СПАССК ПОСЛАЛИ. НА ТРИ БУКВЫ…
Роскомнадзор прошу не беспокоиться: это не то, о чём вы, наверняка, подумали. Речь – о ТОР. Территории Опережающего Развития, кто не в курсе. Если верить Википедии, придумал их наш несравненный, или сказочный (кому как нравится), президент. Из лучших побуждений, естественно.
Пётр Великий открыл окно в Европу. Не менее великий его последователь распахнул ворота в Азию.
Скажет ли Жёлтый Дракон «мерси за бекон»?
По мнению Бориса Миронова, принятие 29 декабря 2014 года закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» N 473-ФЗ может плохо повлиять на ситуацию на Дальнем Востоке, так как упрощает доступ иностранцев в ТОРы. Статья 28 даже позволяет иностранным компаниям принудительно изымать земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество (!). Имея под боком такого могущественного соседа, как Китай, это чревато серьёзными последствиями.
Ради чего сыр-бор?
А вот: «Способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стимулированию социально-экономического развития Приморского края за счёт создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства, ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции, привлечения инвестиций».
С инвестициями не вытанцовывается. Например, в ТОР «Михайловский», созданной 21 августа 2015 года, действует особый правовой режим предпринимательской деятельности, с минимальным объёмом капитальных вложений самих резидентов. А им ещё дают невиданные для отечественного бизнеса налоговые льготы: в течение первых пяти лет – освобождение от уплаты налогов на прибыль, на землю, на имущество. И финансируют из федерального бюджета (по государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»).
Инженерная и транспортная инфраструктура ТОРа строится опять-таки за счёт бюджетов Приморского края, Михайловского, Спасского и Черниговского муниципальных районов и внебюджетных источников.
Мне это напоминает анекдот про Мойшу, который на базаре варёные яйца продавал. По той же цене, что покупал, а друзьям объяснял: «Сам при деле, и дети бульон пьют».
Не знаю, кто там «при деле», а «бульон», смердящий свиным дерьмом, пьём мы, невольные соседи ТОРа. Одно радует: и китайцам ещё Спасского бекона отведать не пришлось. Отправленную им партию мяса, говорят, вернули: качество не то…
Бой с тенью
Даже январские чудовищные костры-«мангалы», на которых сожгли 72500 поросят из-за очередной вспышки ящура, не отрезвили свинский бизнес.
На один из комплексов завезли новую партию поросят. Тех, что не пережили дороги, сожгли, о чём до местных жителей тут же донёсся хорошо известный им запашок: в Прохорах уже дважды из-за ящура уничтожали всё поголовье, так что чем пахнет палёная щетина и жжёное мясо, знают.
ООО «Мерси Трейд» построил в этом селе свиноводческий комплекс на 12000 голов в год. Именно на эту проектную мощность и была выдана государственная экологическая экспертиза. Однако вскоре, получив разрешение главного санитарного врача Приморского края, руководство предприятия, полагаю, самовольно увеличило производство до 39000 голов в год. Считаю, прямое нарушение и Градостроительного кодекса РФ, и закона «Об экологической экспертизе»!
Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приморскому краю Иван Шабалин обратился в арбитражный суд Приморского края. Иван Петрович потребовал введения ограничений в отношении «Мерси Трейда». Речь шла о приведении хозяйственной деятельности компании в соответствие с проектной документацией объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов производства 1-V класса опасности в процессе их утилизации.
В суде 28 марта 2019 года было заключено мировое соглашение между двумя руководителями. Генеральный директор ООО «Мерси Агро Приморье» – компании, которая управляет «Мерси Трейдом» и «Приморским беконом» (резиденты ТОР «Михайловский»), Андрей Колот должен был до 31 января 2020 года разработать и направить для прохождения государственной экологической экспертизы проектную документацию реконструкции Прохорского свиноводческого комплекса.
Интересно, кто теперь будет исполнять условия мирового соглашения?
