фото

Вера Федоровна не согласилась, что ее сына-инвалида оштрафовали. Она обежала массу инстанций, написала кучу писем и все-таки добилась, чтобы с сына сняли штраф. Но... приставы возвращать деньги не хотят.

Сына нашей читательницы оштрафовали за пьянку на улице, по ст. 20.20 КОАП (Потребление ... алкогольной продукции в запрещенных местах ...) Но пожилая женщина с этим не согласилась.

Дело в том, что ее сын — инвалид второй группы по психическому заболеванию. Она посчитала, что штрафовать человека с такими проблемами нельзя, потому что, фактически, что-то сделать может и он, а штрафуют опекуна, который распоряжается деньгами.

Вера Федоровна тогда считала, что наказывать эту категорию людей надо по другому. Наша читательница показывает «Сберкнижку» сына. 19.03.2015 в «расходе» стоит сумма 12 200 рублей, тогда как пенсия у сына 14-15 000 в зависимости от размера субсидии, 17 марта в «расходе» стоит 1 393 рублей, а 14 октября — 428 рублей.

В справке из «Сбербанка» написано, что 4 марта было взыскание на 1500 рублей и 5 октября — 500 рублей в графе «наименование органа, выдавшего документ» стоит название первореченских приставов. Мы с Верой Федоровной решили, что это и есть 1 393 рубля и 428 рублей «расхода» с комиссией банка. Так или иначе деньги приставы сняли.

Но Вера Федоровна допекла полицию, и ей из УМВД РФ по г. Владивостоку ОП №2 прислали такую бумагу:

«Начальнику отдела судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского городского округа …Прошу вас исполнительное производство по делу об административном правонарушении №488 от 05.03.15 г. в отношении гр. … (сына Веры Федоровны, – прим. авт.) по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ, прекратить, так как производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст. 2.8 КоАП РФ, п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения. ВРИО начальника ОП №2 УМВД России по г. Владивостоку Е.Г. Любарец».

Для сведения читателей, статьи КоАП, на которые ссылается Любарец, — это, и есть, «невменяемость», грубо говоря, если человек считается недееспособным или невменяемым, он не привлекается к административной ответственности вообще.

Наша читательница пишет первореченским приставам, дескать, сына освободили от административной ответственности, верните деньги, и получает от них такой ответ за подписью замначальника отдела Дымуры: «В отделе судебных приставов по Первореченскому району Владивостокского ГО на принудительном исполнении находились вышеуказанные исполнительные производства о взыскании административных штрафов с … (сына Веры Федоровны, – прим. авт.).

В предъявленных постановлениях о наложении штрафов имеется отметка органа, выдавшего, о том, что административный штраф не оплачен. Таким образом, оснований для отказа в возбуждении исполнительных производств судебным приставом-исполнителем не усматривалось.

В настоящее время указанные исполнительные производства окончены по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Денежные средства, взысканные с должника в ходе совершения исполнительных действий, перечислены взыскателю, согласно данным исполнительных документов». То есть, полиция приставам, а приставы кивают на полицию, мол, мы им взыскали, пусть они и возвращают.

И тут возникает неловкая ситуация. Кто должен вернуть человеку, которого было решено не штрафовать, штраф, который с него уже сняли...

Нам удалось пообщаться на эту тему со старшим инспектором Светланой Давыденко, именно она, как исполнитель, занималась ответом нашей читательницы. Светлана Геннадьевна пояснила, что Вере Федоровне нужно обратиться в УВД по месту жительства, написать заявление, в котором указать: «Прошу сделать возврат денежных средств...» указать причину, в данном случае, это «отмена штрафа», к заявлению нужно приложить документ, подтверждающий, что деньги были сняты (платежное поручение или справка из банка).

Также необходимо указать, куда перечислить деньги. У УВД общая бухгалтерия, все административные штрафы поступают туда, туда же отправятся документы, которые принесет Вера Федоровна. Кстати, штрафы, взысканные по КоАП отправляются в федеральный бюджет, но «неправильный» штраф гражданину не надо будет трясти с федералов — его вернут из бухгалтерии УВД. Как говорит Светлана Геннадьевна, проблем возникнуть не должно. Такие случаи очень редки, на ее памяти, единственный за год, но иногда такое случается, и в полиции знают, что с этим делать.

В общем, все хорошо. Если бы не было так плохо. В данном случае, речь идет о копейках. Да и взыскатель ведет себя вменяемо — сами отменили штраф, сами готовы вернуть деньги. Другое дело, почему ради единственного случая в году не узнать самим реквизиты Веры Федоровны, а заставлять человека собирать бумажки...

Это лирика. Проблема куда серьезнее. Ко мне в прошлом году обращалась Наталья Власова из Артема. Там по судебным приказам в пользу коммунальщиков было взыскано около 45 тыс рублей солидарно. Приставы, которые, видимо, подзабыли, что «солидарно» — это 45 тысяч взыскивается с кого-нибудь из четырех лиц, часть долгов умножили на четыре.

Это полбеды. Судебный приказ отменяется обычным заявлением – возражением относительно его исполнения. Власова и ее родственница отменили судебные приказы. Им вернули несколько тысяч. А ДЭК, ДГК, управляйки, водоканалы, не такие взыскатели, как полиция. Они так просто халявные денежки назад не вернут.

В ситуацию, когда приставы могут забрать у человека массу денег и не вернуть, может попасть каждый. Очень многие административные статьи не предполагают априорного судебного разбирательства. Штрафы могут быть огромные, из доказательств в административных делах, часто, только полицейский протокол (а это вообще не доказательство). А нет доказательств – велики шансы в суде у тех, кого оштрафовали.

Про судебные приказы уже говорила — это суд без суда. Это все отменяется элементарно. Но даже прошедшие все инстанции, вступившие в силу решения суда тоже отменяются.

Есть такой механизм – «по вновь открывшимся обстоятельствам». Причем, это очень распространенное явление. Суд у нас работает, как получится, часто доказательства отметаются, протоколы составляются, кому как нравится... Отменить такое решение не так-то и сложно. При этом ты можешь добиться от суда реального разбирательства, но приставы уже отправили с молотка квартиру или машину. А механизма стрясти все это с приставов или заставить их в принудительном порядке взять это со взыскателя, – практически нет.

Анастасия Попова.

Рисунок srochno-zaymu.ru