После того, как депутат Заксобрания Беспалов рассказал, что 60% денег край вынужден отдавать Москве только одних пошлин на 100 млн рублей, при том, что федералы не несут перед краем почти никаких обязательств, кроме финансирования силовиков, возник закономерный вопрос: «А всего ли хватает нам, чтобы так щедро одаривать центр?»
Мы обратились в администрации районов с двумя вопросами:
«Каковы доходы и расходы вашего бюджета?»
«На все ли нужды в следующем году хватит денег?»
Анучинский район
Наталья Клыкова, заместитель начальника финансового-экономического управления администрации:
– Бюджет района пока прошел в 1 чтении, будет корректироваться. Пока бюджет без дефицита и профицита — 231 млн рублей. Не хватает средств на многое: на выполнение указа президента (№ 597), поселениям не хватает на программы по освещению, канализации, водопроводам, дамбам, на поддержание состояния дорог.
В общем, на то, чтобы исполнить обязательства, согласно 131 ФЗ. Есть 131-й закон, но финансами он не подкреплен — деньги приходится изыскивать местным администрациям. Полномочий много, а средств – раз, два и обчелся.
Дальнереченский район
Галина Дронова, начальник управления финансов администрации района:
– Наш бюджет прошел первое чтение, пока ни дефицита, ни профицита нет. Планируются доходы — 219,9 млн рублей (и такие же расходы).
Будет не хватать денег на зарплаты работникам детских дошкольных учреждений, мы уже попросили у краевой администрации увеличения субвенций. Разослали письма. Ждем. Эти проблемы связаны с указом президента № 597, который требует увеличить зарплаты бюджетникам.
Наш район не несет обязательства перед работниками культуры — их несут поселения. Район выделит деньги на повышение зарплат работникам культуры, но из-за этого в поселениях не будет хватать денег на жилищно-коммунальную сферу.
В 2010-2012 году у нас были доходы от нефтегазовой отрасли, теперь идет сокращение. В связи с этим мы не можем участвовать в софинансировании многих краевых программ. В 2012 году мы участвовали более чем в 20 программах, в этом году – только в семи. Зато в программах, касающихся народного образования, наше участие остается.
Кавалеровский район
Марина Картуль, начальник управления финансов администрации района:
– Доходы бюджета у нас в 2014 году составят 363,3 млн рублей, расходы — 363,4 млн рублей, дефицит бюджета — 0,4 млн рублей. Считается, что мы перешли на программные бюджеты, но я полагаю, что программные средства у нас будут реализованы в сокращенном варианте.
В соответствии с указами президента, мы обязаны поднять зарплату работникам, в связи с этим нам придется сократить другие расходы. Для того, чтобы выплачивать зарплату, согласно утвержденным «дорожным картам», нужно сократить расходы на коммуналку, ГСМ, связь и др.
В преддверии 2014 года проведены мероприятия по сокращению штатной численности, в том числе администрации района, несмотря на увеличивающийся объем работы, ожидаются сокращения и других расходов.
О проведении капитальных ремонтов, инвестициях и других расходах придется забыть. Одним словом, бюджет 2014 года будет исполняться в очень сложных условиях.
Красноармейский район
Нина Мудрая, начальник управления финансов администрации района:
– Доходы бюджета у нас в следующем году составят 437 млн рублей, расходы — 438 млн рублей, дефицит бюджета — 1,3 млн рублей. Наш район глубоко дотационный, край выделяет 70% финансирования.
На сегодня мы можем нести обязательства по всем программам, которые существуют. Из самых важных — строительство школы в селе Рощино. Там строится школа более чем на 300 мест, думаю, всем детям близлежащих сел хватит места. Расходы на учебники в школах финансирует край, они для всех едины и составляют 250 рублей на школьника.
Ранее мы вместе с краем построили 3 фельдшерско-акушерских пункта, провели коммуникации за счет средств бюджета района. Столько запланировали, столько и построили.
Лазовский район
Ирина Шлапунова, начальник управления финансов администрации района:
– Доходы запланированы 232,9 млн рублей, расходы — 236,07 млн рублей, дефицит бюджета — 3,1 млн рублей.
Нужд много! Не хватает денег на кап-ремонты котельных, но мы бы не отказались, если бы край выделил деньги на капитальные ремонты многоквартирных домов, особенно кровли.