Ведь только что местная Дума, подавляющее большинство в которой – члены «ЕдРа», избрала Андрея Викторовича главой Спасского района!
Пикантная деталь. Руководитель предприятия, принесшего на Спасскую землю столько экологических бед, будет теперь радеть за благополучие жителей района, отстаивая их право на безопасную среду проживания? Мне лично это почему-то напоминает бой с собственной тенью…
Либо Андрей Викторович – реликтовый романтик, раз согласился трудиться за чисто символическую, по сравнению с прежней, мэрскую зарплату (всего-то 100 тысяч рублей в месяц!), либо полномочный представитель свинского бизнеса, как я считаю. Думаю, налицо – конфликт интересов. Разве депутаты не в курсе?
Жизнь уже поставила его перед выбором.
18 июня состоялись, так называемые, общественные обсуждения с заинтересованными представителями общественности по предварительным материалам оценки воздействия очередного, третьего из семи в Спасском районе, свиноводческого комплекса «Приморского бекона» (на 83000 голов). Это – первая победа активистов-экологов. Не прояви они настойчивость, «большой бизнес», как это водится в России, в очередной раз перешагнул бы и через законы, и через аборигенов-«терпил».
Даже в такой накалённой ситуации после начала этого важного мероприятия представители администрации и Думы района по-английски покинули зал. Заказчики же проекта и строительства комплекса – ООО «Приморский бекон» – вовсе не явились, хотя были соответствующим образом уведомлены.
Андрея Колота (тогда ещё генерального директора «Мерси Агро Приморья», главой района он станет лишь 24 июня) увидела около здания администрации города, где собирались члены «Единой России». Партийные интересы для Андрея Викторовича оказались важнее?
ОВОС и ныне там…
Обсуждения оказались бурными и эмоциональными. Думаю, слишком уж серьёзны нарушения на ранее построенных свинарниках, чтобы повторять их.
Нет смысла перечислять все претензии, предъявленные участниками общественных обсуждений к проекту очередного монстра-свинарника. Он, по существу, «близнец» действующего собрата под Вишнёвкой. Та же устаревшая технология утилизации навоза. Разве что лагуны глубже. При проектировании первого комплекса под Вишнёвкой была допущена ошибка в расчётах ёмкости прудов-накопителей жидкой фракции навоза. Три пруда-накопителя общей ёмкостью 42200 кубометров обеспечивают накопление лишь в течение 4-х месяцев, и потом их приходится опорожнять (куда – думаю, понятно: в ручьи и речку). Запас же должен быть 2 кубометра на одного животного, а это более 100000 кубометров!
Метод утилизации жидкой фракции навоза неэффективен, непрактичен и используется не по назначению, а для слива на рельеф (как это было весной 2018 года). При запахивании норма внесения не регулируется, при большом давлении и удалённости от пруда-накопителя невозможно предотвратить неконтролируемые большие разливы навоза при порывах шлангов, остановке трактора или буксовке, что часто случалось в прошлом году.
Полагаю, можно прийти к главному выводу: представленный проект не соответствует «Основным принципам государственной политики в области обращения с отходами». А они предполагает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, использование новейших научно-технических достижений, внедрение лучших технологий утилизации отходов.
Комментирует общественный эколог, староста Вишнёвки, сопредседатель общественной организации представителей сёл Спасского района «За достойное будущее!» Валерий Бочаров:
– Участники общественных обсуждений высказали много интересных предложений. Например, такие.
Изменить технологический процесс утилизации навоза. Для твёрдой фракции построить крытые хранилища, а для жидкой – крытые пруды-накопители.
Использовать воду для смыва навоза толькотехническую, для чего построить завод по очистке и осветлению жидкой фракции – один на два комплекса (действующий и новый). Запретить использовать питьевую воду для смыва навоза (кстати, по проекту её ежедневно требуется на один комплекс более 900 кубометров, и брать её собирались из водопровода!).
