Недремлющее око прокуратуры
Кажется, затихли в СМИ волнения по поводу вселения технопарка «Кванториум» во Дворец детского творчества. Сосед «Кванториум», отхвативший сразу четыре этажа, готовится к открытию. Но проблемы никуда не ушли, а, напротив, добавились.
Начался учебный год, и всё смешалось в доме… То ли лаборатории, как называются кванты технопарка, то ли помещения самого Дворца, по проекту рассчитанные на занятия детским творчеством. Смешались в прямом смысле.
Если административное здание, где идёт стройка-реконструкция-ремонт отгорожено, закрыто от детей, то во втором здании этаж посередине — стройка, а на первом и на третьем этажах полным ходом по расписанию идут занятия. Больше всего достаётся третьему этажу, куда и подымается вся пыль. А на третьем этаже как раз поющие дети, полной грудью вдыхающие продукты строительства.
Подаю я 20 сентября в прокуратуру края заявление, по этому факту «в интересах здоровья детей…». Но у прокуратуры нервы оказались крепкими, заявление пошло по инстанциям. А я-то думала, что срочно подключат необходимые надзорные службы по здоровью детей.
И вот уже 30 сентября прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока рассылает в администрацию города Владивостока, руководителю управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю — главному государственному санитарному врачу по Приморскому краю Детковской Т.Н. и мне, заявителю, письма. Идёт многочисленное перечисление статей, пунктов и «С учётом изложенного...», в соответствии опять же пунктов и т.д. «направляю Вам обращение Новик А.С. (указывается №, дата) о производстве ремонтных работ во время занятий детей...». Строители в это время зачистили стены 3-его и 1-ого этажи для окраски… Кто делал дома ремонт знают, что это такое.
Что касается предыдущих обращений в прокуратуру, в том числе о проблемах, поднятых прессой, стражи закона оставались верны себе. По инстанциям обращения спускались нижестоящим прокуратурам, оттуда руководителям города Владивостока и Приморского края… Ответы направлялись ровно через месяц, а если я не согласна с ними, то прокуратура мои возражения вновь направляла по наезженным колеям вниз.
Секрет заключался в том, что на заявления отвечали заместители, помощники глав города и края. А реагировать прокуратура станет когда заявитель сообщит, что не согласен с ответом главы... И, наконец, свершилось. 13 октября этого года на мои обращения с указанием прокуратуры «рассмотреть по существу...» пришел ответ за подписью Олега Владимировича Гуменюка. «Все работы по капитальному ремонту помещений МАУ ДО ВГ ДДДТ производятся в соответствии с проектно-сметной документацией.
За произведением работ осуществляется технический надзор организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности». Как хочешь, так и понимай… Но понять главу Владивостока трудно. Попробуйте Вы читатели разобраться.
Золотой педагогический фонд Дворца стал жертвой Кванториума
Лето 2019. Из прессы:
«Совещание в администрации Владивостока, которое провел тогда ещё и.о. главы города Олег Гуменюк. Оно было посвящено подготовке к открытию в городе уникального образовательного учреждения, технопарка «Кванториума».
Там и прозвучало радужное наставление Олега Владимировича: «Прошу вопросы создания технопарка решать максимально оперативно — обратился к присутствующим Олег Гуменюк. – ...Также прошу особое внимание уделить вопросу работы во Дворце детского творчества других кружков и секций. Ни один из них не должен быть закрыт».
И дальше читаем:
«Как заверила Оксана Соловьева, все кружки дополнительного образования после открытия технопарка «Кванториум» во Дворце детского творчества будут сохранены».
Как сохранить при вычитании четырёх этажей, представить трудно.
И вот что получилось.
В концепции по созданию и функционированию детского технопарка «Кванториум» в Приморском крае говорится:
«Выпускников МАМБ 336 человек: из них 60 кандидатов наук, 3 доктора наук работают по всему миру, являются учеными и профессорами высокорейтинговых университетов, руководителями наукоемких производств и крупных технологических компаний». МАМБ – Малая Академия Морской биологии, в которой десятки лет работают опытные педагоги.