Сложно будет довести до средней зарплату работников образования: согласно указу президента № 597, сейчас учителя получают в среднем 27 тыс рублей, а нужно довести до уровня более чем 30 тыс. рублей.
По дополнительному образованию проблемы — сложно будет довести зарплату работников центра детского творчества до среднего уровня, хоть и существуют платные услуги.
Вряд ли мы сможем построить, согласно указу президента, многофункциональный центр. У нас в бюджете нет на это денег, хоть здесь и предусмотрено краевое софинансирование. Нужно 2 млн рублей. Для нас это существенная сумма, учитывая, что 125 млн — собственный доход, а около 100 млн мы потратим только на зарплату работникам образования.
Кроме образования есть и другие расходы. Например, мы участвуем в программе софинансирования строительства клуба в Лазовском поселении. Сейчас край для нас уменьшил НДФЛ до 5%. Это очень мало, учитывая, что в 90-е годы он был под 90%, а 2-3 года назад — 20%.
Михайловский район
Председатель думы района Василий Остапец:
– Бюджет пока принят во втором чтении. Точно цифру доходов не назову, но это примерно 487 млн рублей, дефицит бюджета около 4,5 млн рублей.
Самая большая нужда у нас имеет потаенный смысл, потому что бюджет запланирован с учетом краевых средств на зарплату обслуживающего персонала образовательных учреждений – а это 32 млн на работников общеобразовательных учреждений и 27 млн на работников дополнительного образования. Край взял на себя обязательства только по финансированию зарплат административных и педагогических работников образовательных учреждений, по сути, лишив нас денег на вспомогательный персонал.
Если краевой бюджет будет принят в том виде, в каком он есть, нам придется изыскивать 60 миллионов. Хотя край нас считает пилотным районом, мы не сможем участвовать во многих программах. Насколько я знаю, депутаты Заксобрания Бочаров, Межонов (речь идет о представителях оппозиционных фракций, – прим. авт.) и другие были против рассмотрения бюджета в таком варианте, с их претензиями согласился даже вице-губернатор Костенко!
Но единоросы голосуют. Мы надеемся, что в этой части краевой бюджет будет пересмотрен. Нам говорят, что мы должны финансировать содержание имущества образовательных учреждений.
Еще соглашусь по поводу сторожа... А водитель, повар, уборщица? Как без них будет осуществляться образовательный процесс? Только на охрану нужно 9 млн из бюджета. Перейти на вневедомственную охрану, произвести сокращения... Почти невозможно.
Зарплату данных работников образования нужно будет финансировать из собственных средств. Собственных средств у нас 197 млн, одну треть нужно будет тратить на зарплаты работникам образования, а еще надо проводить ремонты в школах, а есть еще траты на содержание администрации...
Ольгинский район
Администрация района:
«Проект бюджета Ольгинского муниципального района на 2014 год по доходам в сумме 239052,42 тыс. руб., по расходам в сумме 242604,40 тыс. руб., размер дефицита составляет 3551,98 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета составляют 35519,77 тыс. руб., дотации из краевого бюджета 78856,00 тыс. руб. Расходы бюджета Ольгинского муниципального района запланированы по текущим расходным обязательствам в программном формате.
Расходы по программным мероприятиям составляют 81,9% от общего объема расходов, осуществляемых за счет собственных доходов. Собственных доходов бюджета района недостаточно для планирования и исполнения в полном объеме всех необходимых расходных обязательств.
Исполнение положений Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике», устранение нарушений по пожарной безопасности, приведение муниципальных учреждений в соответствие требованиям СанПиН требуют очень больших финансовых средств, осуществление которых в Ольгинском муниципальном районе невозможно, в связи с отсутствием достаточного объема доходов.
Но, к сожалению, согласно действующего законодательства, отсутствие денежных средств в бюджете района не является объективной причиной неисполнения законодательных актов Российской Федерации. Поэтому руководители учреждений социальной сферы регулярно получают штрафы от контролирующих органов.
Поселения района находятся в еще более плачевном положении. Доходов бюджетов поселений на 2014 год достаточно для планирования лишь двух первоочередных статей расходов (заработная плата, начисления на оплату труда).
Нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не дает возможность осуществлять все полномочия, установленные ФЗ № 131-ФЗ, а также принимать участие в федеральных и краевых программах, так как процент софинансирования для муниципального района 30 процентов, для поселения – 10 процентов от суммы контракта».
Октябрьский район
Ирина Козлова, начальник управления финансов администрации района:
– Запланированы доходы на 2014 год 497,2 млн рублей, расходы — 503,6 млн рублей, дефицит бюджета — 6,4 млн рублей. Из проблемных моментов...
Думаю, не будет хватать денег на ремонтные работы, на зарплату работникам культурной сферы и т.д. – на обязательства, согласно Указу президента № 597.
Партизанский район
Инна Павленко, начальник финансового управления:
– По действующим обязательствам все средства предусмотрены.
Инна Викторовна порекомендовала посмотреть проект бюджета на сайте администрации, но я там его не обнаружила.
Пожарский район
Глава района Владимир Синицин:
– Доходы нашего бюджета 489,295 млн рублей, расходы — 499 млн рублей, дефицит — 9,9 млн рублей. Ситуация с бюджетом у нас в подвешенном состоянии. Дело в том, что мы в Высшем Арбитражном суде проиграли Дальневосточной генерирующей компании, в результате чего в бюджете будет недобор на 63 миллиона, а бюджет принимается без учета этих потерь.
Высший арбитражный суд пересмотрел налоги на землю для ДГК. Согласно решению ВАС, мы должны вернуть генерирующей компании часть денег, и у нас будет недобор по запланированным налогам. Также в нашем районе остро стоит проблема с ремонтом дорог, дело в том, что предприятия нефте-газовой сферы во время строительства нефтегазопроводов превратили наши дороги в ухабы и колдобины.
Согласно соглашению, из средств бюджета края нам должны были сделать ремонт, но до района эти деньги так и не дошли — ремонт сделали очень плохой и не на всех участках. Мы сейчас пытаемся решить с краем вопрос этого ремонта. Надеемся, выделят деньги.
Также одна из глобальных проблем — строительство ТБО. Нужно на это 30 млн рублей. Средства в районе на на данную нужду отсутствуют.
Спасский район
Степан Васеев, заместитель начальника финансового управления:
– У нас предусмотрены средства на все обязательства. Мы провели работу по оптимизации средств и предусмотрели средства на выполнение указов президента, в том числе, по увеличению зарплаты бюджетникам и строительству дошкольных учебных заведений.
За предыдущие периоды были проведены ремонты в образовательных учреждениях, установлено теплосберегающее оборудование, поэтому образовательные учреждения будут меньше потреблять энергии, мы планируем и впредь работать над внедрением технологий, которые позволят сократить расходы в будущем.
Цифры бюджета опубликованы на сайте. А они такие: доходы – 394,9 млн рублей, объем межбюджетных трансфертов 236,4 млн рублей; расходы – 398,9 млн рублей; дефицит – 3,9 млн рублей.
Тернейский район
Елена Курашкина, первый заместитель главы района:
– Доходы бюджета — 283,6 млн рублей, расходы — 288 млн рублей, дефицит бюджета — 4,4 млн рублей.
Бюджет будет проходить напряженно. Это произойдет за счет снижения объемов НДФЛ.
У нас район не глубоко дотационный, поэтому часть расходов мы покрываем за счет дополнительных нормативов НДФЛ. Но сам НДФЛ снижен до 5% (был 10%), а дополнительный норматив до 43% (был 47%). Итого 11%, которые раньше мы получали от НДФЛ, мы получать не будем.
В итоге мы недополучим 24 млн рублей.
Раньше мы эти деньги тратили на реализацию целевых программ. В итоге, сейчас из 14 программ, в которых мы участвовали, сможем участвовать только в семи и то по минимуму. Если раньше мы тратили на участие в программах 32 млн, то сейчас можем выделить только 9,4 млн.
Нам пришлось отказаться от программы пожарной безопасности в образовательных учреждениях, наше участие перенесено на 2015-2016 года, от программы привлечения специалистов в образовательные учреждения. Мы не сможем приобрести жилье для специалистов. Дешевого жилья нет, а дорогое мы не осилим.
Отказались от программы энергосбережения образовательных учреждений, но мы ее почти выполнили. На развитие культуры мы выделим только 50 тысяч рублей — только на закупку музыкального оборудования, на проведение ремонтов денег нет.
