Москва развивает Дальний Восток по рецептам «великого комбинатора»?
Если вы не читали романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», то наверняка смотрели их экранизацию. Обаятельный мошенник Остап Бендер - «сын турецкого подданного» - обладал массой достоинств и лишь одним недостатком – стойким отвращением к честному труду. Зато знал 400 способов относительно честного отъёма денег и мечтал стать миллионером.
Чем не герой наших дней?
Однажды, испытывая острую нужду в денежных знаках, изобретательный «великий комбинатор» дал сеанс одновременной игры в шахматном клубе захудалого городка Васюки и увлёк местных любителей интеллектуального развлечения перспективами межгалактического турнира.
Про конфуз, который из этого вышел, Остап вспоминать не любил. Да и мы не будем. Речь-то не о нём, а о любви.
Любви отдельных столичных деятелей к Дальнему Востоку, который они пытаются превратить в Большие Васюки.
С межгалактическими турнирами пока облом, зато с остальными идеями - всё ОК!
Премьер-министр Михаил Мишустин после дальневосточного турне 2020 года на сессии в Координационном центре правительства РФ призвал основные акценты сделать на повышении экономической и туристической привлекательности Дальнего Востока, а главное, на создании достойных условий для жизни людей.
В сентябре 2020 года правительство утвердило Национальную программу социально-экономического развития ДВФО. Про «догнать и перегнать Америку» речь уже не идёт - нам бы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона сравняться.
- С 2008 года кризис в России только углубляется, а, к примеру, Индонезия и Малайзия за это время ушли далеко вперед, и догнать или сократить отставание практически невозможно, пора перестать строить нереальные планы, - считает доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ, кандидат экономических наук Максим Кривелевич.
Для достижения схожего уровня экономического роста Дальнего Востока со странами АТР, иронизирует экономист, можно пойти от обратного, обратившись к ведомству Шойгу: "Удар по лидерам экономического роста может привести их показатели к российской динамике".
Конкретных дат, когда дальневосточники должны зажить, как японцы или корейцы, благоразумный премьер не озвучил, зато снова отодвинул сроки, за которые Дальний Восток должен выйти на сравнимый по качеству с продвинутыми российскими регионами уровень жизни.
Новая «золотая эра» перенесена на 2024 год.
А тем временем в высоких московских кабинетах фонтанируют очередными идеями.
«ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД ЗАЛОЖЁН…»
В августе 2021-го министр обороны Сергей Шойгу озвучил идею построить в Сибири несколько крупных городов с миллионным населением в каждом и сделать их научно-промышленными и экономическими центрами.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков обладает не менее бурной фантазией, чем Сергей Кужегетович. Он предлагает построить мега-город рядом с Владивостоком и переименовать его в Спутник (московскому «варягу» невдомёк, что у форпоста России на Тихом океане своя славная история, а имя его дорого каждому дальневосточнику) в честь «достижений российской космонавтики».
Вот только у основной массы населения слово это ассоциируется не с мифическими достижениями космического ведомства Дмитрия Рогозина, а с российской вакциной от ковидной заразы.
Идея возвести в Сибири и на Дальнем Востоке новые города имеет ряд недостатков. Их назвала для «Российской газеты» директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина:
- Строительство каждого крупного города обойдется России примерно в 10 триллионов рублей. И проблема даже не в дороговизне. Для заселения их нужно 500 миллионов человек, в наличии же - около 150 миллионов. Возводить мегаполисы за нереальные деньги, чтобы тысяча ныне существующих городов опустела, бессмысленно.
Очевидно, что для обеспечения прироста численности населения Дальнему Востоку необходимо улучшать качество жизни людей, а не только условия ведения бизнеса.
Хотя и тут – блистательный провал.
С 2015 года на Дальнем Востоке создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), задуманные как инструмент экономического прогресса и особая возможность для региона интегрироваться в мировое сообщество.
Бесполезность их вынуждены признать даже в правительстве РФ. В ноябре 2020 года Казначейство представило отчёт по ТОР. Выводы неутешительны, сообщало ИА DEITA.RU.