«Каждый год выпускники МАМБ, успешно сдавшие внутренний выпускной экзамен, получают диплом, предоставляющий им право на поступление в ДВФУ по программе целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для учреждений ДВО РАН».
«Программа была разработана еще в 1978 году и подтвердила свою устойчивость на протяжении четырех десятилетий. Сегодня МАМБ является учебно-просветительским объединением, которое проводит довузовскую профессионально ориентированную подготовку школьников старших классов в области биологии и пограничных наук. Значительное место в работе МАМБ занимают учебно-исследовательские полевые практики и экспедиции, в ходе которых школьники получают знания и навыки практической научной деятельности, а не только постигают азы науки «с помощью мела и доски».
Вот какой золотой педагогический фонд был указан в концепции для получения права на создание «Кванториума», Но в сентябре в списке оставшихся коллективов МАМБ отсутствует. Если же посмотреть программу Биоквантума — лаборатория, то «дети будут заниматься изучением современных направлений биологии, в том числе геномных технологий, конструирования новых живых организмов и искусственных экосистем». Зачем же надо было ликвидировать уже состоявшийся опыт, в котором нуждается Приморская наука?
В прошлой публикации я уже сообщала, что ликвидирован практически весь технический отдел. Заслуги педагогов судомоделных кружков, подводных лодок также были указаны в концепции. А кто на всем Дальнем Востоке не знает Ю.К. Луганского, чей 25-летний опыт работы с фотостудией «Сатурн» также уничтожен. Наверняка, это неполный список исчезнувших коллективов, так как пока нет полного списка сохранившихся.
«Хозяйка» Дворца
Вернёмся к ответу главы города Владивостока. «Все работы по капитальному ремонту МАУ ДО ВГ ДДТ проводятся в соответствии с проектно-сметной документацией».
Летом огромные самосвалы вывозили кирпич, освобождая этажи будущего «Кванториума» от межкомнатных перегородок. В самом постановлении администрации города Владивостока от 05.03.2019 № 965 «О расходовании субсидий из краевого бюджета, в том числе источником которых являются средства федерального бюджета, на создание детского технопарка «Кванториум»» говорится: «3. Субсидии предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
– выполнение проектных работ на реконструкцию, капитальный ремонт здания (помещений) муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества», предназначенного (предназначенных) для размещения детского технопарка «Кванториум»;
– выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции, капитальному ремонту здания (помещений) муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества», предназначенного (предназначенных) для размещения детского технопарка «Кванториум»».
Не буду спорить, что перепланировка внутренних помещений не относится к «реконструкции», как считает глава Владивостока. Более уверенно заявляет прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока в октябрьском ответе: «Реконструкция здания МАУ ДО «Владивостоукский городской дворец детского творчества в рамках муниципального контракта № 32253610886719000004 не предусмотрена».
В своём обращении я как раз и запрашивала, почему в контракте на электронных торгах отсутствует «реконструкция»? Ну, вот такой ответ… Деньги немалые, счет идет на десятки миллионов рублей… Сама же «хозяйка» Дворца Оксана Викторовна Соловьёва сообщает в СМИ:
«В июне здесь были выполнены демонтажные и подготовительные работы, вывезен строительный мусор (не самосвалы ли, перегруженные кирпичами – «строительный мусор»?) и огромное количество ненужны вещей, скопившихся за долгие годы в помещениях».
Удивительно, что имела в виду Оксана Саловьёва под фразой «огромное количество ненужных вещей»? Возможно, методические материалы и так далее? Ведь выкинули весь фонд фотографий и литературы из подсобного помещения фотостудии «Сатурн». Окончательный ответ на все эти вопросы, думаю, должны дать стражи закона.
Ну, и главная боль жителей Владивостока — Дворцово-парковый комплекс. Будет ли он взят под охрану, как культурное наследие?