В поселке Пластун нет дома культуры. Также нам необходимы ремонты котельных и труб, но мы планируем эти объекты передать Примтеплоэнерго.
Черниговский район
Вера Педорич, начальник финансового управления:
– Запланированы доходы в размере 575 млн рублей, из них собственных доходов 259 млн рублей, расходов — 607 млн рублей, дефицит бюджета — 31 млн рублей. Не хватает денег на ремонты школ. Учреждения образования запросили 66,8 млн рублей, но мы смогли выделить только 10 млн рублей.
На приобретение основных средств (оборудования, например) учреждения образования запросили 7,5 млн, мы не смогли выделить на это вообще средств.
Срочно требуется ремонт Дому культуры, они запросили 22 млн, мы смогли выделить только 6 млн. Необходимы ремонты базовых школ, их у нас 5. Мы можем поучаствовать в программе с краевым софинонсированием и выделить 2,6 млн. Этого хватит только, чтобы отремонтировать одну школу. Но нужен ремонт еще 2-3 основным школам.
Не в полном объеме будут финансироваться текущие расходы — по дератизации, канализации. Бюджет дефицитный, денег хватает только на зарплату, коммуналку и налоги.
Шкотовский район
Светлана Удотова, начальник финансового управления администрации района:
– Наш бюджет уже прошел в двух чтениях, доходы в 2014 году планируются — 322,9 млн рублей, расходы — 328,3 млн рублей.
Хватает проблем с исполнением 131 федерального закона. Также одна из основных проблем — это поднять зарплату работникам бюджетной сферы, согласно указу Президента. Мы готовы софинансировать строительство спортивного комплекса в пгт. Смоляниново, но нас отодвинули на 2017 год.
У нас нет административного здания – администрация находится в городе Большой Камень. Также нам передают объекты министерства обороны, в частности, детский сад. На его реконструкцию нужно около 10 млн рублей, иначе Роспотребнадзор его закроет (у военных, в этом плане, другие требования).
Объекты недвижимости военные нам передают, а деньги на их ремонт — нет. Мы бы на средства, которые придется на это тратить, могли отремонтировать детские дошкольные учреждения.
Кроме того, мы должны содержать дорожную инфраструктуру, ранее эти полномочия нам помогал исполнять край, а с 2014 года мы будем исполнять эти полномочия за счет акцизов, думаю, денег будет не хватать.
Хотелось опросить все администрации, но чисто физически не получилось, а ситуация просто катастрофическая.
Заметьте, в некоторых районах не понимают, что делать с 597-м указом президента, потому что на это нет денег. В некоторых районах бюджет запланирован с учетом денег, которых, скорее всего, не будет. А во многих денег хватит на зарплату, коммуналку и налоги.
Я не знаю, как считаете вы, я считаю, у нас главная проблема всех жителей страны, что в центральных городах люди скоро будут жить друг у друга на головах, соответственно, поднебесные цены на жилье и обеспеченное право снимать углы до конца жизни для подавляющего большинства жителей крупных городов. А в селах...
Я вообще не представляю, как можно жить в селе, в котором районная администрация может быть сможет, а может быть не сможет выплатить зарплату бюджетникам?
А людям хочется, чтобы жилфонд был отремонтирован. А людям хочется, чтобы в школах были бесплатные учебники, а в больницах бесплатные лекарства. Мне сложно представить людей, которым приятно учить ребенка в другом селе.
Как сказал краевой депутат Беспалов, на резиденцию президента планируется отдать 1,5 млрд. А бюджеты целых районов 200-400 млн рублей. Потратить на одного человека, который у нас тут, к слову, не бывает, годовой бюджет пяти районов... Я такого не понимаю.
Мне кажется, что это просто свинство строить гостиницы «Хаятт», отдавать Москве такое гигантское количество пошлин, кинуть более 3 млрд на театр, а 5 млрд на новогоднюю елку (это я про ту, которая грохнулась в 2009 году, и в этом году елку постигла та же участь). А Копылов говорил, что елку вообще можно организовать за 100 тысяч рублей (сейчас, наверное, больше).
Я считаю, что такие бюджетные траты – просто подлость по отношению к каждому жителю нашего края.