В Приморском краевом суде идет судебное разбирательство в отношении пяти «приморских партизан» по отмененному Верховным Судом РФ эпизоду – убийства четырех человек в 2009 году, охранявших участок с коноплей в районе кладбища около поселка Кировский Приморского края. Это деяние инкриминируется Илютикову Владимиру, Кириллову Максиму, Ковтуну Александру, Ковтуну Вадиму, Никитину Алексею. Все они шестой год содержатся в СИЗО-1 г. Владивостока.
Роману Савченко, которому данный эпизод не вменяется, ВС РФ уменьшил срок на один год – до 24 лет строгого режима. Приговор в отношении него вступил в законную силу, и в сентябре 2015-го его доставили в ЛИУ-1 в Барнауле, как пишут Грани.ру. Это фсиновская больница для алкоголиков и наркоманов, а также осужденных с туберкулезом и СПИДом. Между тем Савченко совершенно здоров и вредных привычек не имеет.
Ранее, 28 апреля 2014 года, судьей Приморского краевого суда Дмитрием Грищенко был вынесен приговор на основании вердикта присяжных в отношении «приморских партизан», который и был отменен ВС РФ 21 мая 2015 года в отношении Никитина и Вадима Ковтуна полностью, а остальным осужденным снижены сроки. Александру Ковтуну апелляционная инстанция назначила 25 лет строгого режима, Илютикову – 24 года, Кириллову – 19 лет. Таким образом, ВС РФ отменил все пожизненные сроки «приморским партизанам»: Никитину, Илютикову и Александру Ковтуну. Эпизод убийства предполагаемых наркоторговцев был направлен на новое рассмотрение.
18 февраля 2016 года с девятой попытки была сформирована коллегия присяжных заседателей, и с 10 марта начались судебные слушания по данному эпизоду в краевом суде.
Дело «приморских партизан» резонансное. В нем немало странностей. Как часто в судах пропадают материалы дела? В здании Приморского краевого суда в 2012 году пропали три тома из пятидесяти данного уголовного дела. Неужели потому, что на листах бумаги с признательными показаниями действительно были пятна крови? Эти тома так и не нашли, восстановили в копиях.
«В ноябре 2013 года из судебного сейфа опять исчезло важное доказательство — на этот раз принадлежавший Никитину жесткий диск. Причем в июне того же года фотографии с этого диска демонстрировал прокурор — представитель гособвинения Дмитрий Объедков. Когда дошла очередь до представления доказательств защиты, выяснилось, что диск невозможно открыть и к тому же он подменен — у него другая фирма-производитель, серийный номер, да и внешне он отличается от изъятого.
По словам адвоката Никитина Нелли Рассказовой, на диске содержалась компрометирующая полицейских Кировского района информация и доказательства алиби подсудимого — фотографии и видеозаписи с дня рождения во Владивостоке, где он находился во время инкриминируемого ему убийства…
В декабре 2010 года был арестован Вадим Ковтун — по обвинению в пособничестве в том же эпизоде с убийством четырех человек. Как заявлял сам Ковтун, в ноябре 2010 года он обратился с заявлением в следственные органы о том, что летом, в разгар операции по поимке «приморских партизан», его избивали в полиции, требуя рассказать о местонахождении брата. Через 21 день после этого обращения Вадим Ковтун был задержан.
Похожую историю о своем задержании рассказывал и Никитин. Он утверждал, что собирал доказательства связи сотрудников полиции с наркобизнесом в Кировском. Убитые в 2009 году, по его словам, были не потребителями, а продавцами наркотиков. Видео с передачей «мешков с коноплей» от сотрудников милиции наркоторговцам, по словам Никитина, было на его изъятом жестком диске, который исчез из судебного сейфа», – сообщает Медиазона.
В данном деле обнаруживаются дополнительные странности. В судебном заседании 23 марта 2016 года было заявлено ходатайство на основании заключения специалиста о подделке подписи следователя, которого уже нет в живых. Его рассмотрение оставлено до уточнения ходатайства заявившей стороной, так как с поддельной, очевидно, подписью следователя документы положены в основу приговора в части, вступившей в силу. Поэтому сейчас рассматриваться в этой части не могут. Сторона защиты даже располагает листом, на котором кто-то тренировался в подделке подписи этого следователя, как было сообщено в судебном заседании 23 марта.
