Приморский край посетил Евгений Артюх, председатель «Российской партии пенсионеров за справедливость». Его изумили цены на коммуналку в Спасске-Дальнем, он успел пообщаться с вице-губернатором. И Артюх и Михаил Журавский (председатель регионального отделения) уверены, что на сентябрьских выборах места в Законодательном собрании Приморского края партии обеспечены, потому что существующие ныне органы власти и депутаты на эту категорию не обращают внимания.
«Не должна пенсионная реформа сводится к увеличению пенсионного возраста»
Евгений Артюх рассказал о себе и идеологии «партии пенсионеров». Его выбрали руководителем партии в прошлом году, до этого он был заместителем председателя партии, курировал работу в Уральском федеральном округе. Вообще партия была создана в 1996 году, не раз участвовала в избирательных кампаниях. Был момент объединения с другими политическими силами в партию «Справедливая Россия».
– В 2012 году мы окончательно вышли из «СР», рассматриваем этот этап, как ошибочный, – говорит Евгений Артюх.
С 2013 года партия проделывает большую работу – начали восстанавливаться организации в регионах, члены партии стали активно участвовать в выборах.
– Наша идеология и стратегия — это социальный консерватизм. Необходимо защитить социальные завоевания для пенсионеров и иных социально незащищенных слоев. Мы опираемся на базовые ценности, которые были достигнуты во времена СССР и новейшей России, – заявил лидер партии, – В условиях социально-экономического кризиса пенсионеры не должны быть жертвами этого ухудшения. Не должна пенсионная реформа сводится к увеличению пенсионного возраста. Нам непонятна позиция правительства по пенсионной реформе. Если мы посмотрим концепцию реформы 2013 года, там говорилось, что в стране не будет повышаться пенсионный возраст, а на сегодня решается вопрос увеличения пенсионного возраста до 63 лет.
«Мы против того, чтобы в условиях кризиса ухудшать жизнь пенсионера»
Кроме того, в «партии пенсионеров» считают, что необходимо сохранить те социальные завоевания, которые были: «Мы против того, чтобы в условиях кризиса ухудшать жизнь пенсионера. В частности, Государственная дума приняла решение о компенсации пенсий всего на 4%, в то время, как официально заявляемая инфляция – около 15%. Мы против отказа в индексации пенсий работающим пенсионерам. Это противоречит действующему пенсионному законодательству. Мы собираемся подать иск в Конституционный суд. На выборы мы идем с вопросами, которые волнуют многих пенсионеров. Мы предлагаем единый пенсионный закон».
Как говорит Евгений Артюх, партию не устраивает то, как построено современное пенсионное законодательство. Они считают, что корень зла, во многом, в неравенстве обычных и государственных пенсионеров.
– На сегодня пенсионное законодательство построено так, что есть государственные пенсионеры и все остальные. Принцип исчисления пенсий обыкновенных и государственных пенсионеров отличается настолько, что и на выходе пенсионеры получают разные суммы. Должен быть единый пенсионный закон, как это было в прежние советские времена, размер пенсий должен зависеть от утраченного заработка и стажа. Делить людей по тому, где они работают, в данном случае, нельзя, – заявил Артюх.
Система капремонтов непрозрачна и непонятна
Затронули в партии и ныне популярную тему фонда капитальных ремонтов. Как заявил Артюх, в приемные партии – «Центры защиты прав человека» – граждане идут с этими вопросами. Например, пришла жительница Владивостока Маргарита Семенова. Она живет в дореволюционном доме, раньше там была кузница. Есть судебное решение, обязывающее провести капитальный ремонт. Оно не выполняется уже шесть лет. Мало того, постоянно растет коммуналка. Евгений Артюх был глубоко поражен, что в Спасске-Дальнем в квартире площадью 45 кв. метров выставляют платежку около 9 000 рублей.
