Занимаясь проблемами экологии, а конкретно – грубыми, считаем, нарушениями природоохранных законов РФ резидентами ТОР «Михайловский» – ООО «Приморский бекон» и ООО «Мерси Трейд», часто ловлю себя на мысли, что при общении с госчиновниками мне постоянно кажется, будто они – ненастоящие, фальшивые. Не сами, конечно, а их разговоры, беседы при встрече, реакция на обращения.
Прочитаешь ответ, например, из краевого департамента сельского хозяйства и не знаешь даже, как на него реагировать. Перечитываешь потом и думаешь: зачем они всё это пишут? Чтобы мы посмеялись? Или наш IQ проверяют?
Мы, крестьяне, конечно, многого не знаем, но мы учимся, стараемся успевать за временем, а нам дают ответы, как будто крутят заезженную пластинку…
И ещё. В Конституции и Законах написано одно, а в жизни, как поёт Владимир Высоцкий, «всё не так, как надо». Так, статья 24 Конституции гарантирует гражданам получение полной и достоверной информации (документов и материалов) по вопросам, непосредственно затрагивающим наши права.
В реальности мы добивались информации о свиноводческих комплексах 8 месяцев! За это время можно вырастить полноценного поросёнка, даже ребёнка родить! По кусочкам, с явной неохотой и заумными цитатами из законодательства чиновники выдавали нам «секреты» их проектов мега-свинарников. Мы складывали эту «мозаику», однако реальной картины так и не узнали, пока не оказались на этих предприятиях и не увидели картину своими глазами.
Противодействие ощущается постоянно, по каким бы вопросам и проблемам мы ни обращались. Формальные отписки и пересылки по инстанциям, никакой конкретной информации, а только ссылки на статьи законов.
Так, из приёмной президента мы получили 14 ответов-отписок, ссылок и вообще непонятных писем. Из аппарата президента в Хабаровске – 6, из Государственной Думы и от некоторых её депутатов – 11. Трудно подсчитать, сколькими «разъяснениями» нас удостоили три губернатора Приморья.
Получишь такое упражнение в эпистолярном жанре – и руки опускаются. Но проходит время, зализываешь душевные раны и обращаешься снова, взываешь к разуму чиновников: не примете мер – будет беда!
Иногда наша настойчивость и принципиальная позиция пробивают брешь в их круговой обороне. Так, после обращений в Госдуму к депутату от ЛДПР Андрею Валерьевичу Андрейченко (а он написал запрос в Амурскую бассейновую природоохранную прокуратуру) начались проверки свинокомплексов. Сколько же там оказалось нарушений! Это, считаю, результат принципиальной работы прокурора Грицуна и его подчинённых. Правда, вскоре прокурора отправили на пенсию (а, возможно, его просто «ушли»).
Удивляет и наводит на размышления такой момент. Людьми как будто руководит некий злой гений (а по мне – враг моей страны): надо было изобразить общественные слушания – их провели так, что ни один пункт закона (Градостроительный Кодекс, глава 5, статья 5.1) не был выполнен. Хотя на этом мероприятии присутствовали высокопоставленные чиновники города и района, представители администрации края, прокуратуры, уполномоченный по правам человека в Приморском крае, рота офицеров МВД и т.д.
А как это зрелище оправдывали в Министерстве развития Дальнего Востока, в администрации края, в прокуратуре г. Спасска-Дальнего после наших возмущённых выступлений! Для чего всё это? А для того, думаю, чтобы народ потом говорил: «Да бесполезно это всё! Они что хотят, то и творят…».
Неправда! Провели слушания, как положено, получили 405 писем с протестами, предложениями по устранению нарушений и изменению предложенного проекта очередного комплекса – и, наконец, проводят государственную экологическую экспертизу! А два года твердили, что делать это не обязательно…
Значит, им выгодно внушать народу, что он ничего не может?
Я решил проанализировать, а сколько населения у нас ходит на выборы? Оказалось, не более 28 – 30%!
Прочитал статью доктора юридических наук, профессора ДВФУ Виталия Анатольевича Номоконова «Теневое государство», опубликованную в «АрсВест». Вот что он пишет:
«В отсутствие нормального государственного строительства российские политические элиты создали систему параллельных властных структур – теневое государство, основной характеристикой которого является сращивание путём коррупции между правительственными элитами и элитами частного сектора. Результатом сращивания является сдерживание развития нормальных политических институтов, торможение процессов развития и отказ большинства населения от законной экономической деятельности и участия в политическом процессе».
Вот и ответ, почему люди не идут на выборы, не выходят на митинги и т.д.
Нас давит этот пресс. Нам внушают, что мы – никто, мы – быдло.
Они панически боятся пробуждения народа, создают законы, ограничивающие инициативу граждан, выражения ими своего мнения и требований к власти.
Сегодня отмечается громадный рост теневой составляющей в политической жизни и экономике. В неформальном процессе участвуют и формальные институты: аппараты президента, правительства, министерств, губернаторов и мэров.
Теневая политика тесно связана с коррупцией, с теневой юстицией (МВД, прокуратура, суды), отмечает В. Номоконов. Мы все это видим в реальности, ощущаем на своей судьбе.