Для качественного обеззараживания навоза и уменьшения неприятного запаха применять химические и биологические препараты, используемые на аналогичных предприятиях России. Вести строгий учёт их применения. Принять эффективные меры по уменьшению неприятного запаха от производственных помещений предприятия.
В проекте предусмотрели биодеструктор для утилизации павших животных. Но как быть в случае эпизоотии? Сжигать огромное число павших животных на кострах из старых шин – , по нашему мнению, преступно! Нужен крематорий – на случай непредвиденных обстоятельств. А они – будут. Вон, в Китае свирепствует африканская чума свиней, а от неё нет спасения. Ну, и Приморье, особенно Спасский район, эндемичны по ящуру.
Для обеспечения контроля (круглосуточного) следует установить по периметру прудов-накопителей освещение и видеофиксацию. Доступ к регистратору – только контролирующих и надзорных органов. Согласовать с руководством района, собственниками и руководством свиноводческих комплексов список лиц общественников с правом беспрепятственного (естественно, с соблюдением санитарных норм и правил) посещения очистных сооружений комплексов в любой день.
Не хотим жить в свинарнике!
Участники обсуждений оказались солидарны: больше строить свинокомплексы под Вишнёвкой, да и вообще в Спасском районе нельзя! Одобрить предложенный проект тоже не захотели, не согласившись с процессом утилизации отходов производства (навоза). Жители опасаются (и не без основания), что непорядочная организация, нагло сливавшая в ручьи, речку и на рельеф сотни тысяч тонн навоза, продолжит это делать и в будущем, что грозит нашим водным источникам, в том числе подземным, заражением.
От жителей района подано большое количество индивидуальных предложений (более 300). Представлены и коллективные протесты против строительства.
Экспертами Приморского регионального подразделения Комиссии по борьбе с коррупцией в сфере экологии и природопользования Национального Комитета Экологической безопасности выявлен ряд, считаем, грубых нарушений законодательства Российской Федерации при проведении публичных слушаний 18 июня 2019 года.
Прежде всего, проведены они комиссией, состав которой не утвержден муниципальным правовым актом (МПА) Спасского района. Организаторами не озвучен состав комиссии, данные о председательствующем, секретарем не велся протокол. Не утвержден формат публичного мероприятия (слушания или обсуждения).
Организатором общественных обсуждений (слушаний) не обеспечены условия для присутствия на мероприятии всех заинтересованных лиц, независимых экспертов, общественных организаций, жителей Приморского края, чьи интересы затрагиваются прямо или косвенно рассматриваемым проектом.
Представленный на рассмотрение заинтересованных граждан проект ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) не содержит альтернативного варианта реализации проекта, а именно, сведений о других территориях и участках, где возможно размещение, или отказа от строительства потенциально опасного для окружающей среды производственного объекта.
Проект ОВОС не предусматривает вариантов устранения (ликвидации) негативных последствий хозяйственной деятельности. Не представлен проект рекультивации сельскохозяйственных земель, которые подпадают под негативное воздействие вследствие перенасыщения не обеззараженными надлежащим образом отходами производства 2-3 класса опасности.
В рассматриваемом проекте отсутствуют достоверные сведения об исходных данных состояния почвы и близлежащих рек (Кулешовка, Спассовка). Увеличение нагрузки негативного влияния в ходе реализации проекта может уничтожить водные объекты, став причиной экологической катастрофы.
Наличие водных объектов предусматривает водоохранные и прибрежные зоны. В настоящее время они, как и сами водные объекты, уже стали жертвами существующего производства (свиноводческие комплексы в Прохорах и под Вишнёвкой).
Проект ОВОС не содержит сведений о лабораторных исследованиях (биохимический, микробиологический анализ вод указанных водных объектов).
Состояние рек, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности существующих свиноферм, изучалось лишь силами общественных экологов.
