Часть вторая. Первую часть читайте на сайте www.arsvest.ru «Прокурорские отписки».
«– Servus! – сказал фельдкурат, подавая ему руку.
– Как дела?
– Неважно, – ответил военный следователь Бернис. – Перепутали мне материалы, теперь в них сам черт не разберется. Вчера я послал начальству уже отработанный материал об одном молодчике, которого обвиняют в мятеже, а мне всё вернули назад, дескать, потому что дело идет не о мятеже, а о краже консервов. Кроме того, я поставил не тот номер. Как они и до этого добрались, ума не приложу!»
Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка».
По мотивам стенограммы «Круглого стола» Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций на тему: «Прокурорский надзор за соблюдением Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» Здание Государственной Думы. Зал 1141. 6 июля 2016 года. 12 часов.
Мероприятие открыл С.В. Медведко, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член рабочей группы по подготовке новой редакции 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Открыл и через некоторое время оставил собрание на попечение В.Ю. Волчкова, координатора гражданского сообщества по проведению публичных и протокольных мероприятий в органах власти.
Закон № 59-ФЗ принят в 2006 году, с тех пор уточнялся 7 раз – Госдумой в 2010, 2013, 2014 и 2015, и КС в 2012 году. Поправки в закон не облегчили взаимодействие граждан с прокурорскими работниками. Между тем, мы знаем (и примеры это подтверждают, смотри первую часть статьи на www.arsvest.ru), что прокурорские – не лентяи, они могут отвечать на запросы гражданина по одному и тому же делу по нескольку десятков раз. И хотя помощи от такой деятельности мало, но все при деле и при зарплате.
В связи с этим замечательным законом, как мы видим, создана рабочая депутатская группа по подготовке новой его редакции. Так что работой обеспечены еще и депутаты, а также чиновники при Госдуме.
Свою выгоду изыщут и партии, потому что при думской фракции, если не лениться, легко организовать предвыборную агитацию за бюджетные деньги под видом слушаний или «круглых столов» в Госдуме.
На этом заседании тоже напомнили о старте новых парламентских выборов и о том, что «Ярослав Евгеньевич идёт как по списку партии ЛДПР, так и по одномандатному избирательному округу. И если кто-то из присутствующих живет в районах (дальше следует их перечисление), «то имейте в виду, что это ваш кандидат и можете обращаться, давать свои наказы ему, как вашему кандидату».
Рабочая группа «по проблеме борьбы с отписками» создана в 2015 году. «Проблему борьбы» депутаты безуспешно пытаются решить, но «требований к качеству ответа, как таковых, у нас законом не предусмотрено», и «каким образом регламентировать это – вопрос сложный». Нормативные акты, ведомственные акты не помогают, все зависит от степени ответственности, грамотности, компетентности и добросовестности чиновника-исполнителя.
В «Круглом столе» принимал участие, кроме общественников и чиновников Госдумы, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства – Вячеслав Борисович Крошкин.
Отписки — болезнь всех чиновников, прокуратура должна контролировать и пресекать, а не плодить свои, потому что за действиями прокуратуры надзирать некому, выше только Президент РФ.
Документы предыдущего «Круглого стола» в количестве 665 страниц, как приложение к стенограмме, переданы в Генеральную прокуратуру и в московскую прокуратуру.
Очень хвалили Инструкцию Генеральной прокуратуры, введённую в 2013 году, о работе с обращениями граждан и о приёме граждан, говорили, что это один из самых лучших образцов внутриведомственного документа, даже по сравнению с законом № 59.
Единственная проблема – сотрудники прокуратуры не четко знают нормативные документы и их не исполняют. Инструкция требует рассматривать обращения в строгом соответствии с Конституцией, с федеральными законами России и с ФЗ-59 и запрещает направлять обращения граждан тому должностному лицу, на кого он жалуется. А в Законе «О прокуратуре» чётко в 10-й статье расписано, как должно проводиться расследование.
И еще есть клятва прокурора: «Клянусь при осуществлении полномочий прокурора свято соблюдать Конституцию, федеральные законы, защищать права и свободы человека и гражданина, охранять интересы общества и государства».
Согласно приказу Генпрокуратуры Российской Федерации от 29.12.2011 года № 450 о введении в действии Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, прокуратура при отмене отказного постановления ОВД не имеет право не отправлять назад дело с предписанием о проведении дополнительной проверки.
В этом приказе в приложении № 11 написано, что в случае, если прокуратурой отказные материалы отменяются два и более раза, то тогда уже в надзорном производстве обязаны завести «Книгу учёта о сообщениях о преступлениях», и в надзорном производстве должны быть заведены «Книги учёта сообщений о постановлениях об отказе в возбуждении уголовных дел» (приложение № 14).
Участница Круглого стола Николаева Н.А. полагает, что если прокуроров заставить выполнять 450-й приказ, то жалобщиков будет «в два, в три, а то и в пять раз меньше».
Она сама подала более 50 заявлений о преступлениях, почти все отказные постановления были отменены прокуратурой. И если бы существовала Книга учёта сообщений о преступлениях, то на листе размером А4, можно было за пять минут посмотреть, какие ею подавались сообщения за четыре года, и по Книге учета отмененных постановлений, – какие постановления отменены:
«Они даже теряют уголовные дела в УВД, и никто никаких мер: ни прокуратура, в прокуратуре, вообще (правильно говорят) там нет ни описи, ни подбора документов, ничего, и даже решение суда не выполняется».
Участник мероприятия А.А. Ващук заметил:
«Они постоянно ссылаются на судебные решения в гражданском судопроизводстве. Хотя давным-давно было постановление Конституционного Суда, что они не имеют права ссылаться на решение гражданского суда. И 90-ю статью УПК мы постоянно упоминаем и цитируем постановление КС, это не является основанием для того, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела. У нас почему-то прокуратура считает, что судебная практика или решение суда намного выше закона».
