Не в первый раз у Федеральной антимонопольной службы появляются претензии к Федеральному агентству по рыболовству. Удивительного в этом ничего нет, ФАС выполняет свою работу, в то время как ФАР старается выполнять свою. В этот раз ФАС усмотрела нарушения в распределении объемов иваси - якобы Росрыболовство несправедливо распределило разрешения на вылов рыбы в исключительной экономической зоне Японии.
По мнению ФАС, рыбным регулятором была нарушена 15 статья закона «О защите конкуренции», то есть Росрыболовством были осуществлены действия, которые привели к ограничению конкуренции.
Заявки компаний «Лунтос», «Тралфлот» и «Софко» были рассмотрены оперативно и уже на следующий день поступили в представительство Росрыболовства в Японии, а заявки компаний «Интеррыбфлот» и «Поларис» были переданы в представительство лишь спустя две недели. В итоге весь объем ВБР был распределен между первыми тремя компаниями, а от тех, кто попал «к шапочному разбору», судя по всему, и поступила жалоба в ФАС.
Однако, в чем конкретно нарушение, ФАС не объясняет. Подано всего пять заявок на добычу сардины иваси, скумбрии и анчоуса в японских водах, между тремя из которых были распределены все ВБР, выделенные японской стороной. Информации о том, что в двух отклоненных заявках были допущены какие-то ошибки, также нет.
Сложно нарушить форму, которой просто не существует. В ФАС считают, что ключевым фактором при отборе заявок, стала очередность их подачи. Неповоротливость заявителей не учитывается.
Вероятно, Росрыболовство работало в целях решения поставленной задачи, и рассмотрение заявок проводилось в сжатые сроки. Соответственно, в первую очередь рассматривались компании, которые максимально оперативно предоставили всю необходимую документацию, подтверждающую полную готовность к выходу на промысел – паспорта судов, техническое оснащение и т.д. и т.п.
Но этот случай наглядно показывает серьезную отраслевую проблему – у нас нет выверенной нормативной базы, нет установленного единого и прозрачного порядка приема и рассмотрения заявок на распределение квот исключительных экономических зон других государств.
В отсутствие четких правил и регламентов сбора и рассмотрения заявок предъявлять претензии – только воздух сотрясать. Возможно, в ФАР и поспешили, но – а это главное – задача распределения водных биоресурсов, предоставленных Российской Федерации Японией, была оперативно выполнена и – это тоже важно – предоставленная нашей стране квота в итоге полностью освоена.
До 1 июля федеральному агентству надлежит установить конкурентный порядок сбора и рассмотрения заявок компаний, намеревающихся осуществлять промысел в районах действия международных договоров России в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Кроме того, Росрыболовство должно установить требования к срокам подачи и перенаправления заявок между органами власти, задействованными в порядке распределения квот. Ждем 1 июля, вспоминая великих Стругацких: пусть никто не уйдет обиженным!
Макс Фишман, главный редактор аналитического издания «ГдеРыба?»
Фото Iz.ru