– Что касается капитальных ремонтов, мы считаем, существующая система непрозрачна и непонятна. Проблемы обозначились в первый же год действия закона, они пронеслись по всем регионам, по всей стране — деньги собираются, но что понимается под капитальными ремонтами? Был случай, когда в доме треснула стена, строители ее не делают, потому что ремонты составлены по типовым сметам, там не предусмотрен ремонт стены. Назвать это все капитальными ремонтами нельзя. Кроме того, как они могут обеспечить сохранность средств на капитальные ремонты через 10-20 лет? Мы считаем, у этого фонда есть все признаки финансовой пирамиды. У тех людей, которые платят деньги в фонд капитального ремонта, нет никаких гарантий, что они получат эту услугу. Кроме того, мы настаиваем на создании более прозрачной системы, – заявил Артюх.
Помимо общих проблем, вызванных несовершенством закона, есть и проблемы, в принципе, решаемые и даже решенные в некоторых регионах, но не у нас.
– Регионам надо активно работать над тем, кто получит льготы по платежам в фонд капитального ремонта. 18 декабря прошлого года Госдума приняла федеральный закон, в соответствии с которым, льготы должны предоставляться инвалидам 2 группы, семьям, воспитывающим детей-инвалидов. 70-летним пенсионерам в виде 50% в год, 80-летним пенсионерам — 100% льгота.
Закон уже принят, но до сих пор так и не заработал. Мы разговаривали с инвалидами. Инвалиды — это федеральные льготники. Для того, чтобы закон исполнялся в любом субъекте РФ, не надо для инвалидов давать дополнительные меры поддержки, потому что Государственная Дума выделила дополнительные субвенции регионам, регионы не проработали вопрос с инвалидами, не привели ситуацию к тому, чтобы закон работал. Инвалиды Приморского края получают платежку за капремонт в полном объеме.
Что касается пенсионеров, ситуация еще хуже. Пенсионеры относятся к категории региональных льготников, и пока каждый регион не примет закон, согласно которому предоставляется эта льгота, они льгот не получат. На сегодняшний день только 11 субъектов страны приняли эти региональные законы. Там льгота предоставляется. Что касается всех остальных, они в процессе. Чтобы принятие этих законов ускорить, «партия пенсионеров за справедливость» в лице Михаила Журавского обратились к губернатору, я лично обратился к полпреду с этим вопросом, – разъяснил Артюх.
Вопрос медицинского обеспечения
Кроме этого, он считает очень важным вопрос медицинского обеспечения.
– Все знают, что невозможно получить качественные медицинские услуги, предусмотренные конституцией по полису. Полис ОМС, порой, превращается в бумажку. Я считаю, во многом из-за этого у нас в стране практически отсутствует геронтологическая медицинская помощь, которая учитывает особенности пожилых людей. Этого у нас вообще нет, мы эти вопросы тоже собираемся ставить, – говорит председатель «партии пенсионеров».
Партийцы видят свою аудиторию не только в тех, кто уже вышел на пенсию, а таких 42 млн человек, они претендуют на то, чтобы представлять интересы и будущих пенсионеров тоже. В сентябре текущего года наряду с выборами в Госдуму пройдут выборы в Законодательные собрания 38 субъектов. В 9 из них, в том числе и в Приморском крае, выдвижение будет проходить без сбора подписей.
– Будущее нашей пенсионной системы туманно и неопределенно. Правительство РФ говорило, что не будет повышения пенсионного возраста, теперь оно обсуждается. Идут предложения: «Давайте, вообще отменим государственное пенсионное обеспечение. Пусть каждый гражданин сам себе копит на пенсию.
При том количестве платежей, которые существуют у каждого человека, включая коммуналку, медицинское обслуживание, расходы на учебу детей. Сапоги жене надо купить, в конце концов... При этом государство не может гарантировать, что будет сохранено то, что мы откладываем даже в пенсионный фонд. У нас экономическая модель такая же, как на западе, а она подразумевает обесценивание денег. Невозможно гарантировать сохранность этих, отложенных гражданами денег. Это очень большая проблема. У нас количество работающих и пенсионеров (либо людей которые в силу обстоятельств, не работают) практически сравнялось, государственная система этот вопрос решить не может, пенсионная — тоже. На эти вопросы сегодня нет ответа, – говорит Евгений Артюх.