Лабораторные исследования, произведенные в 2018 году независимыми исследователями, подтверждают многократное превышение загрязняющих веществ и органики в составе воды. Состояние почвы в прибрежных линиях и водоохранных зонах и вовсе никем не изучено.
По нашему мнению, отсутствие указанных показателей и достоверных сведений делает невозможным рассмотрение проекта, указывает на непрофессионализм проектировщика и ставит под сомнение все представленные в проекте расчеты.
Считаем, для обеззараживания отходов деятельности свинофермы вновь предложены неэффективные и крайне опасные методы утилизации. В частности, предлагается запахивание необеззараженного навоза в почву на ограниченных площадях, вместо применения опыта развитых стран, где навоз и другие отходы перерабатываются в ценные органические удобрения. Передовой опыт современных производителей даже не рассматривается и уж тем более не предлагается ввиду его дороговизны, очевидно, в целях увеличения прибыли собственников – ценою нанесения колоссального ущерба окружающей среде и здоровью граждан, проживающих в зоне риска, как мы считаем.
Проектом не предусматриваются решения по обеспечению производства питьевой и технической водой. Предлагается снабжение опасного производства водой из стратегического резерва Спасского района, что, считаем, недопустимо в условиях уничтожения рек отходами производства и отсутствия источников воспроизводства воды. Возможность переработки отходов и производство технической воды проектировщиком не рассматривается, вероятно, тоже из-за высокой стоимости.
По нашему мнению, можно прийти к выводу: публичное мероприятие (общественные слушания, обсуждения) проведено с грубейшим нарушением требований законодательства. Нарушены права неопределенного круга лиц, что автоматически придает статус незаконности слушаниям от 18 июня 2019 года, как мы считем.
Сведения и расчеты, представленные проектировщиком, подлежат тщательной проверке надзорными органами и экспертами всех уровней для выявления искажений данных. В том числе, на предмет намеренных искажений и сокрытия достоверной информации о состоянии окружающей среды по итогам уже существующего производства.
Проектом не предусмотрены мероприятия по устранению экологического ущерба, нанесенного почве и водным объектам в результате хозяйственной деятельности уже существующего объекта, представленного под двойное расширение и увеличение мощностей.
Общественность справедливо обеспокоена создавшейся неблагоприятной экологической обстановкой, жертвами которой стали практически все жители близлежащих сел, требует проведения независимой экспертизы состояния почвы и воды в реках, ручьях и озерах, в том числе жемчужины Приморья – озера Ханка, пострадавших в ходе деятельности двух мега-свиноферм. Только после устранения ущерба возможно вынесение на публичное обсуждение вопроса о возобновлении существующего производства и увеличения его мощностей.
Считаем необходимым внесение в проект современных методов переработки и обеззараживания отходов, а также включение решения по обеспечению производства источниками водоснабжения, в том числе резервными, без ущерба для населения и окружающей среды.
Общественная организация «За достойное будущее!» отправила письма в Министерство и Корпорацию развития Дальнего Востока, губернатору Приморского края, в Амурскую бассейновую природоохранную прокуратуру, в Государственную комиссию по экологическим экспертизам, Уполномоченному по правам человека в Приморском крае.
Мы требуем остановить работу свиноводческих комплексов до полного устранения нарушений технологии обеззараживания, хранения и утилизации отходов производства. Не завозить новое поголовье до проведения государственной экологической экспертизы и экологической аудиторской проверки комплекса совместно с представителями общественности Спасского района.
Считаем необходимым признать публичные слушания от 18 июня 2018 года незаконными. Обязать администрацию Спасского муниципального района провести их в установленном федеральным законодательством порядке, с надлежащим уведомлением и информированием всех заинтересованных лиц, обеспечив им свободный доступ к представленным проектным решениям.
Активисты общественной организации «За достойное будущее!» решили провести митинг протеста против дальнейшего строительства свиноводческих комплексов как в Краснокутском поселении, так и в Спасском районе.
Ольга Купчинская,
Спасский район Приморского края.
Фото автора.