Как писал авторитетный политический Telegram-канал «Незыгарь», казначейство констатирует фактический провал планов по увеличению частных инвестиций в субъекты ДФО. Вместо их увеличения, под видом частных инвестиций, на бумаге заявляют в основном бюджетные средства по государственным проектам, будь то «Сила Сибири» или иные крупные стройки. По факту деньги из региона по-прежнему утекают, и именно в те же московские офисы. Причём, этот процесс сопровождается выводом части использованных бюджетных вливаний в теневой оборот. Значительная часть проектов так и осталась на стадии межевания или установки каркаса.
Льготы резидентам ТОР в основном используются для намеренного снижения налоговой нагрузки уже существующих предприятий. Это в том числе и государственные холдинги, у которых и без льготных режимов все хорошо.
ОГОНЬ, ВОДА И ЦИНКОВЫЕ ТРУБЫ
А вот ещё картина маслом про «развитие» Дальнего Востока. Даже не посвященному в тонкости экономики человеку ясно: любое дело требует продуманного планирования, даже если ты собираешься забить гвоздь в стену под купленную супругой картину.
А уж если речь идёт о более серьёзных вещах, - тем более.
В Хабаровском крае строится завод металлоконструкций, «близнец» которого безвременно скончался в Приморье.
В сентябре 2018 года в интернете появилось сообщение ТАСС: «Резидент территории опережающего развития (ТОР) "Комсомольск" в Хабаровском крае – ООО «Дальстальиндустрия» - запустит в 2019 году завод металлоконструкций с линией горячего оцинкования. Стоимость первой очереди проекта - 350 млн. рублей».
Заместитель генерального директора компании Александр Кузнецов уточнил:
- Пока металлоконструкции с антикоррозийным покрытием приходится доставлять из средней полосы России. Это значительно увеличивает сроки поставки и стоимость продукции. Поэтому принято решение о строительстве завода. Здесь установим современную производственную линию из Австрии. Рынок достаточно ёмкий, продукцию можно применять при строительстве, реконструкции, модернизации объектов энергетики, железнодорожного транспорта, портовой инфраструктуры, сельского хозяйства. Ввод первой очереди запланирован на четвертый квартал 2019 года. Уже в декабре ожидается отгрузка продукции. Поставляться металлоконструкции с антикоррозийным покрытием будут предприятиям Хабаровского и Приморского краев, потому что в соседних регионах такого производства нет!
А ведь было!
Социализм, конечно, имел свои недостатки, однако ни один самый упёртый сторонник капитализма не станет отрицать факт, что плановая экономика позволила создать мощную индустрию и обеспечивающее продовольственную безопасность страны сельское хозяйство.
Руководители государства смотрели в будущее.
Благодатное Приморье в перспективе должно было стать житницей риса. В отличие от Краснодарского края, здесь есть огромный природный резервуар воды – озеро Ханка.
А для мелиоративных систем необходима соответствующая «начинка». Поэтому и было принято решение о строительстве в Спасске завода насосно-силового оборудования.
Рассказывает бывший директор Александр Кириллович Рябий: - Мне довелось строить его, как говорится, с первого колышка. Первоначально занимались ремонтом мелиоративного оборудования. За долгие годы мы пережили всё – и взлеты, и падения. Даже в самые трудные 90-е годы, когда оказались, по существу, не у дел (перестройка болезненно ударила по сельскому хозяйству, ну, и по нам, естественно), теплилась надежда на лучшее. Мы брались за любую работу, искали заказы по всему Дальнему Востоку, но сохранили и завод, и костяк коллектива.
Для завода насосно-силового оборудования в 90-х годах была избрана щадящая форма реорганизации – преобразование в ОАО «Приморский экспериментально-механический завод». Учредителем его в 2003 году стала государственная структура - Министерство имущественных отношений РФ.
Однако через пять лет ПЭМЗ всё-таки настигла приватизация.
– Именно тогда произошла реорганизация в ООО «Спасский механический завод», - вспоминает Александр Кириллович Рябий.
Учредителями стали частные лица. А кто уж за ними стоял, остаётся только догадываться.
Основным профилем предприятия стало изготовление металлоконструкций – самых объемных и сложных. Например, для строительства мостов: через бухту Золотой Рог на остров Русский и автодороги Патрокл – Седанка – низководный мост Де-Фриз.