Заместитель начальника Главного управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства В.Б. Крошкин уточнил, что составляет деятельность прокуратуры, касающаяся рассмотрения жалоб. Ее можно разделить на две части.
Первая – это осуществление надзора за другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими организациями по рассмотрению обращений граждан.
И вторая часть – это рассмотрение обращений граждан в органах прокуратуры.
– Сейчас в стенах прокуратуры находится законопроект, который будет запрещать прокурору рассматривать обращение гражданина, если этот вопрос не рассматривался контролирующим органом. «Мы будем всё пересылать в контролирующие органы. Там очень жёсткая процедура проверки прокуратуры ещё будет регламентирована: по срокам, по процедуре. Это заметно ухудшит нашу работу, прямо скажем, и в меньшей степени позволит нам влиять на ситуацию. Но это законодатель такое решение, видимо, примет – заключил Крошкин.
Непосредственно прокуратура будет принимать к своему производству обращения, где будут обжаловаться действия контролирующего органа. Идея в том, что прокурор не должен бегать за контролирующими органами и за них работать, а должен заставить контролирующие органы выполнять свои обязанности.
Крошкин: «Проблема отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела очень кричащая. Я могу привести примеры по 40 отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Но в данной ситуации мы действуем так, как нам велит уголовно-процессуальный закон.
Раньше эти вопросы решались просто: если выносится постановление о незаконном отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор возбуждает уголовное дело и направляет его для расследования. Теперь таких полномочий нет. Это было сделано специально для того, чтобы разделить полномочия между Следственным комитетом, органами следствия внутренних дел и прокурором. И я затрудняюсь сказать причины такого разделения.
Но сейчас прокурор может только отменять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если он считает, что это постановление незаконно. Ну, и ставить вопрос об ответственности людей, которые, предположим, допустили...
Я вам могу вообще дикие примеры привести. Когда мы отменяем постановление, нам через три дня приходит, что пришли, постучали к преступнику в дверь. Поскольку его дома не оказалось, отказали в возбуждении уголовного дела. А человек украл три миллиарда рублей, между прочим. Поставили вопрос об ответственности, наказали этого человека, отдали другому, он вынес такое же постановление.
Я это знаю лучше, чем вы. Но мы действуем в рамках тех полномочий, которые у нас есть. И генеральный прокурор, между прочим, в Думе говорил о том, что это надо изменить».
А дальше произошел любопытный такой диалог между прокурором и ведущим:
Председательствующий:
– Вячеслав Борисович, а мы ищем способ, чтобы это изменить. И мы считаем, что граждане, когда они видят такие вещи, они полезную делают работу, обращая на это внимание.
Крошкин:
– Вы знаете, что Совет Европы всегда требовал, чтобы вообще граждан не пускали на порог в прокуратуру. И говорят о том, что это неправильная у нас система. Гражданин должен и может защищать свои права самостоятельно. Почему должен бегать бесплатный адвокат защищать гражданина?»
Председательствующий:
– Я могу объяснить, почему на Западе должен бегать гражданин. Я вам приведу слова президента, когда Матвиенко начала рассказывать, как в Санкт-Петербурге граждане, так сказать, занимают позицию потребительскую и не могут навести порядок в своём подъезде. На Западе наводят порядок сами, а у нас за порядок в подъезде отвечает мэр. Отвечая на её реплику, Путин сказал: «Не знаю, как на Западе, а у нас за порядок в подъезде будет отвечать мэр».
Крошкин В.Б.:
– У нас, к сожалению, менталитет и уровень подготовки населения не позволяет эффективно защищать свои права. Прокурор защищает и будет защищать права граждан. Там, где он это может сделать, и где он убеждён, что права граждан нарушены. Понимаете?»
Депутаты Госдумы оказались небесполезными. На взаимовыгодной основе они могут организовать встречи коллективов граждан с чиновниками, которым прямое общение или запрещено или оно у них не принято и не приветствуется. Только с помощью депутатов удалось свести вместе обиженных граждан и представителей Генеральной прокуратуры.
А вот из московской прокуратуры на Круглый стол прийти побоялись, сослались на то, что не получили указаний из Генеральной прокуратуры, о чем и сообщили Комитету в ответ на приглашение. А депутаты-ЛДПРовцы не растерялись, воспользовались Круглым столом, чтобы поагитировать за свою партию.
Один из участников встречи предложил: «Нужно по 59-му закону готовить тоненькую методическую брошюрочку, которых, мы распечатаем 5 тысяч, 50 тысяч, 150 тысяч. Если бы мы это сделали полгода назад, то эти методички уже ходили бы по рукам граждан, и те бы приходили в приёмную и говорили: «Вот посмотрите, вот здесь ссылки на все те законы, которые иногда вы не хотите знать или действительно не знаете, или прячете, другого не может быть».
А другой участник дополнил резолюцию двумя пунктами: «Прокуроры всех уровней в своей деятельности руководствуются в первую очередь основным законом – Конституцией Российской Федерации» и «Конституцию Российской Федерации защищает Прокуратура Российской Федерации».
Закончим этот небольшой репортаж словами заслуженного юриста, члена Комитета за гражданские права, руководителя Ассоциацией гуманизации правоприменительных органов в РФ В.Г. Габисова: «У меня в Ассоциации 16 заместителей, и все бывшие сотрудники правоохранительных органов, полиции, вернее милиции, суда, но большинство – прокуроры, которые во время службы всё время решали: как остаться порядочным, если вот мои функции и вот закон, а вот ситуация».
Татьяна РОМАНЕНКО, фото: fedinf.ru