногда для того, чтобы оплатить взносы за несколько лет и еще судебные расходы, люди вынуждены продавать свои участки.
Преобразовавшись в товарищества собственников недвижимости, тихие садоводства превратились в арены битв: идет борьба за пост председателя, собственники выясняют отношения с руководством. Битва неравная потому, что садовод мечтает о мирном отдыхе в саду, а председатель, став у руля, часто видит перед собой шикарную, бескрайнюю и бесконтрольную кормушку.
Самый доступный и распространенный способ обогащения — подделка документов. Допустим, первоначально участок принадлежал одному человеку, потом стал бесхозным, оформляют землю на другое лицо, берут у этого лица доверенность, продают, деньги делят. Кстати по СНТНС «Маяк» уже возбуждены три уголовных дела по фактам незаконного распределения участков.
Еще один вид дохода — судебные издержки. Руководители потому и судятся, что им интересно получить не жалкие копеечные взносы, а на порядок большие судебные расходы, они же доходы, вырученные ловкими представителями садоводства в судах.
И по мелочи. Например, приписки. Допустим, садоводство обслуживает фонари. По документам значится 82 штуки, и за это платят садоводы. На самом деле фонарей всего 15 штук.
Собственникам недвижимости в садоводствах стоит не только аккуратнее относиться к своим обязанностям и правам, но и присмотреться к методам и способам, с помощью которых руководители различных ТСН и СНТСН получают неосноватеьное обогащение за счет не ведающих об этом садоводов.
Татьяна РОМАНЕНКО, г.Санкт-Петербург.