Главными партнерами Спасских металлистов оказались Тихоокеанская мостостроительная компания – тогда одно из ведущих строительных предприятий Дальнего Востока, «Сибмост-45» «ПримАвтоДор» «Роснефть».
Дальновидные менеджеры сумели не только ухватить за хвост Жар-птицу саммита АТЭС, но и успели за неполные пять лет переоснастить предприятие. Было обновлено 90 процентов станочного парка и оборудования!
Аналогов Спасской линии антикоррозийного покрытия методом горячего оцинкования не было на Дальнем Востоке! Ближайший завод – только в Иркутске. Краска задерживает «старение» металла максимум на 5 лет, оцинкование же продляет сроки его службы более чем на 30 лет.
Вот такой «эликсир молодости» нашли на СМЗ.
Заводу технологическая линия обошлась в кругленькую сумму – около 50 миллионов рублей. Нестандартное оборудование и строительную часть готовили сами. Линию же приобрели в Китае.
Спасский механический завод в деловых кругах считался надежным партнером. Он участвовал не только в строительстве объектов саммита во Владивостоке, но и в федеральной программе реконструкции дорог, линий электропередач. Не прерывались и давние связи с мелиораторами.
Спасский механический завод, без преувеличения, стал лучшим по технической оснащённости предприятием не только в городе, но, пожалуй, и в крае.
Однако и он не выстоял в «диком рынке».
И вот теперь Министерство развития Дальнего Востока опомнилось: завод такого профиля нужен! И решили не возрождать производство, а строить новое предприятие - на этот раз в Хабаровском крае.
Через два года вместо бравурных рапортов об отгрузке продукции в интернете появилось очередное сообщение с нотками неопределённости: «На площадке «Парус» в Тор «Комсомольск» МОЖЕТ появиться завод по производству металлоконструкций с установкой линии горячего оцинкования».
Уже 2022-й год. А победных реляций не слышно. Построить современное предприятие – не бюджетные деньги пилить. Тут нужны грамотные инженеры, хорошо подготовленные рабочие, умные организаторы.
Не повторить бы новому предприятию судьбу Приморского брата - «близнеца»…
ОХОТА К ПЕРЕМЕНЕ МЕСТ
А тем временем с Дальнего Востока продолжается отток населения. В 2020 году из ДФО уехало более 300 тысяч человек.
Почему коренные жители покидают Дальний Восток? Одна из причин – высокая стоимость жизни по сравнению с другими российскими регионами. Наша с вами потребительская корзина почти в 1,5 раза дороже. Вторая – неблагоприятный климат. Ну, и третья (моё личное мнение) – московские «благодетели» создают нам, местным жителям, порой невыносимые условия существования.
Примеров – масса. На Сахалине построили мега-свинарники и сливают навозную жижу в Авачинскую бухту. Депутаты областной Думы возмутились экологическим геноцидом холдинга «Мерси Агро Сахалин» и при оценке его безобразий не выбирали «парламентских» выражений, поставив дилемму: либо вы изменяете систему утилизации отходов производства, либо сматываетесь с нашей земли.
Депутаты ЗакСа Приморья оказались куда более лояльными к свинскому бизнесу. Несмотря на многочисленные жалобы жителей города Спасска и Спасского района, они даже не удосужились поставить вопрос в повестку дня!
И теперь понятно, почему.
ПОД ЗВОН БОКАЛОВ
29 декабря минувшего года губернатор Олег Кожемяко упразднил общественный экспертный совет по экологии в Приморье, сообщила Deita.ru. Распоряжение опубликовано 3 января 2022 года.
Эксперты связывают ликвидацию совета с позицией общественности по лиману реки Раздольной в Тавричанке: экологи выступили против ликвидации особо охраняемой природной территории.
Решение губернатора жёстко комментируют в соцсетях:
- Если общественный совет не хочет плясать под его дудку, значит, его надо просто ликвидировать, зачем вся эта демократическая возня?
- Теперь не требуется экспертного заключения об экологической безопасности, чиновники сами с усами.
- Представляете, как сейчас попрут инвестиционные проекты? И отчитываться не перед кем…
Олег Кожемяко давно уже намекал жителям Приморья, которые выступают против размещения вредных производств на территории края, что его терпению приходит конец.
Ещё в апреле прошлого года на заседании Общественного экспертного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биоресурсов Приморского края он назвал разговоры о вреде строительства Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) несостоятельными и препятствующими развитию региона.