Однако в данном судебном разбирательстве могут рассматриваться доказательства только по единственному инкриминируемому «приморским партизанам» эпизоду. По всем остальным обстоятельствам действует преюдиция. То есть все обстоятельства, установленные вступившим в силу приговором суда, в том числе на основании, полагаем, поддельной подписи следователя, обязательны для настоящего суда. И вопросы подделки подписи следователя и пересмотр приговора в части, который уже вступил в силу, должны рассматриваться в отдельном судебном процессе, не в этом.
На мой взгляд, странным является и совпадение огнестрельных и ножевых ран в одном и том же месте на трупе, как было сообщено медэкспертом в судебном заседании. А также использование при проведении экспертизы фотоустановки, у которой нет ни инструкции, ни сертификата и даже срока службы, по словам допрошенного судмедэксперта. Да и сам метод является устаревшим и не дает 100%-ный результат. Как следует из слов допрошенного в судебном заседании эксперта, эта установка вечна, но по какой причине одна из двух таких установок была списана, пояснить не смог. Заявил, что акт списания уничтожен.
Судом отказано в ходатайстве признать недопустимыми доказательствами заявленные стороной защиты экспертизы, в том числе даже те, где отсутствуют часть текста или подписи участвующей при проведении экспертизы медрегистратора. Все они будут представлены присяжным как надлежащие доказательства.
Тем не менее, уже много доказательств судом признаны недопустимыми.
24 марта по инициативе суда была признана недопустимым доказательством явка с повинной Алексея Никитина, так как ему не было объяснено право на участие адвоката. Вадиму Ковтуну не позволили огласить указанные в его ходатайстве доводы в полном объеме. Инициатива суда проявилась посредине зачитывания ходатайства Вадимом.
25 марта по заявленному Вадимом Ковтуном ходатайству признаны недопустимыми доказательствами все протоколы, составленные с участием Никитина и адвоката Николаева – брата следователя по данному делу. Алексей Никитин дополнил это ходатайство одной фразой: «Сказал адвокат Николаев мне, что все будет хорошо, потому что у него брат работает в следственной группе». Это обещанное адвокатом «хорошо» оказалось пожизненным сроком Никитину в приговоре, который был отменен ВС РФ.
В этом же судебном заседании было отказано в удовлетворении заявленного адвокатом Олесей Моисеевой ходатайства о признании недопустимыми доказательствами два протокола с наложением времени. Хотя в одно и то же время два разных следственных действия проводиться не могут, суд не усмотрел процессуальных оснований и отказал в вызове и допросе понятых, участвующих в этих следственных действиях. ВС РФ тоже принял наложение времени в данных следственных действиях. Очевидно, ныне это обычная практика правоохранительных органов.
Еще не все ходатайства стороны защиты, которые судом рассматриваются без присяжных, заявлены и разрешены по существу. Судебные процессы будут идти еще долго. Уже более 90 томов уголовного дела.
30 марта судебное заседание будет проведено с участием присяжных с представлением им ряда доказательств стороной обвинения.
Татьяна Демичева
фото vl.ru
Справка Неформальным лидером группировки являлся 22-летний Андрей Сухорада, говорится в Википедии. Он погиб, как и 23-летний Александр Сладких (по официальной версии оба застрелились) при штурме силовиками арендованной квартиры в доме по улице Тимирязевской в Уссурийске 11 июня 2010 года. «В свидетельстве о смерти Андрея Сухорады записано, что он погиб при невыясненных обстоятельствах, а также что у него имелись множественные пулевые ранения головы» («АВ», №25 (901), статья Анастасии Поповой «Менто-олигархи Кировского или Почему пацаны стали «партизанами»). 11 июня 2010 года Владимир Илютиков и Александр Ковтун, находившееся в заблокированной силовиками квартире, после гибели двух участников группировки и уговоров с родственниками сдались силовикам. Ранее, 10 июня 2010 года, были задержаны самый молодой из всех 18-летний Роман Савченко (утром) и Максим Кириллов (вечером). По официальным данным, Алексей Никитин был задержан 31 июля 2010 года (по его словам, 29 июля 2010 года). Вадим Ковтун задержан 22 декабря 2010 года. |