В ответе главы Владивостока ответа на этот вопрос нет. Вся архитектурная рать Приморского края, похоже, не нашла общего языка с «хозяйкой» Дворца. Сама инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края информирует в октябрьском ответе:
«Членами Общественного совета принято единогласное решение о том, что комплекс зданий и сооружений Владивостокского городского Дворца детского творчества, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 43, обладает признаками объекта культурного наследия и рекомендуется для включения в перечень выявленных объектов культурного наследия Приморского края (протокол заседания совета при инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края от 10.04.2019 № 6)» (смотрите primorsky.ru).
Там же: «Так как со времени возникновения или даты создания зданий и сооружений, расположенных по адресу: Океанский пролспект, 43… прошло менее сорока лет… (40 лет будет в 2020 году), – решение о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия … не может быть принято в настоящее время».
Таким образом, при наличии органов прокуратуры, данной инспекции, исполнительной власти в администрациях края и города полноправной «хозяйкой» Дворца остается О.В. Соловьева. Без кавычек я не могу писать слово «хозяйка», так как действия руководителя учреждения дополнительного образования, по моему мнению, лишены элементарных признаков интеллигентности. Считаю, весь конфликт был заложен её действиями, когда заявка на создание детского технопарка «Кванториум» была подана без экспертной оценки здания Дворца детского творчества.
«И пошла писать губерния»: мозаичный бассейн под асфальт. Металлические трубы на административном корпусе уже покрыты толстым слоем чего-то, стали скульптурой, там же часы замазаны краской, по двум корпусам проложены под потолком гофрированные трубы, превратившие Дворец в производственное помещение. Что будет с мраморными полами, с тем же внутренним бассейном – неизвестно, так как все последние официальные ответы и информация в СМИ говорят только «в соответствии с проектно-сметной документацией». А на сайте Дворца, на картинках проекта совсем иные объекты. От идей архитектора далёкие, как я полагаю. И если в административном корпусе объекты «Кванториума» будут изолированы от помещений для кружковой работы, то во втором корпусе современные высокие технологии оказались между двумя этажами, совершенно другого профиля по технике безопасности.
Немного истории
Малоизвестный факт, что проект Владивостокского Дворца пионеров разрабатывался ещё в предвоенное время. Это неутомимый Нил Колбин, добившись поддержки Кремля в передачи здания бывшего губернатора Приморья для Дома пионеров и школьников (правительственная телеграмма хранится в фондах музея им. Арсеньева), замахнулся на сооружения отдельного здания – Дворца. С проектом директор Дома пионеров и школьников выезжал в командировки в архитектурные мастерские Москвы и Ленинграда. Осуществится планам помешала война.
Но именно он развернул работу станции юннатов, туристской, водной. Умер в 1947 году от туберкулёза, простудился во время погрузки хлеба под дождем. Его мечта стала осуществляться в 70-е годы. К тому времени Советское государство удивляло весь мир отношением к детям.
В 1958 году Центральный совет Всесоюзной пионерской организации принял решение построить на Ленинских горах не просто новый Дом, а Дворец пионеров и школьников. В итоге получилось здание свободной компоновки, причудливо разбросанное по ландшафтному парку. Стены украшали монументальные разноцветные панно с пионерскими эмблемами: костёр, горн, звёзды; на торцовых фасадах разместили картины «Вода», «Земля» и «Небо», которые символизируют покорение стихий человеком. Вы узнаёте сходство с Владивостоком. Мозаичные ансамбли «Море», «Космос», «Земля». Здания, привязанные к сложному ландшафту. Мраморные полы, с мраморной крошкой стены. Перед открытием Дврца на Ленинских горах пригласили зарубежных архитекторов. Было чем удивить знатоков.
Да и в самой концепции «Кванториума» прописанно: «Целью создания детского технопарка «Кванториум» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций»,
Но попробуйте «хозяйке» дворца что-либо говорить о гармонии архитектуры или культурных традициях… Думаю, директор Оксана Соловьёва сразу ответит козырной фразой: «Такой масштабный капитальный ремонт – первый в истории ДДТ...». Вот только после освоения миллионов останется он ли он Дворцом?
Алла Новик, член Русского географического общества/