20 ноября 2021 года на многолюдном митинге жителей Находки принята резолюция против производства метанола и минеральных удобрений. Участники его однозначно выступили за ликвидацию ТОР «Нефтехимический».
Информация в тему. К 2023 году в Находке планируется выпускать 1,8 млн. тонн метанола, столько же аммиака и 3 млн. тонн карбамида в год. Подавляющая часть продукции НЗМУ пойдет в Китай. Производство метанола опасно. Он легко воспламеняется. В сети Интернет хранится множество случаев взрыва метанола – в Китае, в России на заводе «Уралхимпласт», в Германии в городе Людвигсхафен. Все они сопровождались человеческими жертвами. Вдыхание метанола вызывает кашель, головокружение, головную боль, слабость, расстройства зрения, судороги, потерю сознания.
Почему к нам на Дальний Восток московские «благодетели» тащат экологически опасные производства, не считаясь с мнением населения и даже с Конституцией РФ? Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в «Российской газете» (от 28 октября 2021 года) чётко и понятно разъяснил права граждан Российской Федерации:
- на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- на установление баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, с интересами человека и общества в целом.
В статье говорится также об объёмах и механизмах ответственности публичной власти за сохранение природы и окружающей среды, за предупреждение и минимизацию экологических рисков.
ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ
Накануне Нового года в столице состоялась очередная церемония вручения общественно-деловой премии «Звезда Дальнего Востока» журналистам, бизнесменам, иностранным инвесторам, участникам программы «Дальневосточный гектар».
На особо отличившихся (по мнению полномочного представителя президента РФ в ДФО, Министерства и Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики) хлынул настоящий звездопад…
Лились речи, гремели литавры - куда же без звукового сопровождения?
– Мы стараемся сделать так, чтобы жизнь на Дальнем Востоке становилась лучше. Хочу сказать спасибо всем, кто помогает нам в этом деле, реализует новые инвестиционные проекты, строит предприятия, создает рабочие места. Невозможно двигаться вперед без диалога с людьми, – разливался соловьиными трелями заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев.
Как известно, от слов до дела – дистанция громадного размера…
Господин Трутнев не отреагировал ни на одно обращение к нему нашей общественной организации «За достойное будущее!» в связи с экологическими нарушениями со стороны «посаженного» в Спасском районе холдинга «Мерси Агро Приморье». Мы представляли ДИАЛОГ С ЛЮДЬМИ иначе…
СО СВИНЫМ РЫЛОМ - В КАЛАШНЫЙ РЯД?
Старожилы наверняка помнят такое выражение. На базарных рядах запрещалось рядом с калачами выкладывать свежее мясо. Роспотребнадзора тогда не было, а социальная гигиена – была. Её осуществляло общественное мнение.
Но речь сегодня не о базаре, а о гораздо более возвышенных материях. ООО «Мерси Трейд» (входит в структуру холдинга «Мерси Агро Приморье») претендует на получение премии в номинации "Стратегическое развитие", лауреатами которой становятся компании, осуществляющие значительный вклад в развитие Дальнего Востока, сообщали краевые СМИ.
Компания реализует проект по созданию свинокомплексов в ТОР "Михайловский».
Он предполагает строительство шести свиноводческих комплексов производительностью около 540 тыс. голов в год, элеваторного комплекса, двух комбикормовых заводов и предприятия по убою и первичной переработке мяса в Спасском и Черниговском районе. На данный момент функционирует три свиноводческих комплекса компании, объем производства — 226 тыс. тонн. Строительство комплексов осуществляется поэтапно. Инвестиционная стадия продлится до 2028 года.
И – вишенка на торте: весной 2021 года завершено строительство 3-этажного детского сада с собственной котельной, игровыми и физкультурными площадками. Но почему-то не в Спасском районе, а в Уссурийске (!).
Обиделись, видно, на нас свиноводы: жалуемся на неприятные запахи, требуем неукоснительно соблюдать экологические требования. И решили назло бабушке отморозить уши.
Уши-то отморозили, а бабушка и ухом не повела. Не признали «Мерси Трейд» «Звездой Дальнего Востока». Не пустили в калашный ряд…
Ольга Купчинская.
Спасский район.