«Партия пенсионеров» предлагает пойти по норвежскому пути».
Для нашей страны это выход напрашивается сам по себе. В Норвегии доходы от добычи нефти размещают в «Фонде национального благосостояния», который, фактически, является источником финансирования пенсионного фонда.
Конечно, на встрече с журналистами говорилось не только о самих пенсиях. Председатель партии отметил, что приморское региональное отделение является одним из самых активных. Из-за этого партия получила возможность избираться в Приморский ЗакС без сбора подписей. Они на днях встречались с вице-губернатором ПК Александром Роликом, заявили, что настроены на победу. В Спасске-Дальнем открыли центр защиты прав граждан. Когда люди приходят с проблемами, будущие депутаты либо разрабатывают законодательные инициативы, либо, если не исполняются те законы, которые есть, обращаются в прокуратуру. Нам тоже удалось задать вопросы:
– Мы в редакции подсчитали. При нормальной для Владивостока пенсии 10 тысяч и средней квартплате — 6 тысяч, курящему пенсионеру денег хватит только не сигареты, а некурящему — на два яблока в день...
– Ситуация и простая и сложная. С точки зрения закона, если пенсия в регионе ниже прожиточного уровня, осуществляются доплаты до прожиточного минимума. Проблема в том, что он, на наш взгляд, не соответствует реальному прожиточному уровню. Если говорить о людях с низкими доходами, они могут получать субсидии. Говоря о том, как выживать людям с низкими доходами, нужно пользоваться тем, что есть, и, конечно, нужно ставить вопрос о повышении пенсионного обеспечения. Наша партия считает, что уровень пенсий недостаточный. Это следствие разделение пенсионеров на государственных и негосударственных, – ответил Евгений Артюх.
«Пенсия должна быть не ниже прожиточного минимума»
– В Приморском крае для пенсионеров два прожиточных минимума. По одному рассчитываются льготы, а второй для социальной выплаты. Прожиточный минимум — это, чтобы пенсионер не протянул ноги. Наше Заксобрание три года принимает прожиточный минимум, который от 400 до 1 500 рублей ниже того прожиточного минимума, который был. Благодаря нашим депутатам люди недополучили по несколько тысяч рублей. Получился парадокс — цены растут, а прожиточный минимум уменьшается. В середине прошлого года минимум – 10 072 рубля, сегодня – 9 991 рубль. Как такое возможно? – удивляется председатель приморского регионального отделения партии Михаил Журавский.
– В советские времена пенсия была 75% от утраченного заработка. Сейчас правительство говорит: «Давайте достигнем хотя бы 40% от утраченного заработка». Мы понимаем, что есть люди, которые уходят с очень маленьких зарплат, для них даже 40% – это очень мало, – поясняет Евгений Артюх.
Активистка партии пенсионеров из Спасска-Дальнего добавляет, что зато у судей заработная плата в районе 200 тысяч рублей, 70% от утраченного заработка — пенсия.
Мы задавали и вопрос, как быть тем, у кого черная или серая зарплаты. Евгений Артюх на это заметил, что проблема в налогах. Дело в том, что бизнесу единомоментно подняли налоги, не считаясь с тем, что у предприятий могут быть кредиты и прочие запланированные траты. Чтобы бизнес не указывал зарплату, ниже той, которую платит в реальности, надо разобраться с налоговыми проблемами.
На встрече обсуждались разные вопросы. Мы считаем, что эти наиболее значимые. Сейчас перед каждым пенсионером Приморского края стоит вопрос: «Как выжить»? Даже Председатель Заксобрания, единорос Виктор Горчаков понимает, что на сентябрьских выборах «Единой России» хорошего, в их понимании, результата не достичь. Поэтому, если вы заинтересованы в нормальных пенсиях, сейчас главное не оставаться равнодушными и поддерживать тех, кто, как минимум, не «Единая Россия».
Екатерина ИВАНОВА
Фото автора