Единичные случаи разоблачений коррупционеров, их громадные денежные накопления, элитная недвижимость в России и за рубежом, образ жизни наследников этого ворья – характерная черта нашего времени.
Мы не удивляемся многим недопустимым в развитом обществе вещам и событиям современной России.
Но я лично удивляюсь тому, что за сравнительно небольшой период наш народ изменился до неузнаваемости. Апатия к общественной жизни, озлоблённость, неуёмная жажда обогащения, забвение главных человеческих добродетелей…
Телевидение, подконтрольное олигархам и высшим сановникам государства, ежедневно насаждает нам американские и европейские стандарты жизни. Мне стыдно стоять 9 Мая перед памятником воинам, погибшим за свободу и независимость Отчизны, слушать бравурные речи и осознавать, что нет той Родины, за которую они отдали своим жизни. Мне стыдно перед своими родителями – участниками войны, и я прошу у них прощения при посещении их могил.
Да, мы живём пока в своей стране, но нет никаких гарантий, что правящая элита нас не предаст международному капиталу, не распродаст нашу Родину (они называют её издевательски «наша Раша») по частям, лишь бы обеспечить собственное «безбедное» существование.
С другой стороны, изменить ситуацию нас призывают «доброжелатели» методом революции. Мы это проходили в 1917 году. Результат – море крови, миллионы жертв и невнятное будущее.
Нет, нам не подходит метод большевиков. Разрушая «до основания», мы уподобляемся варварам, и нам не будет прощения.
Однако и мириться с теневой властью нельзя! Я не пророк, не политик и не считаю себя умником. Но я чувствую, живём мы не так, как должно быть. В 90-е и начале 2000-х, вроде, не было революции, а вся экономика, все заводы и колхозы исчезли, оказались убиты. Всё это сделано под предлогом борьбы с коммунизмом, как говорил А. Чубайс.
Простой человек, я не могу этого понять и принять. Почему обязательно надо всё разрушать, а затем – возрождать? Почему не модернизировать постепенно, поэтапно, как сделал это Китай? Ответ напрашивается сам собой: потому что разворовывать легче!
Сейчас «распил» государственного бюджета на всех уровнях власти и производства является, на мой взгляд, основной причиной невыполнения программ и проектов, тормозом развития. Даже на самой нижней ступени: прораб, к примеру, отбирает на стройке до 40% зарплаты у рабочих, объясняя это тем, что он, якобы, должен отдать эту сумму руководству. И так – до самых верхов.
Оптимизация – бич всех структур госслужащих, медиков, учителей и т.д. И полное бесправие подчинённых. Если человек недоволен работой и начальником – следует немедленное его увольнение.
Сегодня в роли теневой юстиции часто выступают вполне официальные структуры: органы внутренних дел, прокуратура, суды. Теневики создали сеть и собственных структур с административными и даже чисто юридическими функциями.
Другая «составляющая теневой юстиции – использование и подкуп механизмов официальной юстиции», – пишет в своей статье В. Номоконов.
За три года нашей борьбы с нарушениями экологического плана и законов РФ свиноводческими предприятиями можно по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда полиция и прокуратура нас поддержали. В основном нарушителей либо не выявляют и дают нам отписки про «неустановленное лицо», либо оправдывают. Про чиновников и речи нет, они стоят друг за друга стеной.
Мы – страна с глубокой ущербностью общества. У нас вместо солидарности и сплочённости, гармонии – глубокое расслоение – социальное и материальное. Наше общество разделено на имущих и тех, кто находится за чертой бедности; на сытых и голодных, хозяев и холопов. И главное – власть даже не стремится гармонизировать общество. Или не хочет. А это уже – патология.
Гражданское общество должно строиться на принципах Свободы, Справедливости, Солидарности и Равенства, а не насилия, паразитизма, эксплуатации и лжи!
Должно! А как будет у нас???
Пока писал статью, случилось событие, подтверждающее сказанное выше. У меня в доме и усадьбе прошёл обыск, санкционированный судом г. Владивостока. Причина – якобы, хранение наркотических веществ, да ещё в крупных размерах. Бред какой-то!
И всё как будто по закону: и постановление суда, и свидетели, и вежливое обращение. И какой резонанс! Бывший офицер Красной Армии (уволился в 1990 году после 26 лет безупречной службы), староста села, организатор противодействия экологическим безобразиям со стороны свиноводов, участник общественной организации по борьбе с коррупцией в органах власти «Хранители закона» - и вдруг «наркобарон»!
Жители Вишнёвки в шоке, друзья и родственники возмущены, моё доброе имя запятнано. Нет, не моим мифическим «преступлением» (никаких наркотиков не обнаружено), а грязными намерениями тех, кто санкционировал против меня этот «наезд».
Мы обязательно выясним, кто за всем этим стоит. Хотя и так всё ясно. Лично я считаю, что это – метод давления именно теневой власти, и оно (давление) будет усиливаться. Но я не одинок. У меня есть друзья, единомышленники и сторонники. Я благодарен всем им за поддержку.
Валерий Бочаров.
Спасский район Приморского края.
На снимках:
1. Валерий Бочаров с внуками;
2. 9 мая Бочаров посадил «Дерево жизни».
Фото из семейного архива.